Сегодня:

Будущее завода
В этом году российское Министерство путей сообщения значительно увеличивает заказ Новочеркасскому электровозостроительному заводу. Министерству необходимы несколько десятков электровозов как новых, так и старых нэвзовских марок, а также изготавливаемые на НЭВЗе аппаратура и запасные части на почти 140 электровозов, выпуск которых запланирован на других российских предприятиях. Сумма заказа пока не называется. Но она, без сомнения, существенно превысит прошлогоднюю.
В 2002 году НЭВЗ произвел товарной продукции более чем на один миллиард рублей. По словам генерального директора предприятия Александра Носкова, это для завода очень большой результат, ведь всего пять лет назад годовые показатели не намного превышали 100 миллионов рублей.
— Александр Леонидович, в 2002 году заказ МПС НЭВЗу на выпуск электровозов был чуть больше, чем в 2001-ом. Тем не менее на предприятии выросли объемы производства и улучшилось его финансовое положение. С чем это связано, Вам удалось добиться от заказчика-монополиста поднятия цены на продукцию?
— Экономика предприятия улучшилась не за счет повышения цены на электровозы, а за счет роста объемов производства. Цена на локомотивы, выпускаемые НЭВЗом для МПС, сегодня, как и несколько лет назад, занижена. Увеличение объемов производства — это не только изготовление наших новых машин ЭП-1, это ремонт электропоездов, модернизация локомотивов советского периода ВЛ, выпуск очень большого, по сравнению с предыдущими годами, количества аппаратуры и запасных частей для других электровозостроительных и ремонтных заводов страны, производство и ремонт промышленных агрегатов. Многим из перечисленного НЭВЗ стал заниматься всего несколько лет назад, а некоторые виды работ были освоены заводчанами за последние 1-2 года. Тем не менее громадный опыт НЭВЗа в электровозостроении позволяет не только расширять виды деятельности, но и сравнительно быстро наращивать выпуск непрофильной продукции. Мы беремся за любую работу, если она рентабельна.
Примечание автора: В рамках заказа на 2003 год на НЭВЗе планируется выпуск сорока пассажирских (это в два раза больше, чем в 2002 г.) и полная модернизация 20 грузовых электровозов, в 6 раз, по сравнению с прошлым годом, должны увеличиться объемы производства аппаратуры и запасных частей на локомотивы.
— А.Л., сейчас НЭВЗ — практически единственный производитель
аппаратуры и запасных частей для ремонта электровозов. На заводе с высоким качеством ремонтируются электропоезда. А в планах МПС на ближайшие годы — увеличение заказа на ремонт локомотивов. Возможно ли, что именно ремонт станет приоритетным направлением для завода?
— Сегодня выпуск новых электровозов составляет около 40 процентов от общего объема производства. Мы готовы и сможем выполнить любые заказы по ремонту или модернизации железнодорожной техники, но НЭВЗ остается электровозостроительным заводом. Мы все время, совместно с ВЭлНИИ, работаем над созданием новых современных машин. Наши специалисты участвуют в международных конференциях ученых-железнодорожников и в курсе новейших разработок зарубежных коллег. И в самые тяжелые для предприятия годы нэвзовцы занимались созданием новых моделей электровозов и их выпуском, даже если терпели в результате этого убытки. «Отложить» производство электровозов до лучших времен для нас неприемлемо. Бросить дело легко, а вот начать снова… Последними разработками НЭВЗа и ВЭлНИИ стали промышленные электровозы для Качканарского горно-обогатительного комбината и Магнитогорского металлургического завода. Первый агрегат практически готов, второй будет сдан заказчику в первом квартале этого года. Коллектив работает очень хорошо, и я, как руководитель, ему полностью доверяю. Многие из задач, стоящие перед заводом, решаются, несмотря на нехватку средств, сбои в работе оборудования или неритмичность поставок материалов… Проблем хватает.
— А.Л., в скором времени НЭВЗ станет заводом Министерства путей сообщения. Нередко смена собственника для трудовых коллективов проходит очень болезненно в социальном плане: сокращается штат, работники лишаются каких-то социальных льгот и т.д. Можно ли сейчас сказать, какие перемены ожидаются на заводе в связи со сменой владельца?
— Прежде всего мы ждем техперевооружения предприятия. Сегодня заводчане обеспечивают хорошее качество продукции, но из-за изношенности части оборудования мы не в состоянии серьезно увеличивать объемы производства. С приходом на завод структур, представляющих МПС, планируются дополнительные вложения средств в техперевооружение и оборотные средства. Завод сможет развивать производство и погасить старые долги. Сейчас они уже сокращаются, мы стараемся своевременно перечислять текущие платежи. В реструктуризации долгов, во многих других вопросах, к примеру, финансировании заказа на ремонт электричек, НЭВЗу очень хорошо помогает руководство области. Мы находим поддержку и в Новочеркасске. Чем эффективнее работает завод, тем большая отдача от него городу и горожанам.
Примечание автора: На балансе ОАО «НПО «НЭВЗ» — Дворец культуры (по мнению новочеркасцев, он — лучший в городе), стадион (на нем ежедневно занимаются более 1000 человек, команда НЭВЗа — лидер городской спартакиады), база отдыха на Дону и пансионат на Черном море, котельная и очистные сооружения, обслуживающие один из городских микрорайонов.
— Наше предприятие постоянно помогает многим социальным учреждениям Новочеркасска, оказывает благотворительную помощь детским садам, школам, больницам, военным организациям… Думаю, что отношение к социальным вопросам на НЭВЗе может измениться только в лучшую сторону. Сокращения не планируются. Наоборот, мы дадим городу новые рабочие места. За последнее время штат увеличился на две тысячи человек. «Резких движений» не будет. Перемены могут быть только во благо заводчан и горожан.