Сегодня: 9 октября 0633, Среда

Накануне проведения всероссийского совещания на базе ЮРГТУ «Совершенствование управления вузом в современных условиях», корреспондент «Новочеркасских ведомостей» встретился с доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РФ, Президентом международной академии наук высшей школы и Президентом ЮРГТУ В. Шукшуновым.
Совещание проводится под эгидой Министерства образования РФ и призвано стать новым этапом в развитии вузовского образования страны. Участвовать в нем приглашены 1-й заместитель министра образования РФ А. Киселев, начальники управлений министерства, представители вузов из Томска, Тюмени, Екатеринбурга, Саратова, Волгограда, Новгорода, Красноярска, Москвы, республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, всего из более двадцати регионов Основная тематика многочисленных докладов связана с внутренними структурными изменениями в университетах, непрерывным образованием на базе университетов, ролью информационных технологий в управлении вузом и учебно-инновационными центрами.
«Цель совещания — выработать рекомендации, в каком направлении осуществлять модернизацию управления вузом в современных условиях» — определил Валентин Ефимович Шукшунов. За последние 10 лет произошли значительные изменения не только в обществе, но и в вузах. В техническую школу пришла гуманитарная составляющая, а в классических университетах открываются инженерные факультеты. Раньше вузы были полностью интегрированы в социально-экономическую систему, имели крепкие связи с производством. Налаженная система подготовки кадров, производственная практика студентов давно ушли в прошлое. Сейчас высшие учебные заведения больше надеются на себя, а не на помощь государства, которое последние 10 лет выделяло деньги только на зарплаты и стипендии. Капитальный ремонт, материально-техническое обеспечение, даже коммунальные платежи целиком легли на плечи самих вузов. Выход следует искать в развитии внебюджетной деятельности. Это, к примеру, могут быть расширение заказных научно-исследовательских работ, контрактная подготовка студентов, другие услуги в сфере образования, связанные с переподготовкой и т.д. Уже в 2001 году ЮРГТУ по внебюджетной деятельности зарабатывал больше, чем получал из федерального бюджета. В 2002 году эта разница достигла 50 миллионов рублей. «На каждый бюджетный рубль мы зарабатываем 1 рубль 32 копейки» — подчеркнул В. Шукшунов. Внутри университета появился рыночный блок, новые структурные подразделения, технопарки, инновационные центры, новые факультеты и кафедры. Изменившиеся внешние и внутренние условия при необходимости активно зарабатывать деньги и поставили на повестку дня вопрос о совершенствовании управления вузом в современных условиях.
Почему же совещание проходит именно в Новочеркасске? Во-первых, наш университет за последние четыре года очень динамично развивается. В его стенах проводится ряд федеральных экспериментов, связанных, например, с двухуровневой системой управления университетом (президент — ректор), с формированием на базе ЮРГТУ учебно-научного инновационного комплекса (УНИК), гуманитаризацией всей высшей технической школы России, созданием унифицированных учебных планов обучения студентов на первых двух курсах для всех специальностей. Кроме того, именно на базе ЮРГУ создана Ассоциация технических университетов Северного Кавказа, в которую входит 18 вузов. Среди всех аккредитованных вузов России, не считая Москвы и С-Петербурга, ЮРГТУ по величине является пятым, а, может быть, уже и третьим. Сейчас университет — это 21 тысяча студентов и 7 тысяч обучающихся в рамках довузовского и дополнительного послевузовского образования. Количество студентов за последние четыре года выросло на треть, а объем научно-исследовательских работ увеличился в 14 раз, с 5 до 72 млн. рублей. Ежегодно защищается 12-13 докторов и 45-50 кандидатов наук. Это серьезные аргументы для выделения именно нашего университета в качестве своеобразной экспериментальной площадки федерального значения.
