Сегодня:

«Будут … и землетрясения по местам; о дне же том и часе никто не знает…»
(Матф., 24,36).

Наш корреспондент встретился с доктором геолого-минералогических наук, профессором, заведующим кафедрой Общей и исторической геологии, минералогии и петрографии ЮРГТУ(НПИ) Ильей Александровичем Богушем, действительным членом двух академий: Российской академии естественных наук и Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности.

Не так давно наш собеседник участвовал в проведении исследований по прогнозу сейсмической активности в… Ростовской области. Сейсмология — это наука о землетрясениях. Не удивляйтесь. Я и сам с детства был наслышан о традиционно сейсмически активных областях и таких, в которых землетрясения в принципе невозможны, разве что как отголоски каких-нибудь дальних толчков. Так вот, таких территорий, где вероятность землетрясения равнялась бы нулю, нет. Это не значит, что завтра у нас будет двенадцатибалльное землетрясение, которое сотрет Новочеркасск с лица Земли — нет! Но вот недавних землетрясений на Алтае, похоже, мало кто ожидал. Понятное дело — Курилы, Сахалин, там этим никого не удивишь. Армянское землетрясение было хоть и внезапным, но, тем не менее, весьма вероятным событием. Достаточно на карту Армении взглянуть — в одном месте там вулканические кратеры как по цепочке выстроились. Это их так построил глубинный тектонический разлом — трещина в земной коре. А по разлому и происходят подвижки. Вот в Ленинакане, скажем, обнаружилась такая странность: одни дома чуть ли не целиком в груду кирпича превращены, а другие — не так далеко от этого места — почти целые стоят. Одна причина — хрущевская постройка была попрочнее, в домах брежневской постройки кирпичи нередко были скреплены одним песком, без бетона, а иной раз отвалившаяся штукатурка выявляла на бетонной плите надпись мелом: «брак». Но это лишь одна причина. Когда составили карту разрушений и наложили ее на геологическую карту, где были указаны тектонические разломы, то зоны максимального разрушения построек и сооружений точь-в-точь легли на эти разломы — максимальные подвижки были как раз там.
Ну, это Армения, а Ростовская область? Тут ведь не горы, а равнинные реки. Дело в том, что реки текут по тем направлениям, в которых протянулись тектонические разломы. Гляньте на карту в том месте, где Дон с Волгой почти встречаются. Это в районе Волгограда. Вот течет себе Дон от Воронежа на юго-восток, а чуть повыше станицы Трехостровской, где Цимлянское водохранилище начинается, вдруг резко поворачивает под прямым углом и течет на юго-запад. Так же и Волга ведет себя ниже Волгограда: до поселка Волжский она течет на юго-запад, а у поселка Светлый Яр, как солдат по команде «нале-е-е…ВО!», поворачивает на юго-восток.
Так реки рисуют крест: ниже Волгограда они обмениваются направлениями течения. Куда тек Дон (на юго-восток), теперь течет Волга, а куда текла Волга (на юго-запад) потек теперь Дон. Что это за чудеса? Никакие не чудеса. Просто два разлома пересеклись крест-накрест и определили такие резкие повороты двух великих рек.

Ну, ладно, а нам-то что за дело? — скажет иной читатель. А вот что за дело. Представьте, что фундамент дома, в котором мы живем, имеет трещины. А этих трещин, между прочим, у нас полно — это же и есть тектонические разломы. Ну и что? А то, что разломы эти «живут», то есть блоки земной коры вдоль них помаленьку движутся: Кавказские горы до сих пор растут, их вздыбливает (силища нешуточная!) напирающая с юга плита Аравийского полуострова — она-то вроде бы и далеконько, но давление аж сюда передается. Кстати, Крым со скоростью 1 сантиметр в год движется в сторону России. Трудно себе представить, как с этим может мириться Украина, но помешать этому не может никто — слишком велика движущая сила. И сила эта приложена к разлому, по которому течет Дон и который проходит вдоль по дну Цимлянского водохранилища.

