16 января в Доме быта состоялась встреча его работников и арендаторов с руководителем Комитета по управлению имуществом г. Новочеркасска В.А. Ключко. По поручению мэра города А.П. Волкова В.А. Ключко информировал собравшихся о принятом решении: Дом быта будет продан. Хотя это решение еще не утверждено Городской Думой, Виктор Александрович представил его как окончательное. Названа и причина продажи — нерентабельность.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕРЕНТАБЕЛЬНОСТИ
По мнению Виктора Александровича Ключко, Дом быта не приносит городу ОЖИДАЕМОГО дохода и потому является нерентабельным.
Каково же на самом деле положение вещей? Помещение Дома быта — муниципальная собственность. Муниципальное унитарное предприятие «Дом быта г. Новочеркасска» управляет данным помещением на правах хозяйственного ведения. Нынешнее руководство предприятия приняло вверенное ему хозяйство с огромными долгами (только задолжность по уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды составляла в 2001 году 941,4 тысячи рублей). Был составлен график погашения долга, по которому уплачено в погашение задолжности 229 тыс. рублей. Остаток задолжности, согласно графику реструктуризации на начало 2004 года, составляет 584,7 тыс. рублей. По условиям реструктуризации задолжность следовало погасить в течение 7-10 лет. При этом предприятие вовремя уплачивало и уплачивает текущие платежи — налоги, сборы и заработную плату своим работникам, которая не только ни разу за указанный период не была задержана, но и индексировалась в связи с инфляцией. С марта 2001 г. по январь 2004 г. за счет средств предприятия выполнен ремонт помещений Дома быта на общую сумму 1 миллион 400 тысяч рублей.
В помещении Дома быта трудятся 80 работников Муниципального предприятия «Дом быта г. Новочеркасска» и 220 представителей частного бизнеса (арендаторов помещений). МУП «Дом быта г. Новочеркасска» имеет 4 собственных цеха и 2600 кв. м. сдает в аренду.
Если продажа состоится, то Муниципальное предприятие «Дом быта» должно будет покинуть помещение или АРЕНДОВАТЬ занимаемые им площади у нового собственника по коммерческим ценам. Автоматически предприятие лишается возможности сдавать помещения в аренду, поскольку данные помещения уже не будут в его хозяйственном управлении. Стало быть финансовых возможностей погасить долг предприятие иметь уже не будет — тут бы выжить хоть как-нибудь. А, может быть, городу не нужна бытовка? Все эти ателье по пошиву и ремонту? Обойдемся как-нибудь? Видимо, администрация считает, что обойдемся. Ведь В.А. Ключко так и сказал, что надо быть коммерсантами. В данной ситуации это, видимо, означает, что оказывать услуги населению надо по коммерческим ценам. Действительно, чего церемониться! В условиях конкуренции выживают сильнейшие.
Муниципальное предприятие «Дом быта», конечно же, рентабельно, то есть его ДОХОДЫ после уплаты долгов, текущих налогов и сборов, а также выплаты заработной платы ПРЕВЫШАЮТ РАСХОДЫ. Но беда в том, что в городской бюджет по закону предприятие уплачивает всего 2% от всех налогов, что город, конечно, не удовлетворяет. После продажи помещения вполне возможно, что предприятие не сможет заплатить никаких налогов — ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Но это — не главное. Главное, в данном случае, получить доход от продажи здания прямо сейчас. Ведь впереди празднование юбилея Новочеркасска и очередные выборы мэра — затраты предстоят большие, если не сказать грандиозные (судя по планам подсветки собора и установлению новых памятников).
ЧТО ПОЧЁМ?
Виктор Александрович Ключко озвучил, какой будет цена продаваемого здания. 35 миллионов рублей или 1,2 миллиона долларов хочет получить город за Дом быта. Разве это плохо, если город разбогатеет на 35 миллионов? Для примера, насколько хороша цена, Виктор Александрович назвал сумму, за которую был продан универмаг — 800 тысяч долларов. Остается непонятным, почему здание универмага оказалось дешевле здания Дома быта? Или хозяева универмага продешевили (плохие коммерсанты!) или цена на Дом быта искусственно завышена.
Во время встречи Виктор Александрович поделился с присутствующими возможными вариантами реализации муниципального имущества, а именно здания Дома быта. Акционирование или продажа с учетом интересов арендаторов. Акционирование, как метод, по мнению В.А. Ключко, длительный и имеющий массу недостатков, был продавцами имущества отвергнут. Ведь придется иметь дело с каждым будущим акционером в отдельности и всё здание в таком случае не будет иметь одного хозяина. А вот «продажа с учетом интересов арендаторов» — это и быстрее и выгоднее. Вопрос лишь в том, что продажа муниципального имущества должна производиться с аукциона, и покупает тот, кто больше всех заплатит. Администрация города опасается, что в ходе аукциона имущество может достаться «пришлым» — московским или ростовским коммерсантам. Что ж, опасения вполне понятны. Но закон есть закон, он на эти опасения не ориентирован. Из уст В.А. Ключко позвучала такая интересная фраза: «продажа через приватизацию». Смысл этой фразы так и остался для меня неясным. А на деле план Комитета по управлению имуществом (при поддержке мэра города) таков: продать здание Дома быта руководителю агентства недвижимости «Ключ» Сергею Павловичу Шаршукову, который сам арендует помещение у Муниципального предприятия «Дом быта г. Новочеркасска». То есть Сергей Павлович из арендатора превратится в хозяина всего помещения. А затем он распродаст здание по частям тем из арендаторов, которые пожелают и смогут выкупить арендуемые помещения. Я с удивлением узнала, что примерно таким образом был решен вопрос с гостиницей «Южной».
