Сегодня:

Платов. Сведения о личности этого человека, мы, его далёкие потомки, черпаем чаще всего из исторических очерков, из рассказов музейных экскурсоводов. Вглядываясь в лицо на старинных портретах, стараемся представить образ этого легендарного человека, пытаемся понять какой он был, с чем шёл по жизни, что двигало им, чем были продиктованы его поступки.
Впервые образ Матвея Платова на сцене казачьего драматического театра «ожил» десять лет назад, осенью 1993 года, в спектакле по пьесе ростовского драматурга Василия Пучеглазова «Атаман». Тогда главную роль сыграл Леонид Шатохин. Он же был и постановщиком спектакля. Сегодня театр вернулся к своей давней работе, возродив, а точнее, заново поставив эту пьесу.

На сцене темно. Высвечена лишь одинокая фигура человека на скамье. Барабанная дробь. «Генерал-майор Матвей Платов! Выходи!» Лязг запоров и скрип тяжёлой двери. «На эшафот меня или как?» «Именем Государя Императора вы освобождаетесь из заключения. Государь ждёт вас!» Дальше идёт разговор Платова с Павлом Первым. Государь, дабы насолить англичанам, решает отправить казаков на покорение Индии. Считай, на верную гибель. После нескольких реплик, Л. Шатохин останавливает действие: «Стоп! Больше энергии! Павел в этом спектакле — дурак, самодур! Понятно?» Репетиция продолжается. В перерыве беседуем с Леонидом Ивановичем.
— «Атаман» стал одной из первых постановок после того, как наш театр получил статус казачьего, — вспоминает художественный руководитель, — возвратились мы к нему потому, что пока ничего лучшего на казачью тематику нет. Сейчас, на мой взгляд, спектакль стал по структуре более жестким, компактным, динамичным. Изменения произошли и в оформлении, и в составе исполнителей. Первым спектаклем я был недоволен. У меня были большие претензии к исполнителю главной роли — к самому себе. Нельзя ставить спектакль и самому там играть главную роль, происходит всё время внутренняя борьба между режиссёром и актёром. Сейчас мне намного легче.

— А вы могли бы вспомнить свой подход, свою работу, над образом Платова? Каким, на ваш взгляд, был этот человек?
— Почему он получил титул графа, почему он стал атаманом, почему он оставил яркий след в истории Дона и России? Это была личность идеальная, в смысле — образа казака. Главным для казака было — преданность своему делу, вот этому страшному, тяжёлому делу войны. Казак был защитник Родины! Воплощение духа казачества, это, прежде всего — ответственность за судьбу Отечества, ответственность, которой не было у другого населения. Казак рождался, и знал своё предназначение — защищать Родину. Мать, жена, семья понимали, что в любой момент он может погибнуть в бою за свою землю. Вот что это был за характер, вот что это были за люди! Они жили так, и гордились этим! Они всегда были готовы к походу. Осваивая новые земли, казаки спали с оружием в руках, терпели невзгоды. Кто их толкал на этот подвиг, кроме осознанной необходимости жить именно так — ставить интересы Родины выше собственных? Вот и Платов. Он другой жизни себе не представлял, до последних своих дней служил Родине. Все его поступки: бытовые, отношения с властью, были подчинены потребности служить Отечеству. Совершенно особое отношение у казаков было к Господу Богу. Попробуй без Бога идти в бой! Вот из этих нравственных точек и складывается характер этого человека, и его поступки тоже продиктованы этим.
— Платов в вашем исполнении, и в новой редакции, они намного отличаются?
— Схема роли — прежняя, внутренние мотивы поведения — те же, но актёр, конечно, другой. За десять лет, прошедшие с первой постановки спектакля, многое и многие изменились. Изменился и зритель. Спектакль ведь это диалог, разговор со зрителем. И язык общения должен быть однозначно понятным. Поэтому пришлось изменить некоторые акценты, фразы, мизансцены.

