Сегодня: 20 апреля 4722, Четверг

Как много на белом свете СМИ, хороших и разных! Транснациональных, распространяющихся по всему миру; общенациональных, выходящих на территории конкретной страны; республиканских, краевых, областных, городских, районных. Полноцветных и черно-белых, «толстых» и «тонких», рекламных, общественно-политических, отраслевых — для медиков, инженеров, компьютерщиков. А сколько новых СМИ подарил Интернет! Душа радуется, глядя на многообразие тем, проблем, подходов, суждений.
По словам одного известного исследователя в области журналистики, «когда рождается новая газета, зажигается новая звезда, которой есть о чем поведать городу и миру». Увы, не всегда так бывает. Порой вместо звезд зажигаются зловещие огоньки на болоте.
Как человек, пятнадцать лет посвятивший журналистике, я отдаю себе отчет в том, что в России появился новый тип СМИ, знаменем которых стали безграмотность, наглость и клевета. Призрак «отвязной» журналистики, не признающей ни закона, ни совести, бродит по разнесчастному Отечеству и, похоже, загостился в Новочеркасске. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на информационную продукцию холдинга «21 канал».
Известно, что у человека развивается эффект привыкания к шуму, если он живет в районе аэровокзала; к плохой воде, если он пьет ее постоянно. То же самое и с потреблением «грязной» информации. Только в первых случаях страдает физическое здоровье, а во втором — психическое. Исподволь. Почти незаметно. Капля камень точит. «Не читайте советских газет!» — призыв булгаковского героя в «Собачьем сердце» более чем актуален.
Лишь в одном случае вы защищены от влияния «черных» СМИ: если умеете видеть и распознавать приемы, которые они используют. О некоторых уловках, настолько хитроумных, насколько же и примитивных, мне хотелось бы рассказать. Рассказать о том, что довелось испытать на собственной шкуре.
Почему употребляю слово «шкура»? Да потому, что, проснувшись однажды утром, я, кандидат филологических наук по специальности «Журналистика», имеющая сотни публикаций в столичных, региональных и зарубежных СМИ, обнаружила, что меня изобразили в виде собаки и припечатали эпитетом «пустобрех» на страницах еженедельников «Новочеркасская неделя» (№ 29) и «21 канал» (№ 29).
Представьте, что я в Новочеркасске-то была всего один раз в жизни; не знаю ни города, ни людей, за исключением нескольких редакторов и журналистов, участвовавших в семинарах и конференциях на правовые темы, которые регулярно проводит возглавляемый мной центр «Право и СМИ». Они-то и прислали мне газеты с моим «портретом».
Вы спросите, как меня угораздило попасть в историю. А никак. Ничего особенного для этого не делала. Просто «Частная лавочка» перепечатала экспертное заключение нашего центра по ряду публикаций в ростовской газете «Московский комсомолец — Юг». Они касались старшего оперуполномоченного по особо важным делам Ростовского УБОП Х.Г. Тахирова, который обратился к нам с просьбой дать оценку этих материалов. Обратился совершенно по адресу, поскольку анализ журналистских выступлений с правовой и этической точек зрения — часть нашей работы.
Внимательно ознакомившись с публикациями в «Московском комсомольце — Юг», выслушав объяснения Тахирова, наведя необходимые справки в различных учреждениях, пообщавшись с рядом экспертов, мы пришли к выводу, что на страницах газеты увидели свет, мягко говоря, непроверенные и недостоверные сведения. Некоторые бездоказательные пассажи по типу: «Дружба с Тахировым приносит смерть» искренне, по-человечески возмутили нас. Связавшись с руководством «МК — Юг», мы изложили свою позицию: дело чести для газеты в данной ситуации — реализовать ст. 46 закона «О СМИ» под названием «Право на ответ».
Нормой этой, кстати, не особо часто пользуются, поскольку психологически трудно бывает человеку, обиженному журналистами, позвонить в редакцию и сказать: «Вот вы меня назвали дураком, а я, знаете, вовсе не дурак, у меня и доказательства есть; посему дайте возможность выступить». Мы сами предложили полковнику Тахирову помощь в реализации его законного права, составили соответствующий текст, который направили в «МК — Юг» по электронной почте и который был вскоре опубликован.