Дальше речь зашла о цене. Сергей Павлович Шаршуков определил ее, как 300-800 долларов за квадратный метр в зависимости от этажности. На что присутствующие арендаторы справедливо заметили, что такая цена соотносима с ценами на недвижимость в центре Ростова-на-Дону, например, на пр. Ворошиловском. Это не смутило Сергея Павловича и поддержавшего его Виктора Александровича Ключко. Они хором уверяли присутствующих, что те легко смогут продать (перепродать) свои помещения и по значительно более высокой цене.
Предприниматели поняли со слов Ключко, что вопрос о продаже решен и обеспокоились. Многие готовы выкупить свои помещения, но будут ли льготы тем, кто занимается бытовым обслуживанием населения (парикмахерская, например), есть ли смысл надеяться на рассрочку при продаже? По началу предпринимателей пытались убедить, что и льготы будут и рассрочка. Но, когда слово взял С.П. Шаршуков, то он вполне откровенно сказал, что льготы возможны только за счет других арендаторов, а рассрочка — максимум на полгода.
Я, конечно, не экономист и даже не коммерсант (хотя господин Ключко советовал всем присутствующим быть коммерсантами!), но простой арифметический подсчет сделать все же могу. Попробуем ответить на вопрос: что почём?
Средняя цена (исходя из 300 до 800 долларов) на квадратный метр составит 550 $ за кв. м. Общая площадь Дома быта — 5000 кв.м. Господин Ключко в ходе встречи неоднократно повторял, что продано здание будет так, чтобы потом не оказалось, что у муниципалитета останутся лестницы, туалеты и подсобки, то есть — ЦЕЛИКОМ. Стало быть, подсобные помещения будут распределены между предполагаемыми покупателями, и арендаторы заплатят не только непосредственно за торговые залы, но и за места общего пользования, причем, видимо, пропорционально величине покупаемых площадей.
Считаем. 550 долларов (средняя цена) умножить на 5000 кв. м. Получается — ДВА МИЛЛИОНА СЕМЬСОТ ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ!
Можно, конечно, считать и по-другому, кто во что горазд. Но даже при минимальной цене в 300 долларов за квадратный метр, общая прибыль составит ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ. Вспомним, что город хочет получить 35 миллионов рублей, то есть, исходя из нынешнего курса, это составит ОДИН МИЛЛИОН ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ.
Так какова же на самом деле цена Дома быта? И дадут ли его арендаторы себя, простите за вульгаризм, надуть? Или именно это называет коммерцией господин Ключко?
ПОСЛЕ ПРОДАЖИ ХОТЬ …ПОЖАР
Два раза в год Дом быта под угрозой закрытия из-за отсутствия в здании автоматической системы пожаротушения. Иногда Дом быта закрывают, потом открывают вновь — работать-то надо! Но работают люди под дамокловым мечом, в любой момент Дом быта могут закрыть. Автоматическая система пожаротушения стоит около полутора миллионов рублей, которые на сегодняшний день Муниципальное предприятие заплатить не может.
Один из арендаторов задал вполне резонные вопросы: «А что будет после продажи, ведь в случае нарушений закрывают весь объект, несмотря на то, что конкретное помещение, принадлежащее данному предпринимателю отвечает всем требованиям пожарной охраны? Сейчас пожарники идут навстречу руководителям Дома быта, ведь это предприятие муниципальное, а после продажи здание Дома быта будет в частной собственности. А с коммерсантов и спрос другой. Будет ли здание перед продажей приведено в соответствие с требованием санэпидемстанции и пожарной охраны?».
Ответил В.А. Ключко: «Не будет!». А С.П. Шаршуков заверил предпринимателей, что это сущая ерунда — скинутся и поставят себе пожарную сигнализацию. Да и с пожарниками всегда можно договориться, вот только как это сделать, можно только догадываться… исходя из коммерческого опыта.
Думаю, многих арендаторов эти проблемы не коснутся, поскольку за названную цену, без льгот и рассрочек очень немногие смогут выкупить занимаемые помещения.
О ТОМ, КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН
Теперь личные впечатления от встречи. Директор Муниципального предприятия «Дом быта», предприниматели, арендующие в течение многих лет помещения у этого предприятия, выглядели на встрече бедными родственниками. Настоящим хозяином смотрелся даже не руководитель комитета по управлением имуществом г. Новочеркасска В.А. Ключко, а простой арендатор, директор агентства «Ключ» С.П. Шаршуков. Но суть не в этом. Меня удивило, как вели себя так называемые хозяева — цинично, напористо, без тени уважения к присутствующим. Когда представитель администрации уверяет всех, что надо быть коммерсантами, то возникает резонный вопрос, что дальше продавать будем? Почем ушли совесть и здравый смысл, уважение к людям и ответственность за судьбу родного города? А, впрочем, это лирика. Она ничего не стоит.