Сегодня:

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…
Давно ушли в прошлое те времена, когда через центральную часть Новочеркасска пролегал всего один автобусный маршрут — «Роща — Вокзал». Тогда не требовалось даже уточнять, какой вокзал имеется в виду, ибо вокзал в те годы был лишь один железнодорожный.
Теперь же каких только маршрутов в Новочеркасске нет! И внутригородские, и пригородные, и междугородние… И у каждого из них — свой номер. Но обоснованны номера тех или иных маршрутов? Думается, что не всегда. Оттого зачастую и случается у пассажиров путаница с ними.
Как правило, внутригородские автобусные маршруты имеют однозначные и двузначные номера, пригородные — трехзначные. Получается, что пригород Новочеркасска — это не только Красюковская, куда ходит автобус маршрута № 108, но и Шахты, так как туда ходит автобус маршрута № 102.
Интересно, чем же тогда является поселок Донской — частью Новочеркасска или пригородом? Ведь туда ходят автобусы как с двузначным номером (№11), так и с трехзначным (№125). Вряд ли стоит сейчас изменять нумерацию маршрута № 11, который не выпадает из системы нумерации внутригородских маршрутов. Однако необходимо изменить номер маршрута 125, который не может быть пригородным хотя бы потому, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Устава города Новочеркасска «поселок Донской территориально входит в город Новочеркасск и находится в административном подчинении города». Рано или поздно, но сделать это придется. Ведь все должно быть логически обоснованно и приведено «к общему знаменателю».
Думается, что раз автобус, ходящий по маршруту «Автовокзал — пос. Донской» — экспресс, то и номер его маршрута должен идти вслед за наибольшим номером «экспрессного» маршрута (каковым на сегодняшний день является маршрут № 26 «Универмаг — Соцгород»).
К слову сказать, недоумение вызывает тот факт, что ни на экспрессе маршрута № 14, ни на экспрессе маршрута № 26, которые в бывшем Промышленном районе движутся соответственно по автобусным маршрутам № 2 и № 3, не бывает кондукторов, хотя на автобусах 2-го и 3-го маршрутов они имеются. А посему те драгоценные минуты, которые экономятся экспрессами в пути, теряются на остановках. Ведь для того, чтобы выпустить через переднюю дверь всех желающих сойти пассажиров, взимая при этом с них оплату за проезд и отсчитывая многим сдачу, водитель на иных остановках вынужден затрачивать до пяти минут. Вот вам и «экспресс».
Нельзя также не заметить, что места расположения некоторых остановок выбраны неудачно. Типичный тому пример — автобусная остановка на пересечении проспекта Ермака с улицей Просвещения. Ее перенесли сюда от дома, в котором когда-то располагался кинотеатр «Пионер», а теперь находится коммерческий банк. Сделано это было для того, чтобы приехавшие из поселка Донского и из микрорайона Октябрьского пассажиры не шли через двор этого дома для пересадки на автобус маршрута № 1. Это было оправдано, пока существовала остановка у Дома быта (народ шел к ней по улице Просвещения). Но остановку эту ликвидировали, и пассажиры для пересадки на автобус маршрута № 1 опять ходят через двор вышеназванного дома. Как говорится, «за что боролись?»
Думается, что на «кругу» (Троицкая площадь, она же — площадь Революции) крайне необходимо иметь остановку, общую для автобусов маршрутов №2 и №3, следующих из бывшего Первомайского района в бывший Промышленный. Ведь в вечернее время, когда автобусы этих маршрутов идут нечасто, их потенциальные пассажиры согласны ехать на любом из них: лучше лишние 10-15 минут находиться в пути, чем лишние 1-1,5 часа ждать на остановке. Сейчас у водителей автобусов маршрута № 2 есть возможность остановиться и подобрать людей, поджидающих автобус маршрута № 3 (что, кстати, они иногда и делают в вечернее время), а вот у водителей автобусов маршрута № 3 такой возможности нет. Но она появится, если для тех и других официально будет установлена остановка в едином для них месте. По просьбе трудящихся, так сказать.
Известно, что введение или отмена тех или иных остановок общественного транспорта прерогатива городского руководства. В период перестройки оно уже проводило исследование пассажиропотоков в нашем городе, для чего были привлечены студенты и учащиеся учебных заведений. Автор был свидетелем того, как легкомысленно относились юные «исследователи» к порученному им дому. Результатом того «исследования» стало введение автобуса маршрута » 1У» (укороченного), который не доходил ни до железнодорожного, ни до автовокзала.
Вскоре этот маршрут отменили и сделали все по-прежнему. Так закончилась единственная попытка утверждения «научно обоснованных» мест расположения автобусных остановок. Но у пассажиров остались вопросы, не снятые и поныне.
Хотелось бы, например, узнать, почему возле пассажирского автопредприятия автобусы-экспрессы остановку делают, а, скажем, возле узла электросвязи — нет. Этот факт тоже имеет какое-то научное обоснование или просто транспортники действуют по принципу «своя рука — владыка?»
В не таком уж далеком прошлом законодательной инициативой обладали «просьбы трудящихся». Что может обладать такой инициативой сейчас? Быть может «пожелания граждан»? Тогда я, как гражданин Новочеркасска, желаю, чтобы автобус маршрута № 2, доставив меня из бывшего Промышленного района в бывший Первомайский, не ссаживал на пересечении пр. Ермака и ул. Просвещения, а давал бы возможность сойти с него как можно ближе к остановке автобуса маршрута № 1, расположенной у здания бывшего стройтреста. И еще я желаю, чтобы во время ожидания транспорта, направляющегося в бывшей Промышленный район на «кругу», у здания бывшего арсенала, меня не терзали бы смутные сомненья, остановит или не остановит здесь автобус маршрута № 2 сердобольный водитель по личной инициативе, а чтобы это делалось в обязательном порядке на законном основании.
Думаю, что эти два моих скромных желания совпадают с желаниями многих и многих жителей бывшего Промышленного района. Хотелось бы надеяться, что они совпадут также со скромными возможностями обновленной администрации нашего города, и их реализация будет лишь делом времени.
row['name']