Сегодня:

Пожалуй, самой памятной нештатной ситуацией 2003 года для всех городских служб и жителей промышленной части города была серия аварий на канализационной насосной станции НЭВЗа. Неприметное сооружение трижды за короткий промежуток времени приковывало к себе внимание, держало в напряжении весь комплекс ЖКХ и руководство города. Аварии устраняли, не считаясь ни с какими издержками. На прорыв привлекались все, кто только мог чем-то помочь восстановить работоспособность злосчастной КНСки и тем самым наладить водоснабжение значительной части города. Среди тех,
кто непосредственно был там, многим запомнился специалист, которого все называли по отчеству — Петрович.

— Да, есть у нас такой, — улыбнулся на мой вопрос директор «Горводоканала» Александр Бреус, — это главный механик предприятия Александр Петрович Щетковский. Работает он у нас тридцать второй год. Прошёл многие должности. Про него могу сказать — человек на своём месте. На него всегда можно рассчитывать. Я могу поручить ему любую работу. Знаю, что подсказывать ему ничего нельзя. Он всё делает по-своему. Если даёшь ему задание, обязательно выскажет массу возражений, а потом возьмётся и сделает. Например, в прошлом году мы прокладывали в Новом городке трубопровод. Он проложил 1200 метров всего за три недели. Если бы все мои сотрудники были «петровичами», да с финансами полегче, то можно было бы ни о чём не беспокоиться. У него коллектив подобран. За своих ребят переживает, не стесняется обратиться ко мне, если надо помочь своему работнику. В людях разбирается так же хорошо, как и в своём хозяйстве.

«Хозяйство», которым заведует Александр Петрович обширное. Это 10 канализационных насосных станций, 27 подкачивающих, плавучая станция водозабора и прочая, и прочая. В его подчинении, вместе с дежурным персоналом насосных станций почти сотня человек. Ремонтников всего 9 — двое токарей, двое сварщиков, пятеро слесарей. Если где беда с каким-то механизмом — люди Петровича там первые. А работы им всегда много. Многие сооружения, которые прежде принадлежали ведомствам передали на баланс «Горводоканала». Техническое состояние многих из них вызывает большое беспокойство. Для модернизации одной подкачивающей станции нужно около полумиллиона рублей. Магистральные трубопроводы тоже не дают расслабиться сотрудникам «Горводоканала». Цена замены основной трубы от автовокзала до Троицкой площади — 5 километров — запредельно высока. Поэтому остаётся только наладить предельно оперативное устранение аварий, что водоканальцы и делают. По словам А.В. Бреуса, сложившееся взаимопонимание между ним и мэром города, помогает решать многие проблемы. «Вот Анатолий Панфилович, когда был на месте прорыва в переулке Магнитном, посмотрел на мои аварийки (автомобили, в которых бригады выезжают на место проведения очередной «спасательной операции») и пообещал в 2004 году решить вопрос с выделением средств для приобретения новой техники для ремонтных бригад». Обнадёживает и недавно принятое Думой и руководством города решение о займе четырёх миллионов долларов в Международном банке реконструкции и развития для работ по улучшению водоснабжения Новочеркасска.

— Вызывали? — в кабинет директора «Горводоканала», прервав наш разговор, заглянул мужчина.
— А, Петрович, заходи! Тут корреспондент по твою душу, — сказал Александр Васильевич, — вот, интересуется твоей личностью.
— А что мной интересоваться? Работаю, как все.
Александр Петрович Щетковский из станицы Грушевской. Там окончил восьмилетку. Потом — техникум химического машиностроения. Работал на разных предприятиях, в 1972 году пришёл в водоканал. Сначала — мастером на водоочистные сооружения. Работал на других должностях, пока не принял одну из самых беспокойных — должность главного механика.

— Помогает мне в работе сейчас то, что я всю сеть сам знаю, все объекты, все наши слабые места. Огорчают — временные сооружения. Водозабор плавучий — времянка. Его, по-хорошему, надо уже в док на ремонт ставить, а чем воду качать? Старое оборудование — если что сломалось, то такого уже не производят. Что делать? Приходится с заводами связываться, просить, ну сделайте для нас такую-то деталь. Говорят, сняли уже с производства, а нам как быть?.. А «фекалка» на НЭВЗе нас тоже помучила. Видно, эксплуатировали её, не помышляя о ремонте. Тут наш русский «авось». Мы не делаем капитально, делаем как-нибудь. Вот и вся наша беда. Ну зачем ставить сталь на канализацию? Лет пять — и она пропадёт, но в проект её закладывают. Чем думают? Попривыкли добиваться экономического эффекта — чем дешевле, тем лучше. А потом больше денег на ремонт уходит. И всё, что выпускает наша промышленность, ни- куда негодное. Вся запорная арматура, вентили, задвижки, всё некачественное, по сравнению с импортной. А импорт дороже. Ну давайте сделаем и мы чуть дороже, но качественнее. Новую задвижку надо, прежде чем ставить, сразу переделывать… Вот мы приняли ведомственные насосные станции, а они «убитые» наглухо. Есть правила устройства и безопасной эксплуатации насосных станций, ты от этого никуда не денешься. Положена на насосной приточная вентиляция, а её там давно нет, всё упало, сгнило. Даже бетон разрушен, арматура торчит. Как там работать? Ни на одной насосной, что нам достались, не было заземления. Представляешь? Вот сейчас там ребята всё восстанавливают. Такое впечатление, что их никто не проверял никогда. А теперь нам надо всё приводить в порядок. Хорошо, что на всех городских заводах меня знают и помогают в трудных случаях. И я помогаю, чем могу. Видел, какие трубы из земли вынимают? Иной раз думаешь, как там вода вообще проходила, через эти наросты… Но, знаешь, всё же есть и радость в моей работе. Возможностей — минимум, задач — много. Тут есть куда мысль приложить, смекалку. Я уже убедился, что ни одна организация не сделает такую работу лучше, чем мы. Грязь по пояс, течет вода. Как заварить в таких условиях? Другие не представляют, а наши ребята делают. На НЭВЗе 9 метров глубина колодца. Кто туда полезет? Говорят, у нас нет таких специалистов, а наши пошли. Молодые ребята. И знаешь, зарплата не очень высокая по такой работе. Нас направляют на самые серьёзные аварии, знают, что не подведём. Каждый из моих сотрудников работает так, что над ним стоять не надо, он своё дело знает…

Знает своё дело и Александр Петрович Щетковский. На таких «петровичах» всё у нас и держится. Умные руководители их ценят, не замечают строптивости характера, справедливо считая, что победителя не судят. И «петровичи», «сергеичи», «иванычи», с «помощью топора и какой-то матери», выходят победителями из однозначно безвыходных положений, спасают провальные ситуации, находят решения вообще нерешаемых задач. А поскольку в матушке России таковых ситуаций и происшествий — на каждом шагу, то и «петровичи» до скончания веков будут нашими спасителями от всяких бед и напастей. Во всяком случае коллективу «Горводоканала», и нам, его абонентам, потребителям воды, есть на кого рассчитывать. И, как говорится, дай Бог здоровья Петровичу!

Фото Николая Склярова.
row['name']