— В работе над пьесой, над образами персонажей, вы исходите из собственных ощущений, внутреннего убеждения?
— В какой-то мере, конечно, но ни одно из искусств не может нам предложить такой уровень сопереживания, как театр, а сопереживания не получится, если актёр будет не самостоятелен.
— То есть новый исполнитель должен самостоятельно понять характер своего героя и «вылепить» его образ?
— Да.
Новый исполнитель роли Платова, Игорь Лебедев в перерыве, в гримёрной, повторял текст эпизода с исполнителем роли Павла Первого — Алексеем Козловым.

— Игорь, а ты имеешь какое-то отношение к казачеству?
— Мой прадед по отцовской линии был атаманом Белой Калитвы, мама — из Воронежской области.
— То есть, казачий характер для тебя ясен?
— Тут сложность другая. Ведь личность Платова — историческая, поэтому на сцене он должен быть таким, каким был на самом деле. А был он человекам непростым, неоднозначным. И здесь просто — выучить роль — нельзя. Иначе не человек, а памятник получится. Для меня Платов, это, прежде всего — атаман. Новые столицы кто основывал — великие люди: Пётр Первый, например, и Платов — основал столицу донского казачества. И на службе у Государя казаков ценили. Знали, что казаки любой ценой царский приказ выполнят. Платова выпускают из Петропавловской крепости, из заточения, и царь приказывает идти на Индию. Платов понимает, что это безрассудство, но он поклялся служить Государю, и иного выбора для него нет. Для меня Платов — образец настоящего патриота. Платов был реальный человек, и мы сейчас живём в городе, который он основал. Где ещё в России есть «маленький Париж»? А тут ещё и честь театра. Театр-то наш — донской, казачий!

В спектакле играется много народных песен, действие насыщено танцами. В «Атамане» занята вся труппа театра, более 40 актёров. В массовых сценах выходят даже актерские дети.
— Казаки! — обращается к ним режиссёр, — куда нагайку дели? А ну несите её сюда! Обязательно, обязательно выходите с нагайкой. Вы ж — казаки! А то с пустыми руками выходите, как какие-то кацапы!
По словам Леонида Ивановича, в работе над пьесой драматург
В. Пучеглазов пользовался историческими источниками, но всё же документальности, точной исторической правды в постановке искать не стоит (хотя в целом она даёт представление о биографии М. Платова). Главное, над чем работал постановщик и вся труппа, это характер нашего великого земляка.

— Мы старались найти ответ на вопрос, почему этот человек стал героем, — говорит Л. Шатохин, — удалось ли это коллективу театра или нет — решать зрителю. Если, выйдя из театра, он будет какое-то время находиться под впечатлением от увиденного, то можно считать, что цель достигнута. Если быстро забудет обо всём, то все наши старания пропали зря.
Премьерой спектакля «Атаман», состоявшейся 19 августа, открыта череда юбилейных торжеств, посвящённых М.И. Платову. Удалось ли коллективу Донского театра драмы и комедии выразить, донести основную идею своей новой работы, может судить только зритель. Во всяком случае, исполнитель роли Платова, Игорь Лебедев, на вопрос, получается ли у него в полной мере раскрыть и воплотить образ «вихорь — атамана» ответил: «Моё ощущение — одно, а у зрителя (не критика) оно может быть другим».

Наверное, для того, чтобы понять истинный масштаб личности героя донской земли, увидеть какие-то новые черты Матвея Ивановича Платова — графа, атамана, сына войскового старшины, в судьбе которого нашлось место и трем самодержцам российским (Екатерине Великой, Павлу и Александру Первому), великим полководцам (Суворову, Кутузову и Наполеону) и простыми казакам, стоит побывать в театре, приобщиться к воссозданной на его сцене истории. По планам художественного руководителя Казачьего драматического театра, новой редакции спектакля «Атаман» уготована долгая сценическая жизнь.
row['name']