Что такое ЗАО* «Универмаг Веста» сегодня? Пятиэтажное здание с подвальными складскими помещениями, три тысячи кв. метров торговой площади, столовая, мебельный салон, оплаченный товар, торговое оборудование, два автомобиля и т.д. Казалось бы — стоить это все добро должно совершенно баснословную сумму денег. Но нет! Директору этого торгового предприятия Ларисе Батарейсковой удалось скупить 76% акций менее чем за семь миллионов рублей. Чтобы сбыть их (за какие деньги — пока неизвестно, но вряд ли с ущербом для себя) другому юридическому лицу.
Напряженная ситуация в универмаге сложилась еще год назад, когда возникли трения между директором предприятия и администрацией города. «Холодная война» продолжалась вплоть до конца лета 2002 года. А начиная с пятого августа, выборный директор Л. Батарейскова перешла к более решительным действиям. Она стала вызывать (так, по крайней мере, утверждают некоторые акционеры ЗАО «Универмаг Веста») к себе в кабинет по одному держателей акций и правдами-неправдами выкупать у них ценные бумаги. Откуда у нее появились такие большие деньги (ведь в свое время именно нехваткой финансовых средств мотивировала директор универмага отказ поддержать инициативу муниципалитета по приведению прилежащей к зданию территории в порядок) — не совсем ясно. Но как бы там ни было, к 27-му сентября ей принадлежало уже более 50% процентов акций.
Разумеется, нашлись люди, которым не понравились такие действия руководства. Они возроптали. В числе оппозиционеров оказалась заведующая одной из секций Светлана Терешина. Бог ведает, каким именно образом, но Батарейскова узнала, что Терешина советовалась с адвокатом по поводу законности ее «деятельности», и, явившись как-то в субботу на рабочее место Светланы Николаевны (об этом Терешина написала в заявлении в милицию), во всеуслышание заявила: «Если не прекратишь лезть не в свои дела, и если ты заодно с мэром, пожалеешь, что родилась на свет».
Приобретенные ценные бумаги директор универмага в течение нескольких недель — в три приема: 3-го, 9-го и 22-го октября — передала в ФондСервисБанк. Видимо, подсчитав, что набранных к тому времени акций недостаточно, Лариса Батарейскова продолжила скупку, сдавая их по мере накопления (формой передачи было избрано — для начала — отступное, а затем мена) в ФондСервисБанк. Затем — следующий ход. И какой! 31-го октября она продает одну — всего-навсего одну! — акцию производственно-коммерческой фирме ООО «Русь». Но именно эта акция, по законодательству, позволяет новому акционеру узнать расстановку сил по наличию ценных бумаг у остальных держателей. Владение одной акцией дает право ознакомиться с реестром ценных бумаг, находящихся у независимого регистратора в Ростове! Стало ясно: игра стоит свеч. И «Русь» начинает выкупать акции у ФондСервисБанка. Также, как и Батарейскова, в несколько этапов. После чего уже сама «Русь» (в директоре универмага в этой схеме уже не было необходимости) продолжает начатую Батарейсковой скупку остальных ценных бумаг у держателей. Примечательно, что директор «Весты», являясь, наравне со всеми остальными, акционером предприятия, не имела права продавать третьему лицу (т.е. не акционеру) акции, не предложив предварительно купить эти бумаги своим коллегам по ЗАО, причем в письменной форме, поскольку Федеральный Закон «Об акционерных обществах» дает им «преимущественное право приобретения».
«Оппозиционеры» решили отстаивать свои права в арбитражном суде. Но нанятый Светланой Терешиной ростовский адвокат не только не защитил их интересы, но более того, вообще не подал исковое заявление в суд, «прокормив» Терешину пустыми обещаниями и уверениями в течение двух месяцев. Просто-напросто однажды к нему (так он сам, во всяком случае, признался Светлане Николаевне) в кабинет вошли трое мужчин и предложили, во избежание «неприятных последствий», тянуть, по возможности как можно дольше время и «не дергаться». Это предписание и было им успешно выполнено.
18-го марта Светлана Терешина подала исковое заявление в новочеркасский городской суд о признании сделки недействительной. Оно находится на рассмотрении у судьи Дмитрия Владимирова. Но слушание по нему до сих пор не назначено.
P.S. Смотрю на универмаг и думаю, независимо от исхода дела, он по-прежнему будет самым главным торговым центром города, покупатели, приходя туда, не заметили, что за стенами этой махины шла война. Одни победили, другие проиграли. Что важнее мораль или деньги?
* ЗАО — закрытое акционерное общество