Часто так бывает — коли ничего не случилось, значит — все хорошо, можно жить спокойно. И только когда происходит что-то из ряда вон плохое, — вот тогда начинается «разбор полетов», выявление — теперь уже «post factum» — ошибок, и, конечно же, ажиотаж с обязательным поиском виновных.
Не хочется, честно говоря, усугублять укоризной горе людей, но произошедшее двадцать шестого февраля в доме №93 на ул. Буденновской — весьма показательный пример того, как первоначальная беспечность может обернуться трагедией — пусть даже в сугубо локальном масштабе.
Вечером, в начале седьмого часа, кто-то из жильцов этого пятиэтажного дома, увидев валивший из подвальных помещений дым, позвонил в пожарную охрану. Когда на место происшествия прибыла первая группа, огонь охватил достаточно большую площадь подвалов, шел сильный дым. Был объявлен «второй номер» сложности (один из наиболее серьезных) пожара и принято решение о сборе начсостава 5-ОГПС. Автоматически, как того требовала инструкция, информация о происходящем «ушла» во все компетентные городские службы — в ДГХ, горгаз, электросети и, естественно, — в милицию и «скорую помощь».
Надо отдать им должное — все появились вовремя и без суеты, профессионально выполняли свою работу: милиция выставила оцепление опасного района; медики оказывали необходимую помощь; работники ДГХ организовали подъезд автобусов для размещения жильцов дома. Из-за горения в подъездах и квартирах образовалось очень плотное, выражаясь спецтерминами, задымление; около ста пятидесяти человек было эвакуировано, причем пятерых не способных выйти из помещения самостоятельно буквально на руках вынесли из дома сами пожарные. Эвакуированных разместили в подошедших автобусах. Спустя некоторое время к месту пожара прибыл глава новочеркасской администрации А. Волков.
…А произошло вот что. В подвальных помещениях дома (подобное, впрочем, можно наблюдать повсеместно) жильцы организовали «самозастрой»: разгородили при помощи фанерных и деревянных перекрытий ячейки и устроили индивидуальные кладовые для хранения всяческих «неквартирных» надобностей: реек, инструментов, варений, солений и проч. Примечательно, что подвалы замыкались и доступ туда посторонним был ограничен, даже более того — невозможен. Тем не менее, причина возгорания, как считают специалисты, — неосторожное обращение с огнем. Значит, кто-то из «своих» допустил оплошность, результатом которой стало возгорание. А поскольку внутренние постройки были выполнены большей частью из дерева, то пламя довольно быстро распространилось по всему помещению, заняв более ста квадратных метров. Только лишь благодаря четкой работе пожарной команды (в тушении участвовало около семидесяти человек) удалось избежать несчастных случаев и добиться минимальных материальных потерь: несмотря на то, что подвалы выгорели полностью и потолочные перекрытия подверглись термическому воздействию (так прокомментировали последствия пожара в ОГПС-5), от огня не пострадали ни инженерные коммуникации, ни квартиры первого этажа дома.
Однако во всем произошедшем есть и другая сторона медали. Только такие критические ситуации способны наглядно показать, насколько по-настоящему готов город к их отражению. Что ж… безо всякого ненужного и, пожалуй, неуместного в данном случае фарса необходимо констатировать: городские службы работали согласованно и слаженно — это и само тушение огня, и размещение людей в вовремя подошедшем транспорте, и контроль за порядком, и предотвращение возможной паники.
И все-таки причин для ликования не так уж и много. Прежде всего, потому что в Новочеркасске на сегодняшний день есть еще немало домов, в которых также существуют нарушения противопожарной безопасности. Может быть, стоит выработать определенные меры во избежание повторения подобных эксцессов?