Сегодня:

Выборы
Приближаются выборы депутатов Законодательного собрания Ростовской области. Растет интерес к данному событию и у избирателей, и у журналистов, и у представителей власти, и у реальных претендентов на депутатский мандат… В связи с этим и состоялась встреча председателя Избирательной комиссии Ростовской области Сергея Юсова с журналистами печатных СМИ области. Приводим основные тезисы его выступления.
С чем связаны основные изменения в выборном законодательстве? Прежде всего в значительном изменении структуры избирательных комиссий. Органы местной власти существенно отодвинуты от формирования избирательных комиссий. Раньше вся система избирательных комиссий формировалась соответствующими же органами власти или местного самоуправления. Теперь территориальные комиссии в каждом городе, районе не формируются на каждые выборы, а до конца года должны были быть назначены Избирательной комиссией Ростовской области, что мы и сделали. Председателей этих комиссий тоже назначала Избирательная комиссия Ростовской области. Заместитель и секретарь по-прежнему избираются внутри тайным голосованием. Но Избирательная комиссия Ростовской области, как назначающий орган еще больше, чем раньше связана определенными правилами. Теперь не меньше половины общего состава идет по предложениям партий, которые имеют свои фракции в Государственной Думе. У нас представителей партий увеличилось раза в два по сравнению с прошлыми выборами и сейчас их более 50 процентов.
Окружные избирательные комиссии раньше формировались Законодательным собранием на прошлых выборах, теперь они тоже назначены Избирательной комиссией Ростовской области. Люди эти фактически те же самые, что и в территориальных комиссиях. Это логично. Мы формируем некий состав профессионалов на продолжительный период. В данных выборах как таковые территориальные комиссии не участвуют, работают окружные. Учитывая, что округа с территориями не полностью совпадают, потому 62 территориальных комиссии и 45 окружных (по числу депутатов, которых надо избрать). Окружные комиссии тоже сформированы. Здесь требования такие же. В составе окружных комиссий 51 процент выдвинут политическими партиями и общественными движениями. Среди них наибольшее количество – “Единство”, КПРФ, ОВР, несколько меньше представительство СПС, “Яблоко”, ЛДПР, др. Требования были жесткие, работа большая, но в этот раз выборы не начались с судов по поводу формирования комиссий. И это впервые за всю историю, начиная с 1995 года, когда выборы стали проводиться на профессиональной основе. Традиционно решения местных органов и Законодательного собрания вызывали жалобы и судебные споры, теперь нам удалось достичь компромисса, при котором мы не получили ни одной жалобы ни к себе, ни в вышестоящие органы и суды. Это хорошо, потому что любые выборы начинаются с формирования комиссий.
Комиссии теперь несколько ущемлены в правах. Теперь избирательные комиссии также регистрируют кандидатов, но после регистрации они уже не имеют права отказать в регистрации, или, как обычно писали журналисты, – снять с дистанции. Теперь это право существует только у судов. Избирательная комиссия может обратиться в суд с предложением о снятии, если выявит нарушение закона. Мы к этой новой норме относимся в высшей степени положительно, потому что и раньше все эти вопросы перекачивались в систему судов. Получалось противоречие. Избирательная комиссия снимает, а суд восстанавливает или оставляет решение комиссии в силе. Уж лучше пусть сразу этими вопросами занимается судебная инстанция. Но и суды не имеют теперь возможности снимать кандидатов в течение последних дней. Решение о снятии кандидата может быть принято не позже, чем за 5 дней до дня голосования по заявлению, которое подано не позже как за 8 дней до голосования. В то же время список, по которому кандидат может быть снят, или по которому из-за нарушений кандидата выборы могут быть признаны недействительными, очень сильно сокращен. В разы. То есть, мы можем говорить, что в новом избирательном законодательстве, заложен серьезный тезис, направленный на повышение возможности кандидата, значительный шаг навстречу их равенства, невозможности ущемления их прав. Новое законодательство рассчитано на более умного и политически грамотного избирателя.
Раньше значительное количество различных органов имело возможность за нарушения предъявлять санкции кандидату. Например, если кандидат неправильно указывал информацию о доходах, имуществе, использовал хотя бы какие-то средства помимо избирательного фонда, за это сразу ему можно было отказать в регистрации. Если это выявлено после выборов, их результаты признавались недействительными. И эти прецеденты были созданы именно в Ростовской области на прошлых выборах-98: двум кандидатам Зубкову и Титаренко по работе контрольно-ревизионных служб за использование средств помимо избирательного фонда было отказано в регистрации. Эти решения были подкреплены судебными инстанциями. Опыт изучался по всей России. После этого резко увеличились суммы легальных средств во время выборов и уменьшились средства нелегальные. Кандидаты поняли, что на них есть управа. А что такое средства не из избирательного фонда, это возможность подкупа будущей власти, это обязательно черный нал, неподотчетные обществу деньги. Теневые средства неизвестно кого вливаются в кандидатов, и избиратель не может видеть, кто за ним стоит. Избирательный же фонд – это принципиально другой подход, это открытость и прозрачность отношений. Роль избирательного фонда вырастает на этих выборах.