Сегодня:

Диалог с компетентным собеседником
Справка
Н.Д. Михайкин — бывший сотрудник комитета государственной безопасности. С 1994 года Николай Данилович возглавляет Новочеркасский отдел налоговых расследований.
— Николай Данилович, чем была вызвана необходимость создания налоговой полиции?
— Если раньше при плановой экономике государству перечислялись государственные же средства, то с переходом к рынку частной фирме или предпринимателю надо было отдавать «свои кровные». И далеко не все граждане прониклись желанием своевременно и в полном объеме платить государстве налог с полученных доходов.
Хотя на Западе, согласитесь, подача декларации и уплаты налогов — дело чести каждого гражданина, и он гордится тем, что платит налоги. У нас, к сожалению, хотя и прошло уже десять лет, многие так и не доросли до такого понимания. Отсюда главная наша функция — воспитательная, не надо нас рассматривать, как какой-то карающий орган. Если «уклонист» полностью погасил налоговую задолженность, оказал активное содействие следствию, мы можем освободить его от уголовной ответственности. Но ошибаются также и те, кто думает, что мы «налоговых зайцев» гладим по головке.
Мы серьезно занимаемся сбором налогов, контролем за их полной и своевременной уплатой.
В прошлом году возмещен ущерб по оконченным уголовным делам на 146 миллионов рублей.
Только с Новочеркасской ГРЭС в консолидированный бюджет города возвращено 150 миллионов рублей. Возбуждено 39 уголовных дел.
У очень предприимчивого директора ОАО «Новочеркасский винный завод» И.А. Мирошникова не было лицензии на право реализации алкогольной продукции, но было большое желание получить солидный доход. Он скупил в Адыгее Краснодарского края свыше 150 тысяч литров вина «Золотой Дон» и «Белый вермут» и пристроил живительную влагу директору фирмы «Арома» Е. Поповой. Та на «газели» попыталась вывезти виноматериал, но ее задержали при выезде из города работники налоговой полиции. Мирошников осужден, его обязали заплатить штраф в семь должностных окладов — 17 тысяч рублей.
Еще один проблемный налогоплательщик — председатель кооператива «Восход» А.В. Абрамов и его главный бухгалтер В.О. Бекреза — очень умело оформили взаимозачеты с ГРЭС, АО «Ростовэнерго», УЭС, НЗСП, не отразив данную операцию в бухгалтерских документах и умышленно уклонились от уплаты в бюджет 133 тысяч рублей, что более чем в тысячу раз превышает минимальный месячный размер оплаты труда. Абрамов осужден к двум годам лишения свободы условно.
«Уклонист»-директор ОАО «Новочеркасское РСУ» В.И. Тен использовал служебное положение исключительно в своих корыстных целях. Несмотря на то, что было решение собрания акционеров о продаже за 2,5 миллиона рублей принадлежащего РСУ деревообрабатывающего цеха, он сфальсифицировал документ и продал цех по остаточной балансовой стоимости на смешной цене — 338 тысяч рублей, тем самым причинив своей организации крупный материальный ущерб. На этом Тен не успокоился и, руководствуясь, видимо, принципом «после нас хоть потоп», продал по договору купли-продажи административное здание РСУ, расположенное на улице Б. Хмельницкого, физическим лицам А.В. Селезневу и А.С. Владимирову, вы будете смеяться, по остаточной балансовой стоимости за 164 тысячи рублей, в то время как его стоимость — около трех миллионов рублей. Добрый дядя из РСУ получил три года условно.
— Николай Данилович, конечно, наработки у отдела налоговых расследований весомые, но сегодня, видимо, настала пора менять акценты в работе. Направить энергию налоговой полиции на раскрытие серьезных экономических преступлений. Давно уже пора вносить изменения в действующее налоговое законодательство, в статьи Уголовного кодекса.
— Да, сегодня можно говорить о качественно новом этапе становления налоговой полиции как правоохранительного органа. Теперь мы называемся Федеральной службой налоговой полиции РФ. Нам наконец-то предоставили право осуществлять предварительное следствие. У нас свой ревизорский аппарат и бухгалтерия. Закон наделил нас правом проводить судебно-экономическую и криминальную экспертизы, выносить письменные предостережения руководителям предприятий независимо от формы собственности, а также физическим лицам о необходимости своевременной и полной уплаты налогов.
Что меня особенно радует, суд не вернул нам ни одного уголовного дела на доследование. Все наши дела выдержали проверку столь компетентным органом.
Мы сегодня не ловим мелких нарушителей ради количественных показателей — это порочный путь, он ведет к коррупции. Мы отказываемся от дубинки и маски как основного инструмента в работе налогового полицейского.
— Вам противостоят умные, образованные люди, прекрасно разбирающиеся во всех тонкостях налогового законодательства, профессора «теневой экономики» разрабатывают очень сложные схемы ухода от налогов. В нефтебизнесе, в банковской сфере крутятся очень большие деньги, просто так вам их никто не отдаст.
— Для работы в налоговой полиции мы отбирали самых лучших из трех ведомств: КГБ, МВД, Министерства обороны. У всех наших сотрудников высшее экономическое образование, многие учились в академии налоговой полиции в Москве, в филиалах в Пятигорске и Санкт-Петербурге. Поверьте, это настоящие офицеры, которые пришли к нам не для того, чтобы с помощью удостоверения решать свои материальные проблемы. Они хорошо понимают, что от того, как они будут выполнять свои функциональные обязанности, в какой-то степени зависит, получат ли вовремя зарплату учителя и врачи, а также их друзья — работники различных правоохранительных органов, начислят ли пенсию пенсионерам. Понятно, что в неизмеримо большей степени это зависит от того, как сработает промышленность города и т.д., но и их усилия в борьбе с неплательщиками налогов помогают решать сложные социальные задачи.
— Но чем крупнее дела, чем выше ставки, тем серьезнее искушение для ваших сотрудников. А получают они по сравнению с теми, кого хватают за руку, прямо скажем, мало.
— Конечно, бюджетное финансирование в силу различных причин бывает ограничено. За успешно завершенные уголовные дела мы стараемся материально поощрять своих сотрудников. Безусловно, работники правоохранительных органов должны быть в большей степени защищены. Но, смею заверить, что не все милицейские и налоговые генералы ходят в «шестерках» у бандитов, как можно подумать, посмотрев милицейские сериалы по ОРТ и РТР. Все же для большинства офицеров различных правоохранительных органов понятие чести не пустой звук.
Что же касается непосредственно нашего отдела, то обеспечению собственной безопасности, контролю сотрудников мы уделяем самое серьезное внимание.