«Каким красивым, ухоженным становится наш город, — восхищаются новочеркасцы, — скоро будем как Париж или Берлин. Газоны, парки, новые дороги. Прелестно. Даже остановки другие делают — современные».
Вот уж действительно, новые сооружения очень в стиле современного искусства: минимализм и простота, прочность. А еще — непонятность. Для чего они нужны?
Когда на улицах города стали появляться корпуса новых остановочных комплексов,народ обрадовался. Все-таки выглядят они лучше, чем ларьки. Потом, через 1,5 — 2, 3 месяца, люди стали недоумевать, ведь в самом лучшем случае на железных столбах появились крыша и лавочка. Сейчас новые малые архитектурные формы города вызывают возмущение. Кто и когда доведет до ума остановки, на которых ежедневно сотни человек проводят от 5 до 30 минут, независимо от погоды?
ПАРАДОКС ПЕРВЫЙ
Гениальная идея для варварского города, или сами виноваты
Как оказалось, идея установить на улицах Новочеркасска такие вот остановки принадлежит главному архитектору города А. Тарасенко. Места такое сооружение занимает мало, выглядит красиво (?) и является прекрасной альтернативой комплексу остановка + ларек. Этот «дуэт» распространился в 95-99 годы: с одной стороны, магазинчики на остановках имели постоянных клиентов, а с другой — хозяева должны были благоустроить место и следить за порядком на прилегающей территории.
А вот сегодня, по словам А. Тарасенко, потребность в ларьках в большинстве случаев отпала. В городе открылась масса магазинов, и мелкую торговлю теперь надо убирать с улиц. А на их место поставить новые навесы. Обратите внимание на названия! Это всего лишь навес (т.е. крыша на столбах для защиты от солнца или непогоды — по С. Ожегову).По мнению главного архитектора, главное — чтобы была крыша над головой и лавочка — под самым мягким местом. А стены…Город у нас южный, жаркий. Поэтому пока обойдемся. Интересно, правда? Конечно, Новочеркасск — не Мурманск, и мы не сидим 10 месяцев подряд в снегу. Но ведь и лето у нас не длится 365 дней в году. Видимо, А. Тарасенко забыл, что осенью у нас неделями могут лить дожди, дуть пронзительный ветер. А зимой даже бывает снег. Или он забыл, что значит стоять на остановке в такую погоду? Конечно, сытый голодному не товарищ, но ведь должность обязывает думать об интересах горожан.
Хотя, по мнению главного архитектора, именно они виноваты в том, что перегородок на остановках нет. «Стоит нам поставить стекла, так они будут увешаны объявлениями или вообще разбиты». Так что, дорогие читатели, в ожидании автобуса пеняйте только на себя. Вот такой получается парадокс — власти хотят украсить город, но не могут из-за варварского поведения его же жителей.
ПАРАДОКС ВТОРОЙ
Почти то же мне поведал и начальник департамента городского хозяйства А. Мавдриков. Его ведомство отвечает за конкретное воплощение идеи А. Тарасенко. Тут, кстати, выяснилось, что навесы подарены городу предприятиями ОАО «НЭВЗ», ООО «Магнит», ОАО «НЭЗ», «Горгаз», «Горводоканал», ЖКХ мкр. Октябрьского, ОАО «Хлеб», «Южтехмонтаж», «СКАТ», СК РССУ, и производить остановки заказывали без стекол. Потому что: а) город южный; б) стекла все равно разобьют; в) если стены и останутся, то обрастут объявлениями, а это, согласитесь, портит всю эстетику.
И вообще, главное, что есть крыша от дождя и лавочка от усталости.
Впрочем, по словам Евгения Федоровича, стены на остановках появятся обязательно. Их сейчас могли бы сделать. Например, из железа. Но это опять-таки испортит весь вид. А у города средств нет. Поэтому предполагается, что те же предприятия и оплатят дальнейшее благоустройство. А чтобы злобные вредители не разбили дорогое стекло, ему ищут замену — более ударостойкий прозрачный материал.
Когда эти идет воплотятся в жизнь — неизвестно. Так что, уважаемые пассажиры, придется вам еще какое-то время довольствоваться крышей и лавочкой. А чтобы ожидание автобуса в промозглую, ветреную погоду не было столь тяжелым, утешьте себя следующей картиной. Вы стоите на новой застекленной со всех сторон остановке. На вас не капает дождь, вы не чувствуете ветра. С одной стороны — красочная реклама (юноша, девушка или теплый морской берег). С другой — панель с объявлениями. Внутри горит подсветка. Фонарь на остановке освещает дорогу. Площадка выложена плиткой. А рядом — телефон-автомат (интересно, со справочником?). Именно такими, по словам начальника департамента городского хозяйства, будут наши остановки в будущем. Правда, пока неизвестно — в каком. И за чей счет?
ПАРАДОКС ТРЕТИЙ
Разделяй и наблюдай
Еще одно нововведение из этой области — перенос остановок. Правда, с самого начала никаких положительных эмоций он не вызвал. Я имею в виду прежде всего остановку в районе универмага. Раньше все автобусы, шедшие с Азовского рынка в Промышленный район, останавливались в одном месте. Что было весьма удобно, особенно в вечернее время. Теперь же автобусы, идущие по ул. Московской, принимают пассажиров на остановке на противоположной стороне.