Проходит некоторое время и вот, получаю газеты «Новочеркасская неделя» и «21 канал» от 16 июля, в каждой из которых напечатаны два полностью одинаковых материала, с одинаковым расположением на странице и с одинаковыми ошибками. В одном из них — редакционном — под названием «А еще про таких говорят: «Пустобрехи»», читаю: «Нам представляют «независимых журналистов»: Анжелику Синеон (которая говорят даже не является журналисткой)».
Сначала во мне проснулся филолог: «Свое любимое словечко «говорят» могли бы выделить запятыми с двух сторон, как того требуют правила пунктуации». Потом я присмотрелась и увидела, что моя фамилия написана неверно. Дальше я просто любовалась информацией о том, что не являюсь журналистом.
Вот так делаются фальшивки, читатель. Итак, самое главное: не доверяйте безграмотным текстам. Если журналист ломает и корежит «великий и могучий», то ему ничего не стоит передернуть и факты. Вдвойне смешно, что ниже авторы пафосно ссылаются на словарь В.И. Даля. Уж не тревожили бы светлую память великого ученого! Хотя… в том-то и заключается специфика «черной» прессы, чтобы уметь перешагивать через все на пути к своим целям. Логика в данном случае одна: «Ату ее, она посмела вступиться за Тахирова, которого мы задумали изрешетить вымыслами, клеветой и издевками».
«Куда «навострили лыжи» журналисты, если в помощники себе берут не свой Закон о СМИ в РФ, а некую контору со смешным названием «Право и СМИ»?», — пытается «разобраться» журналист В. Чеботников в материале «Путь далек… но все же, куда?». Согласна: если прессой правит беспредел, то закон и масс-медиа суть вещи несовместные, а «Право и СМИ» звучит смешнее некуда. Ну, просто обхохочешься.
Дальше — больше. Вообразив, сколько галиматьи можно нагнать о неугодных «ментах» под предлогом чистки рядов от «оборотней в погонах», с экивоками на линию президента и министра внутренних дел, редакции двух газет погрузились в откровенно кровожадные мечты: «И еще не у одного милицейского работника полетят погоны, а то и головы (выделено мной — А.С.)».
«21 канал» и «Новочеркасская неделя» встает на защиту журналиста «МК-Юг», выступившего со статьями о Тахирове под псевдонимом Виктор Банев. Пытаясь оправдать эмкаюжного анонима, Чеботников не моргнув глазом выдает, что у того, дескать, были «вопросы, вопросы, вопросы, но никак не расследование». И это при том, что тексты Банева пестрят именно утверждениями обвинительного толка и помещались под рубрикой «МК — расследование»!
Личность Банева сейчас устанавливается прокуратурой. Он разыскивается для дачи показаний по факту распространения злостной клеветы на полковника Тахирова. Возможно, работникам правоохранительных органов стоит обратиться в еженедельники «21 канал» и «Новочеркасская неделя» за помощью, так как они черным по белому заявили: «В нашей редакции знают автора «МК» В. Банева». Знают, видимо, давно и действуют заодно. С какой трогательной любовью говорит о нем В. Чеботников: «Он тихо смаковал события в свое удовольствие».
Что смаковал Банев, мы хорошо знаем: описывал состояние жертвы перед смертью так, словно сам присутствовал рядом. Данный факт тоже, кстати, стоит проверить, чтобы выяснить, с чем имеем дело — с косноязычием или соучастием в убийстве?!
