ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ
Глава администрации Новочеркасска периодически демонстрирует участникам проводимых в здании администрации мероприятий эскизную модель конного памятника М.И. Платову. Большинству этих людей совершенно безразлично, как будет выглядеть очередной памятник герою Дона и где он будет установлен.
А вот лицам заинтересованным, неравнодушным к облику главного города донских казаков, увидеть эскизную модель конной статуи возможности не предоставляется. Почему же столь важный вопрос, как создание нового памятника и его установка, решаются келейно? Неужто нельзя установить модель в общедоступном месте для публичной ее демонстрации? Скажем, в фойе музея истории донского казачества. Как это было, например, с эскизной моделью воссозданного в 1993 году памятника М.И. Платову. И рядом ящик прозрачный поставить для сбора добровольных пожертвований: глядишь, и наберется в нем десяток-другой тысяч. А знатоки на недостатки укажут: сбруя, быть может, неверно изображена; форма одежды того периода, возможно, неточно воспроизведена… Да мало ли какие недочеты могут выявить знающие люди! И их вовремя можно будет исправить.
Но вот в самом Новочеркасске новосозданный памятник размещать вряд ли нужно. Ведь нельзя же, в самом деле, печь памятники народным вождям в таком же количестве, в каком прежде пекли памятники вождям партийным! В свое время говорили, что «Сталин — это Ленин сегодня». А теперь выходит, что и Платов — Ленин сегодня: то Ленину памятники без счета ставили, то памятники Платову тиражировать принялись…
Два памятника одному и тому же лицу в таком небольшом городе, как Новочеркасск — это так же много, как и два волоса в одной тарелке супа. Тем более, что второй памятник по своему художественному уровню будет явно ниже творения сразу трех скульпторов-академиков — А.А. Иванова, Н.А. Токарева и П.К. Клодта. И если Новочеркасску не хочется усступить новоявленную конную статую другому донскому городу, то можно установить ее и в чистом поле, на высоком рукотворном кургане. Например, у развязки дорожных магистралей, ведущих в Новочеркасск, Ростов и Москву.
Павел Чернов,
член рабочей группы по воссозданию памятников М.И. Платову и Я.П. Бакланову.
P.S. Пока этот номер готовился к печати, его автору довелось ознакомиться с видеоматериалом, в котором показана эскизная модель конного памятника М.И. Платову. Вихорь-атаман изображен там точно в таком же виде, что и на существующем памятнике, но только сидящим в седле «на горячем боевом коне».
Словом, оба памятника — «близнецы-братья», только один — пеший, а другой будет конным (при условии, что идея окажется реализованной). Поэтому сам собой напрашивается вопрос: «А нужны ли Новочеркасску атаманы-близнецы?» Так и хочется вслед за поэтом влоскликнуть: «Кто более матери-истории ценен?!» И, перефразируя того же поэта, добавить: «Мы говорим «Ленин», подразумеваем «Платов»; мы говорим «Платов», подразумеваем «Ленин»». (Для справки: до 1991 года в Новочеркасске одновременно стояли 6 (шесть!) памятников В.И. Ленину, некоторые из них — на расстоянии одного километра друг от друга). Истории свойственно повторяться?