Сегодня:

Девяносто лет назад, 20 декабря 1913 года, академик живописи, руководитель Общества передвижных выставок Н.Н. Дубовской отправил из С.-Петербурга в Новочеркасск заявление городскому голове А.С. Дронову. В нем говорилось о заветной мечте художника: «… По мере того, как много лет я собирал одну за другой работы моих коллег, мечта эта более и более приближалась к возможно реальной действительности… Я, обдумав вопрос о деталях передачи коллекции (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников. — В.Р.), пришел к следующему заключению: коллекцию свою я могу передать родному городу только после того, как будет принято мое предложение городом — будет решено и закончено в своей постройке здание Донского художественного музея».
Власти донской столицы с благодарностью приняли предложение знаменитого земляка, выделили средства и отвели участок для строительства музея. Но… по разным причинам его возведение ни тогда, ни после не состоялось. Тем не менее, в 1946 г. обещанная Дубовским коллекция картин, этюдов и рисунков была передана его родственниками в Музей истории донского казачества на временное хранение, т.е. до постройки или выделения подходящего для ее размещения здания. Это «временное» растянулось на многие десятилетия. В постоянной экспозиции МИДК находится лишь малая часть картин и этюдов Дубовского. Остальное запрятано в запасниках. Такая же участь постигла и дар городу другого замечательного живописца, И.И. Крылова. В запасники отправлены и работы Н.В. Овечкина.
Хлопоты нескольких поколений общественников об организации в Новочеркасске художественного музея или картинной галереи имени Н.Н. Дубовского оказались безрезультатными…

Чтобы отвлечься от невеселых мыслей, я решил прогуляться по городу. Теплый, солнечный день (прямо-таки весна в середине декабря!) располагал к этому. Спустился к улице Фрунзе — захотелось взглянуть на дом Дубовского. Вот и он под номером 52 — небольшой, совсем неприметный. Лишь мемориальная доска выделяет его из ряда подобных домишек.
На доске лаконичный текст: «Здесь родился художник-передвижник академик живописи Николай Никанорович Дубовской (1859-1918 гг.)».
В этом доме, на бывшей Воспитательной улице, прошли детские и юношеские годы будущего художника. Обучаясь в С.-Петербургской академии художеств, он проводил здесь свои каникулы. Бывал в родительском доме и став уже профессиональным живописцем.

Дом Дубовских, по воспоминаниям старожилов, был типичным казачьим куренем — низ каменный, верх деревянный. Окна закрывались ставнями. С трех сторон его охватывала галерея (галдарея), а с южной стороны была открытая веранда. Окна и карнизы украшали резные доски (см. рис.).

В 1892 году дом по улице Воспитательной, 44 (тогдашний его адрес) был продан. Мать Николая Никаноровича Любовь Ивановна и две его сестры покинули Новочеркасск. С этого времени Дубовской, в свои довольно редкие наезды в родной город, останавливался или у брата Евгения Никаноровича, который жил на Скородумовской улице (ныне Просвещения, 64) или в доме племянника Валентина Евгеньевича на Мариинской улице (после революции Коммунальная).
Со временем о родительском доме Н.Н. Дубовского, находившемся довольно далеко от центра, подзабыли, а с его именем оказались связанными дома брата и племянника. И когда принималось решение об увековечении памяти знаменитого земляка (это приурочили к 100-летию со дня рождения), то мемориальную доску укрепили на доме, который принадлежал брату, и назвали его именем бывшую Коммунальную улицу, на которой жил когда-то племянник. Кстати, В.Е. Дубовской в начале XX века был главным архитектором Новочеркасска. Так что эту улицу следовало бы назвать улицей Дубовских.
Что касается мемориальной доски, то она, благодаря стараниям покойного ныне доцента НПИ, художника Александра Михайловича Зыкова, осенью 1967 года была перенесена на дом № 52 по ул. Фрунзе.

Сегодня этот дом (см. фото) мало похож на тот, что был при Дубовских. Дело в том, что зимой 1951-52 года тут случился пожар. Значительно пострадали окна и обшивка фасада со стороны улицы, а также веранда. (Галерею убрали еще раньше.) Новые жильцы пострадавшей квартиры Грановские (всего в доме живет четыре семьи) с помощью штукатурки полностью видоизменили главный фасад и теперь дом с улицы выглядит каменным строением. Мария Васильевна Грановская, живущая в этом доме более пятидесяти лет, говорит, что он давно нуждается в капитальном ремонте и что мемориальная доска никак не способствует тому, чтобы поддерживать дом в приличном состоянии.