Сегодня: 20 апреля 7423, Воскресенье

Это лечебное учреждение было открыто в год трёхсот-летия династии Романовых — в 1913 году, в ноябре, ровно 90 лет назад. Построено оно было за пределами Новочеркасска в Краснокутской роще. Инициатором строительства санатория «Лиги для борьбы с туберкулёзом» (как тогда было названа эта больница), был Андроник Семёнович Мануйлов, врач, активно работавший в области лечения этого грозного заболевания. Первые два корпуса санатория были построены на пожертвования новочеркасцев. Тогда это лечебное учреждение было рассчитано на 60 коек. За девяносто прошедших лет, больница несколько раз переименовывалась, расширялась, укрупнялась, меняла ведомственное подчинение, но неизменным оставался её профиль — борьба с туберкулёзом и лечение заболеваний органов дыхания.
— Сегодня у нас 300 коек, 5 отделений, 5 операционных, вся необходимая аппаратура, но главные наши ресурсы, это люди, которые работают здесь, и наши традиции, которые мы храним, — считает главный врач Специализированной туберкулёзной больницы, заслуженный врач Российской Федерации, кандидат медицинских наук, Валерий Андроникович Григорян.

Традиции хирургического лечения туберкулёза были заложены здесь в 1951 году, с приходом главного врача Якова Григорьевича Розинова. Он первым провёл операцию на легких по поводу туберкулёза и, по существу, проложил дорогу новому методу борьбы с ним. Прежде с этой болезнью боролись преимущественно медикаментами. На базе лёгочного санатория, приказом Министерства здравоохранения, был создан региональный центр, где разрабатывались и внедрялись методы сложных оперативных вмешательств лечения туберкулёза. Сегодня здесь делаются операции на органах дыхания по сложности и результативности — на уровне крупных российских клиник.

— Одна из наших основных традиций, — продолжает В.Григорян, — принятие важных решений коллегиально. Больного консультирует хирург в отделении, потом ситуация рассматривается на хирургическом совете, на консилиуме. В день операции хирург ещё раз делает доклад о состоянии больного. Другая, очень хорошая, на мой взгляд, традиция — изучение смежных областей. То есть — хирурги изучают фтизиатрию (лечение туберкулёза). А их коллеги фтизиатры — знакомятся с хирургией. Всё направлено на максимальную эффективность лечения, при минимуме риска для больного. И ещё традиция — шефство старших над молодыми врачами. У нас очень много опытных специалистов, работающих не один десяток лет: Рудольф Николаевич Головченко, хирург, врач высшей категории; Антонина Васильевна Чигридова, фтизиатр; Сергей Лазаревич Азарян, врач-лаборант, кандидат наук. От них стараются не отставать их более молодые коллеги, хирурги — Дмитрий Юрьевич Филатов, Салават Фанильевич Мурзагулов; терапевт-анестизиолог-реаниматолог Ирина Анатольевна Мойсик. Не могу не упомянуть и средний медперсонал: старшую сестру отделения Иду Петровну Алексееву, сестру кабинета функциональной диагностики Анну Семёновну Воробьёву, лаборанта с тридцатилетним стажем Нелли Михайловну Гудкову. Я могу называть фамилии наших сотрудников очень долго, — улыбается В.Григорян.

— Валерий Андроникович, а скольким, на ваш взгляд, людям здесь возвращено здоровье за 90 лет существования вашей больницы?
— Думаю, за это время тысяч 40 — 50 мы пролечили.
Авторитет этого лечебного учреждения очень высок. Авторитет и репутация — вещи не осязаемые. Их невозможно сделать, создать, купить, приобрести, их можно только заработать. Имена специалистов лёгочной больницы известны и уважаемы в среде медиков всего города, знают их и за пределами Новочеркасска. В своё время легочно-хирургический санаторий имел официальный статус межобластного методологического центра торакальной хирургии (хирургии грудной клетки). Сюда ехали учиться со всей страны, сюда направляли больных не только из республик Северного Кавказа, но и из Омской области, Республики Коми, других отдаленных регионов. По словам Валерия Андрониковича, и сегодня к нему обращаются коллеги из других областей России с просьбой поделиться опытом оперативного лечения туберкулёза. Сюда и сегодня направляют больных с особо сложными заболеваниями органов дыхания со всей области.

— А есть в вашей практике особо памятные случаи?
— Есть, конечно. Их немало. Но больше всего мне запомнился случай, произошедший лет 15 назад. Тогда, во время операции, у молодого дагестанца (его оперировал другой врач на соседнем столе), вдруг, из крупного сосуда, фонтаном брызнула кровь. Несколько секунд, и человек мог погибнуть от резкой кровопотери. Я не растерялся и просто заткнул сосуд пальцем. Парень остался жив. Сосуд шили через мой палец. Знаете, в хирургии мы идём в прямом и переносном смысле — по лезвию. С Валерием Андрониковичем мы договаривались об очень короткой беседе (он очень спешил), а проговорили почти час…
По словам заместителя главного врача, Эльвиры Яковлевны Плясуновой, для кардинального решения проблемы туберкулёза мало сил врачей только этой больницы.

— Туберкулёз имеет волнообразную картину распространения в мировом масштабе. Сейчас как раз мы наблюдаем такую волну. Хотелось бы понимания важности этой проблемы со стороны работников всей лечебной сети. Важно раннее выявление этого заболевания, — сказала она, — да и финансирование нашей отрасли медицины, на уровне государства, оставляет желать лучшего. На голом энтузиазме, на самоотверженности врачей и богатом опыте тоже далеко не уедешь. Ведь у нас больные лечатся несколько месяцев. Хотите пообщаться с нашими пациентами?
Пока из административного корпуса мы шли в лечебный, Эльвира Яковлевна рассказывала о расположении больничных подразделений, о том, какие постройки сохранились со времени закладки больницы, какие были возведены позже.

— Я здесь уже пятый месяц, сначала было очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты так надолго выпадаешь из обычного ритма жизни, но потом привыкла, — сказала пациентка по имени Ирина из четвёртого отделения, — у нас очень хороший лечащий врач Андрей Рудольфович Головченко (его отец тоже здесь работает). Он не только лечит нас, но и поддерживает морально. Для нас это очень важно. К заведующей отделением Галине Александровне Постольник тоже в любое время можно обратиться с любым вопросом. Очень внимательная и доброжелательная женщина.

— А я здесь уже год и два месяца, — вступил в наш разговор другой пациент, Валерий, — и могу сказать что не в каждой больнице так относятся к пациентам. Что врачи, что медсёстры — как к родным. Когда я получил направление на стационар, я поехал в Ростов, посмотрел условия там в больнице подобного профиля. И решил остановиться на этой. Рад, что не ошибся. Парковая зона, чистый воздух, замечательное отношение персонала, всё это помогает нашему выздоровлению.

Три личности, три человека сыграли решающую роль в судьбе новочеркасской Специализированной туберкулёзной больницы. Первый — А.С.Мануйлов — стал инициатором её строительства, второй — Я.Г.Розинов — разработал и внедрил здесь прогрессивную хирургическую методику лечения туберкулёза, третий — его ученик и приемник, В.А.Григорян -завоевал авторитет, широкую известность и доброе имя этому лечебному учреждению. И рядом с каждым из них, за 90 лет существования этой больницы, было (и есть!) очень много талантливых, самоотверженных, преданных своему делу людей, именами которых можно было бы заполнить не одну газетную страницу.

Фото из архива СТБ.
row['name']