Сегодня:

Или
Кто виноват в трагедии?

События, разыгравшиеся в Москве на прошлой неделе, повергли, по выражениям некоторых информационных агентств, в шок весь цивилизованный мир. Итог трагедии — 117 погибших заложников, трупы террористов и 750 освобожденных. Во всей этой истории остается слишком много открытых вопросов, на которые, боюсь, так никогда и не будет дан ответ.

Вопрос первый: как получилось, что вооруженные бандиты проникли в столицу незамеченными? Действительно, после резких заявлений Президента, что мы «будем мочить террористов даже в «сортирах», и уверенно-ретивых высказываний руководителей правоохранительных ведомств, постоянно держащих «руку на пульсе преступности», и все ситуации «под личным контролем», все произошедшее выглядит, как минимум, странно. Всего лишь год назад все государства, Россия в том числе, обсуждали провал американских спецслужб, не сумевших выявить террористов и предотвратить теракт. Некоторые российские политики и представители ФСБ, МВД и других служб с неприкрытым презрением говорили об этом по телеканалам и давали интервью в газетах. Вспомните, каждый из них с каким-то садистским удовольствием старался макнуть американских силовиков носом в их непрофессионализм, тыкая пальцем в еще дымившиеся развалины нью-йоркских «близнецов». Теперь практически тоже самое случилось у нас. Пятьдесят вооруженных экстремистов сумели незаметно проникнуть в самое сердце России. Это уже не территория далекой Чечни, не Панкисское ущелье Грузии. Чтобы добраться в Москву с южных границ, необходимо проделать длинный путь более чем в две тысячи километров. Более того, предположительно, террористы прибыли в город на двух микроавтобусах — красного и белого цвета, проехав таким образом через весь город к центру, к зданию ДК, где эти машины находились все время с вечера среды. Однако здесь (по моему субъективному мнению) вопрос нужно обращать не только к руководству МВД, ФСБ и, в частности, начальнику ГУВД Москвы, где лишь за несколько последних месяцев произошло слишком многое: и массовые погромы на Тверской, и выстрелы в губернатора Магаданской области на Новом Арбате, и многое другое. Вопрос можно переадресовать к самим гражданам России (не только Москвы), забывшим, по всей видимости, то, как почти маниакально подозрительны они были после взрывов в Волгодонске, Буйнакске, Москве, сообщая в милицию о каждом подозрительном предмете или автомобиле. Время прошло, все успокоились. Словно все, что было раньше, происходило на другой планете. На этот раз никто не обращался в правоохранительные органы по поводу странных машин и вооруженных бородатых людей в камуфляже… Впрочем, и сами силовики, кроме общих фраз и призывов, не сильно-то стараются донести до людей (используя по назначению СМИ) реальную информацию по той или иной проблеме.
Вопрос второй: возможно ли было избежать такого количества жертв? Примечательно, что одним из первых нас поздравил с удачным завершением операции по освобождению заложников Израиль. В этом государстве с террористами переговоров практически не ведут, там моментально, несмотря ни на какое количество заложников, отдается приказ на уничтожение преступников. Поэтому терроризма (в «российском» смысле слова) там просто нет. У нас в стране всегда стремились избежать гибели людей, примером тому — все операции группы «Альфа», проведенные до 1991 года. Как правило, подобные операции по освобождению заложников поручались именно этой группе, специально подготовленной к таким ситуациям. Было исключение, когда милицейский спецназ предпринял попытку освободить заложников до прибытия «Альфы». Результат: огромное количество жертв. Неужели теперь мы изменили тактику? И стоило ли это делать? То, что операцию пришлось начинать спонтанно, не может служить веским оправданием; почти трое суток антитеррористические подразделения находились, что называется, на пороге захваченного ДК.
Вопрос третий: как на самом деле отнеслось мировое сообщество к российской трагедии? и как к этому отнеслись мы сами? Опять-таки, все стараются отделаться общими фразами и штампами: скорбим, соболезнуем, сочувствуем. А в это время в Дании вовсю идет подготовка к «всечеченскому саммиту». И никто из «сочувствующих» не поддержал ноту протеста российского МИДа о недопущении этого фарса и наглого вызова. Получилось так: вы (т.е. Россия) не приедете в Копенгаген. И не нужно. Пусть будет всем хорошо: и с явного попустительства «мирового сообщества» встречу на высшем уровне переносят в другое государство, лишь бы в Дании собрались вместе «униженные и оскорбленные» чеченцы. Что же касается объявленного всероссийского траура в понедельник, то… в общем, траура (за исключением лишь кое-где приспущенных флагов), не наблюдалось. В том числе, и в нашем Новочеркасске, — во всех кафе, на улицах играла бодрая музыка, везде царило шумное веселье. Неужели необходимы специальные указания, чтобы народ по-настоящему оценил весь ужас трагедии?.. Попытайтесь же теперь сами ответить на вопрос: кто виноват в случившемся? И что необходимо сделать, дабы предотвратить подобное в будущем.