Сегодня: 30 декабря 6665, Суббота

Хроника военных лет
В начале февраля мир отмечает 60-летие окончания Сталинградской битвы. Двести дней и ночей длилось величайшее в истории человечества сражение на берегах Волги, завершившееся полным разгромом немецко-фашистских захватчиков советскими войсками. Среди тех, кто грудью отстоял легендарный город на главной русской реке и обеспечил Победу, благодаря которой произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне, были и новочеркасец Олег Николаевич Лобов. Честь и слава этому человеку — потомку известного казачьего рода. Честь и слава всем нашим воинам — участникам Сталинградской битвы! Именно благодаря им вскоре был освобожден от оккупантов и Новочеркасск.
Семнадцатилетним пареньком Олег пошел добровольцев в Красную Армию и сразу же после участия в знаменитом военном параде в Москве 7 ноября 1941 года вступил в смертельный бой с фашистскими захватчиками, вплотную подошедшими к столице нашего Отечества.
Сражаясь с коварным и сильным врагом в составе прославленной Панфиловской дивизии, почти мальчишка, безусый красноармеец Олег Лобов именно здесь стал гвардейцем. Здесь же был награжден своей первой боевой наградой — медалью «За отвагу» и здесь же получил свое первое тяжелое ранение. Но благодаря таким, как он, враг был остановлен, а затем и отброшен от Москвы.
Однако пик самой жестокой и кровопролитной в истории человечества войны был еще впереди. Немецко-фашистские войска вместе со своими союзниками — румынами, итальянцами, венграми и другими — все свое основные силы направили на захват Сталинграда. В волжских и донских степях разворачивалась главная битва Великой Отечественной войны. Силы был неравны, но защитники города-героя на Волге стояли насмерть.
После излечения в госпитале красноармейцу Лобову довелось выдержать еще более тяжкие испытания. Он стал автоматчиком 13-й гвардейской стрелковой дивизии, которой командовал получивший звание Героя Советского Союза еще за бои в Испании генерал А.И. Родимцев. Воины этой дивизии были на острие главных боев за Сталинград.
Как свидетельствует исторический документ, 14 сентября 1942 года в ставку Гитлера была направлена следующая радиограмма: «В Сталинграде взят центральный вокзал, дело идет к концу…» То есть фашисты уже предвкушали свою победу над защитниками города. А в это же самое время в ночь с 14 на 15 сентября гвардейцы дивизии А.И. Родимцева под шквалом огня противника переплавлялись через кипевшую от разрывов снарядов и мин Волгу на Сталинградскую сторону.
Вот что вспоминает О.Н. Лобов: «Узкая береговая полоска земли, где мы высадились, буквально содрогалась. Нашей роте автоматчиков 1-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка была поставлена задача: уничтожить немецких автоматчиков, выйти в центр города и любой ценой к утру отбить у врага центральный вокзал.
Фашисты никак не ожидали столь ожесточенного внезапного нашего натиска и не выдержали. Мы врывались в разрушенные здания и в рукопашной схватке сбрасывали гитлеровцев с этажей, бросками пересекали простреливаемые насквозь улицы и упорно приближались к центру города. К рассвету пробились к универмагу, показалась привокзальная площадь. Здесь бой разгорелся с особым ожесточением, но остановить нас было уже невозможно. Вокзал был отбит.
Придя в себя, фашисты, конечно, подтянули свежие силы и попытались выбить нас из здания вокзала, но мы тоже не дремали. Бои были тяжелейшие. Достаточно сказать, что в течение дня 15-го сентября вокзал пять раз переходил из рук в руки, но к вечеру вновь остался за нами».
Рассказывая о тех боях, Олег Николаевич вспоминает своих боевых друзей-новочеркасцев, сражавшихся тогда вместе с ним и не раз спасавших ему, как и он им, жизнь. Речь идет о Викторе Павловиче Броницком и Александре Игнатьевиче Сиротине. С горечью вспомнил и о том, как на его глазах в бою у вокзала погибли двое его еще школьных друзей-однополчан — Юрий Терентьев и Борис Курнатов, с которыми в 1941 году защищал Москву…
Те страшные в буквальном смысле слова бои за взятие и, главное, удержание центрального вокзала Сталинграда он считает самым суровым испытанием всей своей жизни. Боеприпасов не хватало и их тоже приходилось добывать с боем, отражая непрерывные атаки противника. Иногда сутками доводилось быть без воды и еды. А когда тыловики все-таки ухитрялись доставить термос с перловой кашей, то приходилось есть ее прямо из пилотки (солдатский котелок расплющило осколком). А добытую с боем живительную влагу хранили в касках погибших товарищей. И все-таки центральный вокзал, на котором сейчас установлена мемориальная доска в память о том подвиге гвардейцев-автоматчиков, был нашим! А вместе с ним остался нашим и легендарный город на Волге.
Вот почему уже в наши дни, имея множество высоких боевых наград, О.Н. Лобов главной для себя считает медаль «За оборону Сталинграда». А тогда, 19 сентября 1942 года, во время отражения очередной контратаки противника, хлесткая автоматная очередь отбросила молодого красноармейца от амбразуры вниз на камни. Он вновь получал тяжелое ранение. Под покровом ночи друзья сумели перетащить его к реке и переправить на левый берег в медсанбат, откуда он прямиком попал в один из госпиталей Саратова.
После излечения отличившегося в боях гвардейца Олега Лобова направили на ускоренные курсы в Сталинградское танковое училище, эвакуированное в город Курган. В результате учебы осенью 1943 года он стал офицером, командиром танкового взвода. И снова бои, снова тяжелое ранение при участии в Корсунь-Шевченковской операции, снова госпиталь. А потом опять бои в составе 5-го гвардейского донского казачьего корпуса в должности командира танковой роты и, наконец-то, долгожданная Победа. Отметил он ее в австрийских Альпах. Но и после Победы профессия «Родину защищать» осталась в жизни молодого офицера Лобова самой главной.
Осень 1945 года вместе с воинами своей танковой роты он прибыл служить в Новочеркасск. Здесь вскоре обрел свое семейное счастье вместе с казачкой Надеждой Черниковой, ставшей Лобовой. С ней и живет в любви, мире и согласии, отпраздновав несколько лет тому назад уже золотую свадьбу.
Свою службу в армии Олег Николаевич с честью завершил в 1972 году в звании гвардии полковника и в должности командира полка тяжелых танков. Полка, который был под его командованием одним из лучших в танковых войсках.
По стопам отца, надев погоны, пошли и сыновья. Старший, Станислав, дослужился до подполковника, к сожалению, трагически погиб. Младший сын Владимир — старший офицер связи отряда спецназа. Дочь Людмила тоже причастна к людям в погонах — она работает медиком в госпитале МВД. Так вот и сложилась нелегкая, но яркая судьба донского казака, офицера-гвардейца Олега Николаевича Лобова.
Сейчас ему далеко за семьдесят, но бывший воин по-прежнему в строю. Он активно участвует в возрождении казачества, многое делает для воспитания молодых казачат Донского императора Александра III кадетского корпуса. Ему заслуженно присвоено звание «Почетный кадет». Известен широко Олег Николаевич Лобов и как краевед, специалист по истории города Новочеркасска и Дона в целом. Словом, жизнь продолжается и, дай Бог, пусть будет подольше.