Сегодня: 19 апреля 7888, Четверг

Существует поверие, согласно которому радуга якобы защищает людей от небесного гнева. А так как радуги бывают нечасто и держатся непродолжительное время, люди придумали надежный аналог — арочные конструкции. Так это или нет, но новочеркасские строители всегда охотно использовали “прирученные радуги”.
Первыми и самыми значительными бесспорно были и остаются, построенные в 1817 году на северо-восточной и юго-западной окраинах Нового Черкасска въездные ворота, исполненные в традиционных формах триумфальных арок. Долгое время они и выполняли две функции — утилитарную и мемориальную Под аркой, что ниже Азовского рынка, и ныне проносятся автомашины, хотя давно пора уже ее защищать и не от небес, а от вибрации и других вредных воздействий современного транспорта.
Триумфальные арки вдохновляли многие поколения архитекторов и строителей Новочеркасска на применение этой рациональной и красивой конструкции. Арочные оконные и дверные проемы, арочные ворота и сквозные проезды-проходы под зданиями довольно часто встречаются в нашем городе. О последних поговорим подробнее.
Необходимость устройства проездов под зданиями возникает как правило в тех случаях, когда несколько зданий стоят вплотную друг к другу и иной возможности въезда внутрь квартала нет; когда протяженность здания по красной линии равна ширине участка; когда здание перегораживает улицу или переулок. Все эти варианты у нас имеются.
Вот два вплотную стоящие нарядные двухэтажные здания по Платовскому проспекту. В первом (№ 65) размещается штаб войсковой части и лаборатория военного госпиталя, второе (№67) принадлежит винзаводу. В обоих зданиях устроены сквозные проезды со сводчатыми перекрытиями. Проемы в наружных стенах завершены арками лучкового очертания и закрываются ажурными металлическими воротами. В большинстве случаев криволинейными выполнены только проемы в наружных стенах, а перекрытия над проездами решены плоскими по металлическим балкам или монолитными железобетонными. Таковы проезды в домах №№ 84, 88/г, 92, 116 на Платовском проспекте, на ул. Пушкинской, — на площади Левски, 15 и 19; ул. Орджоникидзе 42 и 44, на Комитетской, 126 и Б. Хмельницкого, 60. В городе немало сквозных проездов прямоугольной формы, перекрытых железобетонными или стальными балками (Баклановский проспект, 7, ул. Московская, 14 и 47, ул. Просвещения, 120, Платовский проспект, 80, 92 и 94).
Подворотни — есть и такое название у проездов-проходов под домами — служили и служат надежным убежищем для застигнутых врасплох ливнем или градом. Когда-то, когда считалось неприличным прилюдно обниматься-целоваться, в них укрывались от посторонних глаз юные пары. В подворотнях “соображали на троих”, туда же порой забегали, да и теперь забегают по “малой нужде” (общественные туалеты — по-прежнему редкость).
Через сквозные проемы в зданиях хорошо просматривается нутро кварталов с их хаотичной застройкой, сарайчиками, гаражами и пр.
Арочные конструкции находили применение и в постройках послевоенной поры (конец 40-х — 50-е годы прошлого века). Вспомним входную арку в Александровский сад со стороны Дворцовой улицы, проезд под трехэтажным домом по ул. Просвещения, 133 и самый крупный проезд под зданием на Троицкой площади, состоящий из трех арочных проемов (средний для транспорта, боковые — для пешеходов), обеспечивающей выход Троицкой улицы на одноименную площадь.
Строительство по типовым проектам, господствовавшее в СССР почти полвека, практически исключало применение криволинейных архитектурно-конструктивных элементов. Новая волна интереса к ним возникла в начале 90-х годов. Арки снова стали широко применяться в малоэтажных и многоэтажных зданиях самого разного назначения.