Итак, Цимлянская плотина стоит на двух разных берегах Дона. Стало быть, левое и правое крылья плотины опираются на разные блоки, между которыми расположена огромная трещина, именуемая тектоническим разломом. Есть ли вероятность, что под давлением толщи воды или под напором Аравийской плиты какой-нибудь береговой блок, отделенный от другого тектоническим разломом, сдвинется в пределах водохранилища? Есть. Какая? Не знаем. Знаем только, что она есть. Какой из берегов устоит, какой сдвинется? Не знаем. Нужны исследования, стало быть, финансирование.

А что значит этот сдвиг по руслу Дона в чаше водохранилища? Он означает появление трещины сдвига в теле плотины и прорыв огромной массы воды. И когда вся вода из Цимлы рванется вниз… Что это такое — никому объяснять не надо. Не найдем денег на предотвращение беды — будем искать их на ликвидацию последствий. Только последняя сумма будет гораздо больше первой. Да и помирать русским не в диковинку, коли «авось» не вывезет.

Есть далеко в горах Памира Сарезское озеро. Образовалось оно в 1911 году, когда на селение Усой, что стоял на реке Мургаб, обрушилась часть горы. Селение вместе с жителями погибло. Так возник Усойский завал, давший начало Сарезскому озеру. Такое же — завальное — происхождение имеет знаменитое озеро Рица. Там даже видна стенка — плоскость, по которой часть горы съехала в реку, запрудив ее и образовав озеро. С недавних пор (а для геологических процессов тридцать-сорок лет — не срок) стала в основании Сарезского озера фонтанами бить вода — того и гляди, прорвет завальную плотину. Озеро находится в сейсмоопасном районе (гора сползла на поселок в результате землетрясения). Расположено озеро на высоте три с половиной километра над уровнем моря, добираются туда только горными тропами, а для укрепления завала требуется объем бетона с два десятка Асуанских плотин (Асуан перекрывает Нил). Когда плотина не устоит, и вода озера, не дай бог, ринется вниз, то волна к Аральскому морю придет высотой под три метра. Ущерб, не считая человеческих жизней, будет равен годовому бюджету СССР. Это далекие и теперь уже (или пока еще?) зарубежные беды.
А что будет, если треснет Цимлянская плотина? А ничего хорошего, будет то же са-
мое — волна покатится к Азовскому морю. По некоторым расчетам, катастрофически быстрый подъем уровня поверхности воды в пойме Аксая существенно будет превышать десять метров. Десятиметровый вал ревущей воды, уничтожающий все… Как этого избежать? Прежде всего, надо изучить вероятность такого события, а для этого — исследовать недра, их строение и поведение, и с помощью точных приборов отследить изменение формы поверхности земли: есть ли какие-нибудь подвижки, что именно движется, куда и с какой скоростью, масштабы исследуемого явления, размах и сроки вероятной катастрофы. Короче, ждать ли чего, и если ждать, то когда? Такими работами, среди прочего, занимался профессор И.А.Богуш.
Виновником многих катастроф становится сам человек — достаточно только вспомнить о прорывах подземных вод в шахтах нашей области. На территории города Шахты достаточно частое явление — просадка поверхности, вызванная обрушением отработанных подземных выработок.

