Приближается 14 марта, день выборов президента России. Очевидно, что на второй срок будет переизбран нынешний глава государства. Перед началом нового четырёхлетнего срока его работы уместно подвести промежуточные итоги.
Начнём с главного. С экономики. Если верить государственным прокремлёвским телеканалам, то в нашей стране, начиная с 1999 года, наблюдается экономический рост. Придворные аналитики утверждают, что «таких темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), как за последние 5 лет, не было 20 лет». Это действительно так. Однако нам забыли рассказать о природе этого пресловутого роста. Говорить об этом как-то неудобно. Причина проста: высокие темпы роста экономики — заслуга не президента и назначаемого им правительства, а высоких мировых цен на энергоносители. Главным экспортным товаром нашей страны по-прежнему является нефть. Цена на неё достаточно высока, что обеспечивает приток в страну большого количества твёрдой валюты. Поток нефтедолларов — вот основа т. н. «экономической стабильности» последнего времени. В том случае, если цена на нефть вдруг резко упадёт (это вполне возможно, если американцы сумеют наладить добычу и вывоз нефти из Ирака), нас ждёт повторение кризиса 1998 года. Тогда цена за баррель нефти упала до 9 долларов. Это, в сочетании с необходимостью выплачивать огромный долг по ГКО, парализовало государственные финансы. Назначенные президентом чиновники убеждают нас, что золотовалютных резервов (около 80 млрд. долларов) хватит, чтобы пережить опасное время. Это не совсем так, вернее, совсем не так.
Бюджет нашей страны в долларовом эквиваленте на 2004 год составляет около 75 миллиардов. Таким образом, в случае падения цены на нефть, наша страна может использовать золотовалютные резервы не более полутора-двух лет. Затем они закончатся. Что будет с экономикой, бюджетом и с нами, если цена на нефть за это время не поднимется, предположить сложно.
Я буду рад ошибиться. Однако структура экспорта России свидетельствует о том, что за последние 4 года экспорт сырья ещё более увеличился, а доля машин и оборудования существенно сократилась. Оптимисты опасаются превращения нашей страны в сырьевой придаток Запада. Увы, это превращение уже произошло… Пока не видно попыток снизить налоговый пресс с производителей и тем самым оживить отечественное производство. Налог на прибыль, отчисления с фонда оплаты труда по-прежнему остаются достаточно высокими. Это, плюс ежегодно повышающиеся тарифы на электроэнергию, тормозит экономическое развитие страны.
Что же за 4 года сделано для создания в России эффективной экономики, не зависящей в такой степени от колебания цен на энергоносители? О, сделано немало. Проделана большая работа. Провозглашены красивые лозунги: за 10 лет удвоить ВВП и начать борьбу с бедностью. Замечательно. Красиво, и в планетарных масштабах. А почему, собственно, ВВП надо удвоить? Может, лучше утроить? Честно говоря, даже если его удесятерить, большинство граждан России этого ни как не почувствуют. Ведь даже сейчас некоторые министры признают, что в нашей стране сложилась чрезвычайно опасная ситуация: на долю 5-7% самых богатых граждан приходится 30-35% совокупных доходов, в то время как на долю 25-30% самых бедных — лишь 20%. Треть граждан России живёт за чертой бедности — это общеизвестный факт. Простое удвоение ВВП при сохранении такой структуры распределения доходов абсолютно ничего не изменит.
Идея борьбы с бедностью очень хороша. А как она осуществляется на практике?
Осенью 2003 года подняли стипендию студентам. Аж в 2 (два) раза! Какой успех! Прорыв! Триумф! Теперь в новочеркасских вузах студенты получают от 400 до 800 рублей в месяц. Осталось потерпеть совсем чуть-чуть, всего какие-нибудь две-три сотни лет, и бедность будет разгромлена по всему фронту.
А всё-таки, много студентам платят. Не разжирели бы они от таких деньжищ.
Надо сказать, что в прошлом году только стипендии повышались так радикально. Рост пенсий и зарплат был несколько ниже и измерялся не разами, а процентами. Отмечу также, что в соревновании по росту между доходами бюджетников и тарифами на коммунальные услуги, почему-то всегда выигрывают последние. А это немного странно. Вот, например, РАО «ЕЭС» — государственная компания. А тарифы на электроэнергию растут, вызывая рост цен на всё остальное. Казалось бы, глава государства мог бы остановить рост цен в государственной компании, или хотя бы замедлить его темп. Увы, этого не происходит… Почему?
Оппозиция, ни правая, ни левая, никаких вопросов задать не может. Их на государственное телевидение не пускают, зато каждый день демонстрируют нам чиновников всех мастей, разливающихся похвалами в адрес действующей власти.
Однако хочется задать несколько вопросов «на засыпку»? Какие реформы в нашей стране доведены до конца? У нас создана современная система здравоохранения? Закончена ли бесконечная реформа образования? Может быть, у нас нет тысяч бесквартирных офицеров, а есть современная армия, куда уже не загоняют угрозами тюрьмы, а приглашают служить по контракту за хорошие деньги? Не пора ли открыть глаза и убедиться, что за последние четыре года в России принципиально не изменилось ничего? Коррумпированная бюрократическая система, созданная в 1990-е годы, укрепилась, многие госчиновники ещё теснее сплотились с бандитскими структурами… И никаких попыток реальной борьбы с коррупцией, действительного увеличения благосостояния граждан.
Действо «Выборы президента России» с весьма предсказуемым результатом состоятся 14 марта. Не забудьте зайти на участок.
—