Сегодня:

(часть 1)(часть 2)

Церковь Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости». (Монастырская).

   Церковь Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости"17 октября 1888 года на Курско-Харьковской железной дороге потерпел крушение царский поезд, в котором ехала семья Императора Александра 111. Царский трапезный вагон, в котором во время крушения находилась вся семья Императора Александра 111 при крушении разлетелся на куски. Но никто из них не пострадал. Это событие и стало причиной выражения верноподданнических чувств со стороны многих россиян, в т.ч. Донцов. В частности, в Новочеркасске возникла мысль об увековечивании знаменательного события спасения царской семьи от возможной гибели сооружением «благолепной часовни на Крещенском спуске (ныне Красный спуск), недалеко от вокзала Новочеркасской железнодорожной станции. Место было выбрано не случайно. Именно здесь ,из царской комнаты в ж/д вокзале начинались въезды Императорских особ в Новочеркасск и заканчивались выезды их из города. Инициатива сооружения часовни принадлежала настоятельнице Старочеркасского Ефремовского монастыря игумении Иннокентии. К этому времени в Новочеркасске, трудами игумении Иннокентии было создано на Крещенском спуске в конце 70-х годов подворье Старочеркасского Ефремовского женского монастыря. Оно было устроено в столичном городе для упрощения связей с Донскими Архипастырями и для монахинь монастыря, которые могли здесь проживать во время длительных разливов Дона, затопляющих все вокруг монастыря в Старочеркасске.Часовню собирались построить при содействии местного благотворителя-казака , потомственного почетного гражданина Новочеркасска И.С.Кошкина и назвать ее в честь Донской иконы Божией Матери. Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий обратился за соответствующим разрешением в Св. Синод и через него к Императору. Высочайшее разрешение ,с благодарностью за выражение верноподданнических чувств, было дано .21 мая 1889г. в Новочеркасске получили разрешение на постройку часовни. Но к этому времени прихожане этой части Новочеркасска настолько настоятельно просили игумению Иннокентию устроить не часовню , а храм, что она вынуждена была вновь обратиться к Архипастырю с такой просьбой. Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий с благосклонностью принял решение о строительстве храма. Но было одно затруднение. По тогдашним законам в городах запрещалось строить безприходные церкви ( т.е. не имеющих своих прихожан-Е.К.) в виде придельных или домовых храмов. Но пожелание Иннокентии поддержали письменными прошениями многие жители Новочеркасска, тем более, что » в этом городе более нежели на 40 т. жителей имеется приходских церквей только 6 «.И такое разрешение на строительство монастырской (безприходной) церкви было все же дано. Городской благочинный священник Александро-Невской церкви Василий Петров осмотрел вместе с архитектором-инженером строительного отделения Областного Правления П. Траилиным место под новостроящуюся церковь и одобрил его. В мае 1891года по благословению Высокопреосвященного Макария было торжественно освящено Преосвященным Иоанном, Епископом Аксайским место для постройки монастырской церкви во имя преславной иконы Божией Матери » всех скорбящих Радости». К осени 1892года Скорбященский храм был построен и великолепно украшен прекрасным иконостасом. Скорбященская церковь в Новочеркасске на монастырском подворье сооружена по проекту московского архитектора А.С. Каминского, под наблюдением и руководством местного Епархиального архитектора П.С. Студеникина. Именно последний проектировал и сооружал алтарь, святые ворота и колокольню. Церковь «всех скорбящих Радости» каменная , выполненная в русском стиле, пятиглавая, квадратная, с пристроенным алтарем в виде пятигранного полукружия, по сторонам которого два выступа для ризницы и пономарки. В длину и ширину церковь имела 20 аршин (т.е. 14,2 м.) , а с алтарной частью 29 аршин (т.е.20,6м.).Иконостас был построен в московской мастерской Н.Г. Лебедева, иконы написаны московским живописцем -художником С.К. Швыревым, а колокола отлиты в Ростове-на-Дону на заводе С.Е.Василенко. Каменные работы были выполнены в Новочеркасске И.Г. Радомским. В одну линию с церковью по Крещенскому спуску с северной стороны были устроены святые ворота в виде часовни, двухъярусные, высотой в 15 аршин ( т.