Городской парк в казачьей столице принято называть его исконным именем — «Александровский сад». Во времена М.И.Платова на месте сада был огромный пустырь, который, как правило, использовали во время различных празднеств в качестве своеобразной арены для ночной иллюминации. На пустыре устанавливали по периметру сотни бочек и плошек со смолой или заморской пиротехнической начинкой. Когда на город опускалась ночь, их содержимое поджигали, а посредине пустыря разводили костры. Возникшим огненным дивом сходился полюбоваться и стар, и млад.
Вот как описывал историк А.А.Карасев одну из таких огненных феерий, устроенную летом 1817 г. по случаю свадьбы сына Платова — Ивана Матвеевича: «… так как атаманский дом был очень невелик, а гостей ожидалось много, то празднество было назначено в доме Семена Курнакова, почти единственном двухэтажном строении с большими колоннами и просторным балконом. На находившейся перед этим домом огромной площади, занятой теперь Александровским садом, а тогда ничтожными лавчонками и всякими городскими отбросами, было поставлено более ста смоляных бочек, а балкон дома и окна его уставлены самодельными плошками.
После венчания молодые, со своими сватами и шаферами, приехали в дом Курнакова в то время, когда зажглась иллюминация. Атаман вывел их на балкон и глазам их представилась невиданная картина: вся площадь горела в огнях, а толпы народа заняли все место около освещенного дома».
Пустовавшая площадь получила название Гостинодворской. В центре ее долгое время стояли гигантские весы, предназначенные для взвешивания угля, кирпича, леса. Пустырь разрезала узенькая пешеходная дорожка, вдоль которой была проложена впоследствии центральная аллея Александровского сада.
Гостинодворскую площадь видели и, надо полагать, бродили по ней А.С.Пушкин и, десятилетие спустя, М.Ю.Лермонтов. Это не вызывает сомнений, поскольку оба великих поэта квартировали в казачьей столице в располагавшихся поблизости друг от друга домах, с которыми граничила площадь.
Александровский сад был заложен на месте Гостинодворской площади по распоряжению и при деятельном участии атамана М.Г.Хомутова в начале 1850-х годов. П.Н.Краснов писал: «Много потрудился Хомутов для украшения и благоустройства Новочеркасска. При нем начали насаждать Александровский сад, устроили в Новочеркасске первые оранжереи для разведения редких цветов. Провели водопровод; при нем был устроен Дворянский клуб и мостовые покрыли улицы Новочеркасска».
Одно из первых описаний Александровского сада в печати относится к августу 1854 г. Известный столичный литератор Н.В.Кукольник оставил его в «Очерке Новочеркасска», опубликованном в «Донских войсковых ведомостях». Кукольник писал о казачьей столице: «Гостиный двор уже вырос; перед ним красуется монумент графу Платову; кругом сочные, жирные волны свежей зелени молодого, смело скажу, роскошного городского сада, изящно украшенного щегольскою оранжерей, красивым воксалом, беседками, мостиками, сюрпризами и т.д.».
Городской сад сразу же стал излюбленным местом прогулок новочеркасцев. Именно поэтому в полицейских сводках о находках, сделанных в казачьей столице 1860-х годах, этот район города упоминается чаще других. К примеру, «Донские войсковые ведомости» сообщали: «Казаком учебного полка Сиротинской станицы Карпом Кособрюховым найден близ Александровской церкви золотой браслет с 9 вставками с голубым и белым эмалем». Или: «В Войсковом Александровском саду найден затяжной хомут с шлеею в оловянном наборе; хозяин оного должен обратиться в Новочеркасскую полицию».
Кстати, Александровский сад казачьей столицы был местом, хорошо известным даже августейшим гостям города, среди которых — император Александр III. Принимая участие в мае 1870 г. в торжествах по случаю 300-летия Войска Донского, будущий император в течение нескольких часов осматривал Александровский сад, который стал центром юбилейных празднеств. На его аллеях была размещена огромная экспозиция, посвященная истории донских казаков, состоявшая из памятных щитов, макетов казачьих строений, впечатлявших размерами живописных картин. По сообщениям газет, наследник российского престола обошел все уголки парка, а вечером вместе с хозяевами наблюдал, как зажглась традиционная иллюминация в Александровском саду. Она состояла на сей раз из тысяч разноцветных фонариков.
На кургане в Александровском саду была устроена смотровая площадка, с которой открывалась широкая панорама степных окрестностей города. Полюбоваться ими туда приходило много людей.
Казачий поэт Василий Диков около столетия назад писал:
С кургана сада бросив взоры
И слезы счастья поборов,
Я вижу степь, луга, озера
И ряд станиц и хуторов.
Сад был заботливо ухожен, на его аллеях стояли специально изготовленные скамьи-кресла с высокими подлокотниками. Неизменным вниманием посетителей пользовалась изящная раковина эстрады, на которой по вечерам играл местный оркестр. Особую художественную ценность имела ажурная садовая ограда, представлявшая собой подлинное произведение искусства. Сегодняшний городской парк, к сожалению, утратил то неповторимое обаяние, которое было присуще Александровскому саду со стародавних времен. Будем надеяться, что нынешним горожанам под силу возродить былую притягательность этого исторического уголка Новочеркасска.