Сегодня:

Благоустройство
Как известно, по решению администрации города начато мощение улиц — крутых спусков окраин. Собственно, другого решения и быть не может.
…Не забылись впечатления детства. Город, разрушенный войной, поврежденная во многих местах мощеная мостовая, тротуары из плит песчаника, выпуклая поверхность аллей, выполненная из желтовато-оранжевого измельченного ракушечника, который добывался в окрестностях Новочеркасска. Лишь только сбегали весенние ручьи, на улицах появлялись каменщики, ремонтирующие мостовую. За мальчишечьей беготней некогда было посмотреть, как они работают. Единственно помню, что дикий булыжник обрабатывался, подчас до голыша, а потом с тщательностью мозаики подгонялся к своим соседям-собратьям. И так по всему городу. Даже на окраинах.

Вот живу я на Народной, а там, где стоит моя пятиэтажка, была площадь Жореса — это прежняя окраина старой части города. До сих пор меж домами проглядывают кое-где камни существовавшей здесь мостовой. Отличительной особенностью тех улиц было практическое отсутствие грязи на улицах. Дело в том, что под булыжником был песок и вся влага от дождей и снега уходила сквозь него, а поскольку дороги были слегка выпуклы, то по обочинам, если где и оставалась грязь, она превращалась в пыль, которую сметали дворники в фартуках из клеенки. А страна была беднее. Но труд каменщика, мостившего улицы родного города, был почетен. А их, этих рабочих, стоявших перед родным городом весь рабочий день, словно молясь, на коленях, было много.

Потом пришла пора модной одежде улиц — асфальту. Но город наш стоит на холме и на крутых спусках асфальт не держится. Никто, наверно, не скажет, когда фактически исчезла эта профессия — мостить дороги. А город без них все же обойтись не может. На многих улицах асфальт практически не держится. При этом заметим, что во множестве городов Прибалтики и Европы до сих пор улицы замощены вечным булыжником. Справедливости ради следует сказать, что площадь Ермака перед приездом Ельцина частично восстанавливалась. А в минувшем году была замощена улица Маяковского до переулка Тузловского.

И вот с мая начаты работы по мощению участков улиц Островского от Добролюбова до Ефремова, Просвещения, практически от улицы Грекова до переулка Тузловского, переулков Мастерового и Пионерского. Зрелище впечатляющее! Радости живущих там нет предела.
Работы производит фирма «КомАС», руководимая А.Б.Грузиновым, уроженцем нашего города. Его фирма изготавливает тротуарную плитку, ведет некоторые ремонтные работы, имеет несколько магазинов стройматериалов. Работают более 40 человек, руководят ими семь бригадиров-специалистов. Вначале привлекались ростовские мастера, они обучали наших людей. Камень возят издалека, из-под Шахт. Всего надо будет завезти 400-430 большегрузных КамАЗов.

Прежде, чем начать работы, пришлось во многих местах отвести воду — непроезжие дороги заросли камышом. Затем поверхность выравнивали грейдером, укладывали слоями гравий, песок, прокатывали все катком. А уж потом вручную укладывается камень. Правда, не такой и не так, как на площади Ермака, камень не обтесывается до гладкости — это было бы как минимум в три раза дороже. Однако — здорово! Люди работают с 7.30 утра до 20 часов. На коленях. Работа кропотливая, камень подбирается. Вот на ул. Просвещения новая дорога 6 метров шириной, по бокам водоотводы. Проспект! Жильцы несказанно благодарны, оказывают всяческую помощь рабочим, в т.ч. зовут пообедать. Работой, внешним видом можно гордиться.

Финансируются все мероприятия из областного бюджета. Администрация города добилась этого финансирования, защитила объемы. На работы по мощению уйдет 7 млн. рублей. Переулок Пионерский был сдан в конце июня. Большая часть работ уже выполнена и будет окончена где-то в середине сентября. Серьезную задержку и даже дополнительную работу задали частые дожди — смывался песок.
«КомАС» ощущает постоянное внимание и поддержку со стороны департамента городского хозяйства и лично мэра А.П. Волкова — это особо подчеркивал А.Б. Грузинов. На следующий год запланировано удвоить финансирование таких работ и замостить, предположительно, около 15 отрезков улиц нашего уникального города.