Сегодня:

В конце текущей недели отмечается День защитника Отечества. А в начале недели минувшей — 11 февраля — исполнилось 10 лет со дня принятия закона «О воинской обязанности и военной службе». Чем не повод поговорить на эти темы?
День защитника Отечества, отмечаемый 23 февраля, прежде звался Днем Советской армии и Военно-Морского флота. Советской армия стала называться в годы Великой Отечественной войны. А до этого звалась армией Красной. И день 23 февраля 1918 года считается днем ее рождения. В тот день первые красноармейские отряды, спешно сколоченные из солдат и матросов бывших императорских армии и Балтийского флота для отражения наступавших на революционный Петроград войск кайзеровской Германии, якобы одержали первые победы под Нарвой и Псковом.
С тех пор минуло 85 лет. И первые победы Красной армии современными историками подвергнуты сомнению. «Не было таковых», — утверждают они. Взяв на вооружение их утверждения, некоторые политики намереваются вынести на рассмотрение Государственной думой предложение об объявлении Днем защитника Отечества какой-нибудь другой знаменательной даты: например, дня Бородинской битвы. Хотя день этот тоже не был днем победы русского оружия: после победы отступать не продолжают.
Однако абсолютному большинству граждан до всех этих политико-исторических изысков нет совершенно никакого дела. Для них день 23 февраля — праздник всех мужчин, независимо от того, имеют они какое-то отношение к армии или нет. Тем более, что теперь день этот стал нерабочим не только для военнослужащих, но и для всех прочих россиян. С чем мы их искренне и поздравляем.
Но особых наших поздравлений и слов признательности заслуживают, конечно же, те защитники Отечества, которые и в настоящее время несут военную службу. Ведь военная служба — особый вид государственной службы. К тому же — наиболее трудный ее вид. И хотя приоритет этой службы на словах давно уже определился перед «другими видами государственной службы и иной деятельности граждан Российской Федерации», на деле же (в материальном отношении) военнослужащие лишь недавно были уравнены с госслужащими.
Известно, однако, что если где-то что-то прибудет, то в другом месте обязательно убудет. И с военнослужащих сняли льготы по оплате коммунальных услуг. К тому де вещевое снабжение военнослужащих также не соответствует установленным нормам. Так, например, «свежеиспеченные» офицеры обеспечивались лишь одним однобортным кителем, который они использовали и как парадный, и как повседневный: благо, отличаются эти кители лишь погонами, которые при необходимости можно перешить.
Недостаточное вещевое снабжение дало повод бывшему командующему Северо-Кавказским военным округом генерал-полковнику Трошеву обязать всех офицеров штаба округа носить полевую (камуфлированную) форму одежды вместо повседневной, мотивируя этот факт тем, что округ — воюющий. Однако во время приезда в СКВО министра обороны РФ С. Иванова всем было велено прибыть на службу в повседневных кителях. И многие «воюющие» штабисты, давно не надевавшие этот вид форменной одежды, с трудом смогли втиснуться в свои «севшие» кители.
Военнослужащие же срочной службы (или, как их теперь именуют, «проходящие военную службу по призыву», так как имеются в наши дни еще и «проходящие военную службу по контракту») одеты зимой так же, как в советское время были одеты лишь военнообязанные, призванные на краткосрочные сборы для переподготовки, которых за их убогий внешний вид называли «партизанами». А именно: кто в чем. А если сказать более точно, то донашивают они запасы той форменной одежды, которая осталась еще от Советской армии. И даже страшно подумать, что будет, когда запасы эти иссякнут окончательно: армия может оказаться голой и босой. Особенно в зимнее время, так как летняя повседневно-полевая (камуфлированная) форменная одежда все же шьется.
Многие российские воины, служившие по призыву в последнее десятилетие, так ни разу и не увидели парадного мундира, ни разу не надели форменного зимнего пальто, никогда не имели перчаток и шарфов. Вместо положенных к камуфлированной форме ботинок с высокими берцами они носили все те же кирзовые сапоги советских времен.
Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждается Президентом, а носиться она должна в соответствии с правилами, утвержденными министром обороны. Но вряд ли министр обороны утверждал правила, позволяющие смешивать форму одежды советской и российской армий либо иметь на российской форме фурнитуру с советской символикой. Однако такие сочетания — отнюдь не исключение из правил.
Так, например, когда на плацу выстраивается весь личный состав Новочеркасского Краснознаменного военного института связи, то на курсантах одновременно можно видеть сразу три вида шинелей советской армии (солдатские, офицерские повседневные, офицерские парадные) и форменные пальто российской армии. Однако на всех видах советских шинелей нашиты российские погоны, при виде которых невольно вспоминается четверостишие о Верховном правителе России — адмирале Колчаке:
Погон — российский,
Мундир — английский,
Башмак — японский,
Правитель — Омский.
Впрочем, мундир у нынешней российской армии скорее не английский, а американский, отличающийся нагрудными карманчиками с вытачками и пуговичками. Пилотка российской армии тоже американизирована. Есть, кстати, и элемент, характерный для японской армии. Но элемент этот — не башмак из четверостишия, а золотистая звездочка на кокарде.
Впрочем, есть в российской армии и флоте военнослужащие, принципиально не заменяющие советскую символику российской. Например, офицеры подводного атомного крейсера «Гепард». Их представитель побывал в Новочеркасске три месяца назад: на околыше его фуражки золотился «краб» советского образца — с алой звездочкой в «клешнях». А офицеры тех или иных гвардейских частей и соединений предпочитают российским советские знаки «Гвардия», которые, по их словам, «больше котируются» (такой знак был и у члена экипажа «Гепарда»).
Заменив красный цвет пятилучевой звезды на золотистый, армейские реформаторы принципиально ничего не изменили: звезда Соломона так и осталась Соломоновой звездой. Боевой дух российской армии этим не укрепился, а ее боевая мощь от этого тем более не возросла. Поэтому когда встал вопрос о внешнем виде боевых знамен частей, соединений и объединений российской армии, Президент Российской Федерации, не мудрствуя лукаво, предпочел их прежний вид: красное полотнище с шитой золотом звездой. И, надо думать, с прежним призывом: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ!» (ПО крайней мере, призыв этот и поныне сохраняется на всех боевых знаменах.)
Вот такое решение принято по боевым знаменам: якобы для ублажения ветеранов. Но скорее всего — из-за нехватки средств: золотошвейные работы стоят недешево. Но как бы там ни было, 85-й День рождения Красной армии и Военно-Морского флота и День защитника Отечества российская армия по-прежнему встречает под боевым красным знаменем.
С праздником вас, бывшие и нынешние защитники Отечества.