Такие изменения, по словам зам. директора НПОПАт по перевозкам А. Соцкого, были необходимы. Поскольку так безопаснее. «Двойке» лучше разворачиваться, не доезжая до остановки. Несколько ДТП — и комиссия по безопасности движения (председатель — Логачев) приняла решение о переносе. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. То есть со стороны тех, чью жизнь обезопасили таким вот образом.
Андрей, 20 лет:
— Я живу на Хотунке, и в принципе, мне любой автобус, кроме единицы, подходит. Днем я могу уехать без проблем, а вот вечером приходится иногда перебегать с остановки на остановку за автобусом.
Нина Михайловна, 67 лет:
— Кто это придумал — не знаю. Но мне тяжело даже просто стоять на остановке. А вот бегать — сил уж нет.
Наталья, 35 лет:
— Я нечасто езжу на автобусах. Но недавно видела, как через дорогу бежали две школьницы. Это очень опасно.
Света, 17 лет:
— Я вообще-то езжу на «копейке». Но нередко вижу, как мечутся люди, которым нужен другой автобус. Жалко их…
Да уж, действительно, жалко. Если в дневное время с любой остановки можно уехать, то после 19 часов автобусы начинают ходить реже. И тут на остановке начинает твориться забавное (если ты сам в этом не участвуешь). С другой стороны — опасное. Люди хотят уехать домой. Им (я имею в виду жителей Хотунка, Соцгорода, Октябрьского, Молодежки) все равно, как ехать — по Московской или по Ермака, через НЭВз или НЗСП. Главное — сесть в автобус. Поэтому как-то нужно суметь быть в нужный момент именно на нужной остановке. Тут уж каждый сам выбирает тактику поведения. А их три. Тактика «спортсмена». Кто-то выбирает одну остановку. А если автобус подошел к другой — приходится бежать. Хорошо в этом случае молодым и желающим сбросить лишние килограммы девушкам. И бег полезен для фигуры, и адреналин в крови (все-таки через дорогу бежать) способствует большим затратам энергии. Становится очень жаль пожилых людей — в их возрасте нелегко угнаться за автобусом. Да и бегать приходится не пять метров.
Другой выход предлагает тактика «золотой середины». Человек просто стоит в центре между двумя остановками. Отсюда бежать меньше. Можешь успеть, даже если не обладаешь скоростью легкоатлета. Вот только стать нужно прямо на дороге, по которой то и дело ездят авто. Тут от людей требуется максимум сноровки и внимательности.
Мало того, что нужно успеть в автобус, нужно еще суметь не попасть под машину (считайте, что это — своеобразный русский экстрим местного розлива).
Третий способ — для ленивых и неспортивных личностей. Просто сидеть и ждать автобус на однй из остановок. Никуда не бежать и не кидаться под машины. Правда, ожидание может затянуться минут на 40, а то и на полтора часа. Но зато чувствуешь себя в полной безопасности. И ничео, что в южном городе зубы начинают стучать от холода.
ПАРАДОКС ЧЕТВЕРТЫЙ
Ну додумались же
Неприятностей было бы меньше, если бы автобусы ходили регулярно. Но вот график движения маршрутов NN 2 и 3 вызывает умиление. Особенно расписание после 19.00. Интересно, кто придумал, чтобы автобусы, идущие в одинаковом направлении, выходили в одно время? И «двойка», и «тройка» с Азовского рынка отправляются в 19.35. А далее у обоих рейсов огромный перерыв в полтора часа. И последний N 3 выезжает через пять минут после последней «двойки».
Наверно, это сделано для того, чтобы у водителей одинаково заканчивался рабочий день. А может быть для того, чтобы в следующий раз люди не мотались так поздно по улицам или гостям, а сидели дома?
ПАРАДОКС ПЯТЫЙ
Хотели ли лучше?
«Реформировали» и остановку в районе Азовского рынка. Теперь транспорт останавливается в одном месте. Автобусы выстраиваются в длинную шеренгу — заходите, милости просим. Вот только на ум приходит банальная, но все равно актуальная фраза: хотели как лучше. А что получили — вы и сами знаете.
Нет конкретного места для остановки каждого маршрута. Водители останавливаются где захотят. А ты уж со своими сумками беги к автобусам. Рынок — место многолюдное, и останавливается здесь не один автобус. А вот навес почему-то поставили один. На всех. И вряд ли он сумеет спасти от дождя всех желающих (хотя летом и его не было. А людям в 40-градусную жару приходилось жариться на солнце).
Вот такие парадоксы. Их в нашей жизни, конечно, немало. Власть не может угодить всем. Но, с другой стороны, зачем начинать дело, если заведомо знаешь, что не доведешь его до конца? Наверное, это наша всеобщая привычка — останавливаться на полпути, делать дело наполовину. Тогда ведь и результат вроде есть, и ты не сильно напрягаешься. Своему бездействию можно найти оправдание и виновных. Вот только непонятно, в чем виноваты люди, которым приходится подолгу стоять на остановках, мокнуть и мерзнуть?
Закончу материал отрывком из письма Т. Куприянова, заслуженного учителя РФ: «Очень хотелось бы, чтобы работники городских служб постояли на остановках, особенно в жару, дождь и холод, и послушали в свой адрес все то, что о них думают «простые смертные». Разве вам, господа-управленцы, не интересно? Попробуйте!».