ГОЛОВОТЯПСТВО СО ВЗЛОМОМ
Как-то в конце зимы, по последнему мартовскому снегу, отправилась девочка Ксюша дедушку навестить. А уходя домой, поскользнулась на нечищеных ступеньках ведущей в дедушкин подъезд лестницы и сломала лодыжку левой ноги. С этого все и началось.
Как водится, вызвали скорую. Медсестра туго перебинтовала Ксюшину ногу и сказала, что есть подозрение на перелом: нужно ехать в травмпункт. Поехали, когда часы показывали уже девятый час вечера.
В травмпункте, расположенном в здании поликлиники, что на улице Гвардейской, с подозрением медсестры скорой помощи согласились и направили девочку на рентген в больницу, известную больше как медсанчасть НЭВЗа. Рентген подтвердил диагноз: перелом. Вернулись в травмпункт, где Ксюшину ногу загипсовали. К этому времени улица Гвардейская уже опустела: ни прохожих на ней, ни автомобилей. Случайное такси здесь оказалось нескоро. К полночи добрались домой.
Недели три Ксюша сидела дома, передвигаясь по квартире на костылях. За это время пришлось съездить и в травмпункт, расположенный в поликлинике № 2, что на проспекте Ермака: оказалось, что пункт этот жителей микрорайона Октябрьского обслуживает. Там доктор Ксюшину ногу осмотрела и велела рентгеновский снимок сделать в поликлинике № 1, что на улице Московской. Съездили на такси и туда.
Но все это — присказка. А сказка только начинается.
Дело в том, что еще в советские времена Ксюшина мама застраховала свою дочку, оформив так называемое свадебное страхование на сумму в 1 тысячу рублей. Это означало, что общеизвестная организация с названием «Госстрах» должна была выплатить Ксюше названную сумму либо после регистрации ее брака, либо после ее 25-летия.
А в поликлинике № 2 есть кабинет, где всем застрахованным выдается соответствующая справка, на основании которой организация, являющаяся нынешней преемницей Госстраха, выплачивает пострадавшим положенные им страховые суммы. Находится эта организация там же, где находился и Госстрах — на улице Московской, во дворе «Дома счастья». Туда и отправился со всеми необходимыми справками и документами Ксюшин папа.
Руководительницы означенной организации в тот раз на месте не было, а была лишь сотрудница. С ней-то и стал папа беседовать. А сотрудница, узнав, что срок страхового договора еще не истек, предложила папе продолжать делать страховые взносы. Это предложение несколько озадачило папу, так как необходимая 1 тысяча рублей была внесена еще в советский период. Но сотрудница заявила, что взносы делались не только в тот период, когда зарплаты у советских людей были стабильными, но и тогда, когда они начали расти не по годам, а по месяцам.
Папа сказал, что он не уполномочен самостоятельно принимать такого рода решения и обещал дать окончательный ответ после обсуждения этого вопроса с мамой. А пока он попросил сотрудницу определить размер страховой суммы, выплачиваемой при переломе лодыжки. И тут сотрудница заявила папе, что он не является страхователем, а таковым является мама, вот она и должна заполнить бланк заявления, занеся в него соответствующие данные и поставив в нем свою подпись.
Тогда Ксюшин папа попросил дать ему этот бланк, чтобы Ксюшина мама заполнила его дома. Такой бланк был выдан, и папа удалился с чувством выполненного долга.
Через несколько дней Ксюшин папа повез заполненный и подписанный Ксюшиной мамой бланк в организацию — преемницу Госстраха. И опять руководительницы организации на месте не оказалось. А все та же сотрудница заявила, что заявление она примет лишь от страхователя. Папа попробовал было возражать: мол, какая разница, кто доставил в контору заявление; главное, что заполнено и подписано оно страхователем. Но сотрудница, чтобы прекратить разворачивающуюся дискуссию, поступила до гениальности просто. Она разорвала заполненный бланк, заявив при этом: «Это вы его сами заполнили».
— В таком случае, вышлите деньги по почте, — сказал ей папа.
— Мы с почтой не работаем, — разъяснила ему сотрудница.
— Тогда переведите деньги на счет страхователя в сбербанке, — предложил ей папа.
— Мы такие суммы не переводим, — ответила ему сотрудница.
— А в каком случае вы сможете выдать деньги мне? — не сдавался папа.
— Если у вас будет доверенность от страхователя, — «обрадовала» папу сотрудница.
Папа знал, что на тот момент оформление доверенности у нотариуса обходилось в немалую сумму, которая могла превысить выплату по страховке. А вот потеря мамой половины рабочего дня в сумме с расходами на проезд могла быть и меньше выплачиваемой суммы. И, вернувшись домой несолоно хлебавши, папа предложил маме продолжить попытки получить страховку. Но мама заявила, что специально заниматься этим она не станет, а сделает это, когда пойдет в отпуск или окажется свободной в рабочий день, так как по субботам страховая организация почему-то не работает.
Такой момент наступил очень не скоро. На мамино счастье, руководительница страховой организации в тот день оказалась на месте. Она достала еще советских времен таблицу для определения размеров сумм, подлежащих выплате застрахованным при тех или иных видах травм: переломанная лодыжка была оценена там в 100 советских рублей. Руководительница оформила и подписала все положенные в таком случае документы и направила маму к бухгалтеру. Бухгалтер долго искала ключ от сейфа, а найдя его, достала оттуда и вручила маме под роспись… 10 копеек.
Тут и сказке конец.
Как известно, в каждой сказке должен быть намек — добрым молодцам урок. Извлечем и мы некоторые уроки из сказанного.
Так как девочка была застрахована на 1 тысячу советских рублей, а переломанная лодыжка «потянула» лишь на десятую часть этой суммы, то что же должно случиться, чтобы была выплачена вся сумма? Ответ напрашивается однозначный: гибель застрахованной. В этом случае страхователю будет выплачена в десять раз большая сумма, то есть 100 копеек или 1 российский рубль. Хотя в момент заключения договора была обещана 1 тысяча рублей советских.
Госстрах, насколько известно автору, входил в систему министерства финансов, а там ребята ушлые рулили. Они, надо думать, в переходный период сложа руки не сидели и вкладывали вносимые страхователями рубли в дело: в валюту, драгметаллы, недвижимость… Ну а теперь им и потешиться можно, выдавая страхователям копейки за травмы и увечья застрахованных. А случится гибель застрахованного — отвалят страхователю от щедрот своих аж целый целковый. «Деревянный», разумеется: на тебе, небоже, чего нам негоже… Очень изощренная издевка. Вы не находите?
А за этим «деревянным» целковым страхователю еще походить придется… Ведь преемником Госстраха стал Росгосстрах. В Новочеркасске его представляет САО «Росгосстрах — Ростов», филиал № 1 г. Новочеркасска. А выплаты, выдачи справок и прием граждан по личным вопросам тот филиал производит лишь во вторник и среду до 16 часов, а в пятницу — до 14.45. Ни о каких рабочих субботах и речи нет. Так что, страхователи, чтобы получить причитающиеся вам в лучшем случае 10 копеек, в худшем — 1 рубль, оторвитесь от работы на полдня, истратьте на дорогу рублей 10, и вожделенная сумма окажется у вас в кармане. Только при этом держите свой карман шире.