В довершение всего, сотрудники холдинга «21 канал» признаются, что осуществляют слежку за людьми. Как видно из их публикаций, за Тахировым они следят уже много лет, и даже летают за ним в Москву, фиксируя время и место его встреч. В интервью телепередаче «Секретные материалы», вышедшей на ТВЦ в начале июля, директор одноименного телеканала г-н Селивестров открыто заявил, что их работники преследовали неугодного им г-на Варфаломеева, фиксируя его передвижения на пленку. В УВД Ростовской области мне показали оперативную съемку того, как это беззаконие было остановлено: СОТРУДНИКИ «21 КАНАЛА» СОБИРАЛИСЬ ОКАЗАТЬ ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, НО У НИХ УСПЕЛИ ИЗЪЯТЬ ОРУЖИЕ!
Нынче круг «неугодных» расширился. Это и Ростовский региональный центр «Право и СМИ», и «Частная лавочка», а еще — ЮНЕСКО с ее международными стандартами журналистской этики.
Упаси Господь от такой журналистики! Есть у меня ощущение, дорогой читатель, что любой человек в Новочеркасске, Ростове или Москве может проснуться поутру и обнаружить, что сотрудники «21 канала» изобразили его в виде какого-нибудь урода, оклеветали, унизили и запугали. Правоохранительные органы, конечно, должны во всем тщательно разобраться. Но и мы с вами не должны оставаться в стороне.
Предлагаю акцию гражданского протеста. Давайте не читать, не смотреть, не слушать все, что связано с маркой «21 канал». Это сделано как минимум безграмотно и непрофессионально, а то и с преступным умыслом — словом, недостойно нас. Если вы рекламодатель, то откажитесь от размещения рекламы в этих СМИ.
И еще. Когда-то немецкий журналист Гюнтер Вальраф устроил широкомасштабное разоблачение недостойных методов работы желтой газеты «Бильд». Он создал бюро «Антибильд», в которое мог обратиться любой человек, обиженный этой газетой. Таким образом Вальраф реализовывал задачу журналистики, впоследствии прописанную во всех зарубежных учебниках, которая дословно звучит следующим образом: «БЫТЬ СТОРОЖЕВЫМ ПСОМ ДЕМОКРАТИИ». Поскольку шкуру эту я примерила и вполне сроднилась с преподнесенным подарком, остается теперь открыть специальное бюро, разоблачающее деятельность холдинга «21 канал». Оказавшись в эпицентре шума, ярости и воя, которые испускает дикая стая, именующая себя журналистами, я вывожу огненные буквы: «Волчья стая, вон из профессии!»
Отныне каждый, кто пострадал от наветов и угроз, может обратиться в Ростовский региональный центр «Право и СМИ» и получить юридическую и человеческую помощь.
Анжелика Синеок,
директор Ростовского регионального центра «Право и СМИ»,
кандидат филологических наук по специальности «Журналистика»,
приглашенный сотрудник
Оксфордского университета,
изображенная в виде собаки в еженедельнике
«Новочеркасская неделя».
Поскольку 21 канал, целясь в «Право и СМИ», и «Лавочку» зацепил, рикошетом, я подумала: отвечать мне на печатные шедевры коллег или не стоит? И решила: не буду. Потому как не хочется публиковать статью за моей подписью в бумажной продукции холдинга — пусть даже пользуясь правом на ответ. Мое ИМЯ (фамилия, соответственно) очень дорого стоит! И позволю себе самой выбирать, какое издание удостоить своим произведением, а какое — увы, даже за деньги… Уж простите, читатели, за излишнюю скромность…
А еще, честно сказать, к «канальской» пишущей братии (журналистами назвать не могу, ну разве — писателями: В. Чеботникова, например) отношусь с сочувствием. Как к людям с врожденными недостатками. Ну не дал им Бог знания русского языка! Грешно над этим смеяться. Но можно помочь. И мы решили подарить уважаемому Виктору Ивановичу орфографический словарь русского языка. Научится пользоваться — к пунктуации перейдем: ведь запятые, они тоже не с неба падают, куда Бог пошлет… Заходите, Виктор Иванович, не бойтесь, ведь хаживали вы к нам раньше. Кстати, у нас и корректор есть, поможет, если что. Али хозяева не пущают?
Елена Надтока,
главный редактор «Частной лавочки»,
образование высшее (специальность «Журналистика»), в СМИ — 29 лет
(без перерыва).