Решение каких проблем позволит российской высшей школе не отстать, выйти на новый уровень в развитии образовании? Поставлена задача и проводится эксперимент по имплантации гуманитарного знания в инженерное образование. Ученым ЮРГТУ удалось найти подход к интеграции учебных курсов через междисциплинарность. Ведь вся область человеческого знания для удобства весьма условно разбита на отдельные науки. И, выходя из вуза, человек видит эту область разбитой на отдельные фрагменты, своеобразное лоскутное одеяло. Нужны интегрированные курсы, где сразу затрагивается несколько областей. Даже в таком формальном некогда курсе, как введение в специальность, доктор физ.-мат. наук В. Лозовский сумел показать, как происходило развитие науки, как все фундаментальные науки являются базисом для инженерной подготовки. Такой комплексный подход кардинально меняет содержание учебного процесса и требует создания новых учебников, соответствующей подготовки преподавателей. На базе ЮРГТУ проводился конкурс учебников гуманитарного и социально-экономического знания для технических университетов. 6 учебников, написанных нашими преподавателями, победили в этом всероссийском конкурсе и получили министерский гриф. Для обеспечения непрерывности образования необходимо сопряжение учебных планов школ, колледжей и университетов. При этом возможно сокращение срока учебы в самом университете на 1 год и получение за счет этого выпускниками степени магистра, а не бакалавра. В тот же срок вмещается больше знаний. Иногда техникумы вливаются в состав университета, иногда университет сам создает новые колледжи, как это произошло в ЮРГТУ. Для оптимизации структуры ряд факультетов преобразовали в институты, в их состав включили научно-исследовательские институты, чтобы опираться на них в процессе подготовки кадров. Таким образом, в ЮРГТУ отрабатывают самую, пожалуй, сложную образовательную модель УНИК (учебно-научного инновационного комплекса), включающую доведение до конечного рыночного результата научных новшеств, открытий, изобретений.
Что же касается уровня подготовки студентов, то, по мнению Валентина Ефимовича, за прошедшие годы он не снизился. Если безвременье отрицательно сказалось на научных разработках, то на учебно-методической работе — значительно меньше. Учебный процесс идет нормально. Развиваются информационные технологии. Если в 1998 году университет не имел даже электронной почты, то в настоящее время ЮРГТУ располагает более 400 компьютеров с выходом в интернет. Министерство образования РФ выделило целевое финансирование на закупку новейшей компьютерной техники. Вырос уровень преподавания, взят курс на то, чтобы большинство заведующих кафедр были докторами наук, профессорами. Нынешние доктора наук часто защищаются и в 40 лет. Судя по косвенным признакам, работа по повышению уровня образования дает свои результаты. Значительно выросло количество краснодипломников, что вызывает даже опасения у Президента ЮРГТУ, не снизились ли требования к студентам? Впрочем, учитывая возросший уровень компьютерной грамотности студентов, за многими из которых сложно угнаться даже преподавателям, не удивляют высокие места наших молодых программистов на престижных международных конкурсах. Итак, качество образования не упало. Но возникло противоречие с массовостью, ведь университет должен развиваться. Руководство университета принимает меры, чтобы масштабы образования не задавили его содержательной части. Свою марку новочеркасский политехнический обязан держать! Этому способствует и система разделения полномочий президент — ректор, отражающая мировые тенденции менеджмента. Президент занимается стратегическими направлениями, его кругозор не зашорен определенным провинциализмом, а ректор осуществляет оперативное управление университетом. Естественно, остается проблема совершенствования материально-технической базы. В условиях недостатка финансирования целесообразно поддерживать «маяки», задающие направление остальным образовательным учреждениям. Одним из приоритетных направлений развития высшей технической школы В. Шукшунов считает так называемые «технопарки». Что это такое? Школы предпринимательства, среда с комфортными условиями для воплощения в жизнь наукоемких технологий. На сегодняшний день в России их уже 76.
Что же касается самого Новочеркасска, то ЮРГТУ по словам его Президента является «большим научным городом в маленьком городке». Университет формирует интеллектуальную и культурную среду Новочеркасска. Поэтому необходимо максимально использовать высокий интеллектуальный потенциал ЮРГТУ для комплексного решения городских проблем.