Руководство Новочеркасского электровозостроительного завода провело переговоры с представителями японской фирмы «Мицуи». В переговорах участвовали начальник управления внешних связей МПС Вячеслав Балакин и заместитель председателя комитета по кредитованию и инвестициям Государственной Думы Георгий Медведев. «Мицуи» предложила НЭВЗу партнерство по лизинговой схеме, обязательными участниками которой должны стать Внешторгбанк и МПС.
Весной этого года Внешторгбанк и один из японских банков подписали договор о совместной деятельности. Планируется, что новые кредитные линии, открытые японцами Внешторгбанку, будут предназначены для реализации проектов, связанных с железными дорогами. С другой стороны, в рамках реформирования МПС утверждена инвестиционная программа, в которой предусматривается привлечение зарубежных финансовых ресурсов. НЭВЗ, который Министерство путей сообщения видит в ближайшем будущем как один из своих заводов, нуждается в реконструкции и техническом переоснащении. Японская фирма «Мицуи» предлагает свое участие в решении этой проблемы, с использованием лизинговых схем. Позиция генерального директора НЭВЗа Александра Носкова на этот счет такова: «Мы — не против, но все схемы должны формироваться в МПС». У НЭВЗа — немалый и, самое главное, положительный опыт сотрудничества с западными компаниями. Заводчане не раз удивляли иностранных коллег, предубежденных против российского производителя, своим профессионализмом. К примеру, специалисты фирмы «АД ТРАНЦ», с которой НЭВЗ выпускал электровоз двойного питания ЭП-10, не хотели, чтобы новочеркасцы изготавливали на него тяговый двигатель, так как сомневались в качестве работы. Тем не менее, нэвзовцы настояли на своем и собрали двигатель сами. Его испытания прошли в Швейцарии «на отлично». Так что, как сказал на этих переговорах Александр Носков, «Иностранцев заводчане «не боятся».
Но чтобы «Мицуи» стала партнером НЭВЗа, для начала необходимо утверждение соответствующей строки в инвестиционной программе МПС на 2003 год. А вариант лизинга в данном случае очень эффективен, ведь выпуск электровозов — длительное и технологически сложное производство, которое можно приравнять к самолето- и кораблестроению.