Твердая оболочка Земли лишь на первый взгляд кажется неизменной, стабильной и неподвижной, но в глазах специалиста-геолога она находится в постоянном движении и развитии. Земная кора «дышит», испытывая ежесуточные приливы и отливы, порождающие незаметные для человека очень пологие волны, которые катятся вокруг земли, поднимая и опуская дома и дороги, озера и реки, башни и водохранилища… Различные по форме и размерам блоки земной коры перемещаются в различных направлениях. Перемещаются материки и континенты, со средней скоростью 2 сантиметра в год расширяется Атлантический океан. Тектонические нарушения — контакты этих блоков — пересекают все и создают причины для катастроф, разрывая и перемещая горные хребты и самые прочные сооружения, созданные человеком. Эти разломы земной коры часто обуславливают нарушения физических полей Земли и порождают геопатогенные зоны. Зачастую этому названию придается излишнее мистическое толкование. Пожалуй, воинствующая мистика всегда появляется там, где имеет место недостаток компетентности или разума.
Наиболее наглядно события современной геодинамики проявляются в разрушительных и катастрофических землетрясениях, затрагивающих разные точки Земли. Только за последнее время эти катастрофы затронули Горный Алтай, Турцию, Тайвань, Перу, Китай. Погибли десятки тысяч людей, разрушены многие города и поселки.

Динамика земной коры не ограничивается сейсмическими катастрофами. Значительно шире и чаще наблюдаются менее яркие ущербные для человека события, причина которых — в современных движениях каменной оболочки Земли. К числу их принадлежат оползни, обвалы, разрушения зданий и сооружений, нарушения работы наземных и подземных рудников и шахт, аварии на предприятиях, нарушения эксплуатации транспортных наземных и подземных коммуникаций, газо-, нефте- и водопроводов и многое другое.

Дискуссия об угрозе Донскому краю со стороны существования Ростовской (Волгодонской) АЭС также базируется на геотектонической неустойчивости территории Цимлянского водохранилища, и об этом шла речь выше. Кстати, в качестве одной из версий причин аварии Чернобыльской АЭС рассматривается воздействие современных приразломных движений.
Где же выход? Как его вычислить, тот самый день и час, о котором не знает никто, даже Господь Бог, если верить апостолу Матфею?
На Кавказе работает станция геофизического прогноза землетрясений. Примерно год назад возникли панические слухи о том, что в районе Сочи ожидается двенадцатибалльное землетрясение. На основании данных, имевшихся в распоряжении на тот момент, российские геологи заявили, что в районе Сочи никаких подвижек земной коры не предвидится, но через три дня землетрясение ожидается в Грузии. Был указан конкретный район. Через три дня Грузию тряхнуло именно там… У Грузии нет своих геофизических обсерваторий, у нее, похоже, уже ничего нет, кроме независимости, да и та в нашем сложном мире чаще всего фикция или блеф. Нищие грузины — да такой нелепый анекдот в советские времена никому и в голову не пришло бы сочинять!.. Сегодня один Бог знает, что будет с этой страной, которую политически трясет гораздо сильнее, чем сейсмически.

В России с прогнозными службами дело порой обстоит не лучше. Так, ликвидировали на Северном Кавказе гляциологические станции, которые занимались наблюдением за движением ледников — и нежданно-негаданно сошел ледник Колка в Северной Осетии. Непредсказуемо? Да, предсказать было некому. А люди погибли…
Свернули за отсутствием финансирования геофизическую службу прогноза землетрясений на Сахалине — и подземная стихия несколько дней трясла и колотила Нефтегорск. Тоже нежданно-негаданно… И люди погибли, да и незаконченное и по сей день восстановление разрушенного влетело в копеечку. Скупой платит дважды. А нищий? Россия экономит деньги на службах прогноза и платит огромную цену за ликвидацию последствий непредвиденных (?!) катастроф.

Где же выход? Выход единственный — финансировать исследования. На кафедрах горно-геологического института под руководством профессоров И.А.Богуша, В.М.Калинченко, А.Я.Третьяка и А.В.Фролова разработана и применена оригинальная методика прогноза и оценки экогеодинамического риска для проектируемых и эксплуатируемых крупных и особо опасных промышленных предприятий. Эта методика апробирована на таких объектах, как Ростовская АЭС и автомагистраль М-4 («Дон»).
Короче, методика разработана, специалисты есть, надо финансировать работы, а не ждать, когда случится непредвиденное. Или все-таки будем ждать беды?