История вторая:
ДЕНЬ ЗАКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
В тот день Николай Николаевич Горбенко вышел из здания городской
администрации на обед. Попутно, в законный перерыв, он решил
сфотографироваться на постоянный пропуск, что оперативно и сделал. В 13.55 Н.Н. Горбенко был готов приступить к дальнейшему исполнению производственных обязанностей, но на проходной его остановила бдительная охрана. В «примэрочную» пускали не каждого. А тут еще вопреки желанию мэра человек пришел — по решению суда!
Судебная тяжба Н.Н. Горбенко длинная. В июле 1987 года он возглавил отдел по учету и распределению жилья тогда еще горисполкома. За 16 с половиной лет «пережил» трех председателей ГИК, одного главу администрации. Второй глава «выжил» Николая Николаевича, уволив его по статье 29 п. 2 КзоТ — «в связи с окончанием срока трудового договора».
Горбенко пошел в суд. Добиваясь восстановления на работе, он выдвигал весомые аргументы. Работал с 1987 года, не увольнялся ни разу. «Подставил» его заключенный в 1999 году с бывшей администрацией в лице Н.И. Присяжнюка трудовой договор. Сей документ был составлен на основании областного закона «О муниципальной службе в Ростовской области» и был срочным — действующим с момента заключения до окончания срока полномочий мэра города. В декабре 2000 года Присяжнюка не выбрали… По мнению Николая Николаевича, областной закон противоречил аналогичному федеральному, ущемлял его права и законные интересы.
Мнение Горбенко совпадало с позицией прокуратуры, которая поддержала в суде требования истца. Судья Л.П. Клочкова, однако, осталась при своем мнении и 12 апреля 2001 года объявила решение: «В иске к администрации г. Новочеркасска отказать». При этом она, по сути, признала законным и увольнение Горбенко, и тот самый трудовой договор 1999 года.
Николай Николаевич подал кассационную жалобу в областной суд, старший помощник прокурора Новочеркасска Л.Н. Бурлуцкая — кассационный протест. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда оставила решение Новочеркасского суда в силе.
Горбенко подал надзорную жалобу в президиум областного суда, прокурор области — А.И. Харьковский — надзорный протест…
Так, рука об руку с прокуратурой Николай Николаевич добрался до Верховного суда России. И только там «лед тронулся, господа присяжные заседатели!» — 4 ноября 2002 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда удовлетворила протест заместителя Генерального прокурора РФ С.Г. Кехлерова. Дело направили на новое рассмотрение.
6 марта 2003 года судья Новочеркасского городского суда Д.А. Владимиров огласил решение: Н.Н. Горбенко на работе восстановить, взыскать с администрации в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула.
Кто чтит Трудовой кодекс, знает: восстановление на работе подлежит немедленному исполнению. После троекратного Женского дня, 11 марта законопослушный Николай Николаевич явился в мэрию — прямо к началу рабочего дня. На проходной здания администрации его встретили, в отдел провели. Представили коллективу как нового начальника. Старый — с редкой фамилией Абоймов — радости особой не испытал.
После обеда новоиспеченного (читай: восстановленного) начальника, как мы уже писали, в мэрию не пустили. Он связался по телефону с управляющим делами администрации В.Н. Лагошей. Тот сказал: «Идите в бюро пропусков». Горбенко отправился в соседнее здание. По водительскому удостоверению (паспорт остался на столе в отделе) пропуск ему не выдали. Позвонить (начальнику отдела!) из бюро пропусков по служебному телефону не дали также, и он пошел к телефону-автомату. На сей раз начальство не отвечало. Николай Николаевич уговорил сотрудника охраны подняться наверх, дал ему ключи от отдела, но и тому не удалось добыть желанный паспорт: дверь ключи признавать отказалась.
Тогда Горбенко пошел к прокурору. Лично Н.Г. Радюкин позвонил лично А.П. Волкову, последний заверил: «В бюро пропусков дадим пропуск по водительскому удостоверению». Николай Николаевич отправился туда, но там указаний от мэра не получали. Горбенко снова пошел к прокурору, тот снова позвонил Волкову, Волков послал на проходную… В третий раз прокурор связался уже с Лагошей. «Пусть приходит!» — радушно пригласил Горбенко управделами. На проходной, однако, о его приглашении даже не ведали. Пришедший в прокуратуру в четвертый раз, Николай Николаевич попал уже «в руки» зам. прокурора В.Е. Шевченко, но на звонки Веры Евгеньевны администрация не отвечала. Позвонили судебным приставам, те попросили исполнительный лист. Исполнительный лист был у Лагоши, Лагоша — по ту сторону проходной.
В 17 часов Горбенко занял пост рядом с охраной мэрии. Появившийся откуда-то с улицы в 18.30 Абоймов вынес Николаю Николаевичу папку с документами. Первый рабочий день начальника отдела по учету и распределению жилья закончился.
На следующий день на работу Горбенко попал, но работать ему не дали. К документам его допускать запретили. Ознакомили, правда, с распоряжением о назначении начальником отдела (Абоймов стал главным специалистом). А потом попросили написать объяснительную о том … где он был «вчера с 14 до 18-ти»! Описал Николай Николаевич свои похождения, а чего тут выдумывать: свидетельский корпус — прокурор с заместителями.
После обеда (дабы не рисковать более, перекусил Горбенко в здании администрации) он отправился в Департамент городского хозяйства — решать вопрос о переселении жильцов из аварийных домов поселка Ключевого. А потом отыскал затерявшийся в коридорах власти проект о передаче на баланс города жилой дом по ул. Мацоты, 37 (два года живут в нем люди — ордеров не имеют, за коммунальные услуги не платят).
На третий день (не сочтите за слабость) Николай Николаевич решил уволиться. Его заявление встретили «с пониманием» и попросили написать объяснительную … по чьей инициативе он решал накануне вопросы в ДГХ!
Сейчас Н.Н. Горбенко мирно трудится в одном из колледжей Новочеркасска и ждет, когда администрация города выплатит ему, согласно решению суда, компенсацию за вынужденный прогул. И переживает за свой бывший отдел:
— Развален до фундамента! Горожане в отдел попасть не могут — прием граждан не ведется, заявления от них не принимаются, заседания комиссии не проводятся… Большинство старых, опытных работников уволены, новые некомпетентны, специалистов нет.
К слову — о специалистах. Горбенко, безусловно, из них. Неужто новому мэру не требуются люди компетентные и опытные? Кстати, ведь судился Николай Николаевич, фактически не только (и не столько!) с А.П. Волковым, сколько с Присяжнюком. Незаконный договор, послуживший причиной увольнения Горбенко администрацией Анатолия Панфиловича, был заключен еще администрацией Николая Ивановича.
(Продолжение следует).