«Чему уподобим Царствие Божие? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле. А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так — что под тенью его могут укрываться птицы небесные».
Евангелие от Марка (глава 4, стихи — 30-31).
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
2 марта — неделя мясопустная, О Страшном Суде. С этого дня церковный устав предписывает воздержание от мяса. Мясопустная седмица (неделя) в Древней Руси совпадала с Масленицей, языческим праздником проводов зимы.
9 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий Пост.
10 марта — начало Великого Поста.
КАК ПРИГОТОВИТЬСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ?
Непростое сейчас время. Оно требует духовного поводыря, пастыря, как для людей верующих, так и для тех, кто находится в поисках правды, любви, хочет обрести Бога, найти поддержку людей и церкви. Мы часто стесняемся, боимся спросить о том, как молиться, поститься, ставить свечи, вести себя в церкви. Но бывает и так, что мы не понимаем смысла церковной службы, праздников, постов. А без осмысления таинств, посещение церкви — всего лишь традиция — ни уму, ни сердцу.
Мы попытались собрать и суммировать вопросы, которые интересуют читателей накануне Поста. Ответил на них священник храма Константина и Елены Андрей НЕМЫКИН.
— Наши читатели живо интересуются, что можно и чего нельзя есть во время поста? В чем смысл воздержания?
— Великий Пост не связан с гастрономическими проблемами тех или иных людей, с желанием очистить желудочно-кишечный тракт или организм в целом. Пост — приготовление к Пасхе, символ которой воскрешение к новой жизни с Богом. Прежде всего, очищение сердца, духовное воздержание, строгость ума. Поэтому в это время избегают праздников, шумных мероприятий, ограничивают удовольствия, стараются быть милосердными, сострадательными к окружающим. Все мы не идеальны. Но стремление к чистоте и свету не пустой звук. И во время поста это проявляется особо — мы вспоминаем жертву Христа, его крестный путь, милосердие к нам.
Тело человека — вместилище духа и ему тоже требуется очищение. По строгому церковному уставу в первые три дня (до службы в среду) ничего не едят вообще. Первая и последняя недели — самые строгие. Церковь советует перейти к растительной пище, не переедать, не излишествовать. Во время Поста отказываются от мяса, яиц, молочных продуктов. Рыба разрешена в Благовещенье, если оно выпадает на Великий Пост и в Вербное воскресение. Возможно употребление вина, в основном для поддержания сил постящихся.
Церковь всегда учитывает состояние здоровья человека. Поэтому важно правильно рассчитать свои силы. Хроническим больным, которых в наши дни немало, детям, беременным женщинам пост в обязанность не вменяется. Каждый решает для себя сам, что для него в данном случае приемлемо, что нет. Пост ни в коем случае не насилие над человеком. Плохо, если после недели строгого воздержания человек не выдерживает и устраивает себе гастрономический пир. Поэтому лучше, если вы сделаете малые шаги, но пройдете путь до конца.
Некоторые сетуют — поститься сейчас дороже, чем есть все подряд. По-моему, это отговорка, самооправдание. Никто насильно поститься не заставляет. Но подобные оправдания лености или малодушия вызывают некоторое недоумение.
— Масленица начинается с заговенья на мясо. Как языческий обычай проводов зимы сочетается с православной традицией?
— Действительно, за неделю до начала Великого Поста мы отказываемся от употребления мяса. Это связано с тем, что человек должен подготовить себя к более строгому воздержанию. По сути, с отказа от мяса уже начинается Пост. Праздник Масленицы напрямую с православной традицией не связан. Но церковь никогда не отвергала тех языческих народных традиций, которые не проповедовали зла, демонизма, а говорили о поисках Бога, уважении к предкам, поминании умерших. Древняя Масленица включала в себя обычай поминать предков блинами. В христианской традиции он был переосмыслен как «заговенье», то есть праздничная трапеза накануне Поста.
В мясопустную неделю Пост постепенно вступает в свои права. Церковные службы становятся строже, продолжительнее. Наступают перемены, сначала внешние, которые приводят нас к внутренним переменам: осмыслению, передумыванию, перетолковыванию своей жизни.
Накануне мясопустной — в этом году 1 марта — Вселенская родительская суббота. Совершается память всех от века усопших православных христиан. Мы выражаем свою любовь к людям, жившим до нас, сохранившим и обустроившим землю.
— Почему последнее воскресенье перед Великим Постом называется Прощенным?
— Предыдущая неделя «О Страшном суде» напоминает о воздаянии за всякую неправду и зло, но и дает надежду праведным. Суд Божий несет очищение и преображение мира, недаром говорят, что для одних это — великая беда, а для других — великая радость. В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, ложного самоутверждения. Мы несовершенны — напоминает нам неделя «Адамова изгнания». Отказываясь от животной пищи, человек ставит дух выше тела.
Нельзя совершать дело Божие не примирившись с ближними. В монастырях с ранних веков христианства существовал обычай уединяться в период Великого Поста. Жили монахи очень сплоченно, по-братски, единой общиной. Поэтому, расставаясь, прощались и просили друг у друга прощения за все вольные и невольные прегрешения. Сегодня этот обычай не связан с уходом из мира, но имеет символический смысл. В современном мире пороки часто становятся предметом гордости. Но жизнь не должна строиться по принципу «борьба всех против всех». Символический акт примирения, забвения обид помогает людям преодолеть зло в себе и простить его другим.