е.10,6 м.). В сооружении храма активное участие своими пожертвованиями принимали: И.С.Кошкин, В.Н.Кошкин, К.Ф.Колесников, Ю.В.Щербакова (позднее монахиня Агния), Жеребковы, Дугинцевы. Большой материальный вклад внесла и сама игумения Иннкентия. Попечителями по сооружению храма были Х.И. Попов и И.В. Дударев. Освящение храма состоялось 12 декабря 1893 года Высокопреосвященным Макарием в сослужении благочинного Донских монастырей архимандрита Иадора, одного иеромонаха и двух священников, с большим торжеством, в котором приняли участие : Войсковой Наказной Атаман войска Донского князь Н.И.Святополк-Мирский, начальник Войскового штаба генерал-лейтенант А.Д.Мартынов, духовные и светские лица, благотворитель И.С.Кошкин. «Народу собралось так много, что он не мог поместиться в храме и окружал его со всех сторон густою массою.»( А.Кириллов, Старочеркасский Ефремовский женский монастырь Донской епархии», Новочеркасск, 1897г.,стр.160).Торжество освящения нового храма «осчастливлено было двумя знаменательными для него событиями : 12 числа, в два часа ночи, через Новочеркасск проезжал отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштатдский), и строительница храма игумения Иннокентия удостоилась поднести ему икону Божией Матери Донския, украшенную золотою шитою ризою с дорогими каменьями, работы монастырских рукодельниц, и приняла от него благословение и благопожелания новопосвященному храму». (там же стр.163-164.). Начинал совершать службы в новоустроенном Скорбященском храме священник Александр Власов. В течение первых трех лет он ежедневно совершал богослужения в монастырской церкви. Затем сюда был определен священник Григорий Грачев, причисленный к штату священно-церковнослужителей монастырского подворья ,а отец Александр продолжал служить, но за штатом. Церковь Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости"Благодаря усилиям игумении Иннкентии монастырское подворье со Скорбященским храмом стало приобретать «вид настоящаго отдельного монастыря». Здесь уже были построены к концу Х1Х века два корпуса для монашествующих и послушниц, приличный дом для настоятельницы (сохранился), в нижнем этаже которого расположились монастырские рукодельницы, устроена больница для инокинь и т.д. И это неудивительно. Парадоксально было то, что Новочеркасск, став еще 5 апреля 1829г. епархиальным городом(т.е. центром епархии), не имел в отличие от всех других епархиальных городов России (а их было более 60), своего монастыря, расположенного непосредственно в городе. Поэтому Донские Архипастыри всемерно поощряли инициативу игумении Иннокентии по устройству монастырского подворья в Новочеркасске. Нам неизвестна судьба Скорбященской церкви в советский период , кроме главного, что она была разрушена и снесена с лица земли. По некоторым сведениям она была разобрана после войны, в 50-х годах. Известно, что сейчас на месте храма стоит невзрачное двухэтажное каменное жилое здание на углу Красного (бывшего Крещенского спуска) и Путиловского переулка (ранее Госпитального).Сохранился только дом игумении Иннокентии с металлической оградой, построенный несколько выше святых ворот по Крещенскому спуску (ныне Красному).

 

«Скорбященская» церковь.

   При Новочеркасских богоугодных заведениях со дня их открытия в :.году действовала домовая церковь Пресвятой Богородицы «Все Скорбящих Радости». Указом Святейшего Синода от 7 января 1908года за © 136 при церкви Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» Новочеркасских богоугодных заведений был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с условием, что их содержание будет производиться за счет местных средств. С закрытием в советское время богоугодных заведений была закрыта и «Скорбященская» церковь (не путать с одноименной «монастырской»).

 

Церковь Донской иконы Божией Матери.

Церковь Донской иконы Божией Матери.   «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку , сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное , видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане , каким-либо священным памятником.»(Донские Епархиальные Ведомости», 1893г.неоф.отд.,© 10,стр.418).Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича ( с 1896г. Императора Николая 11 — Е.К.), который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского. Новочеркасцы 29 апреля 1893года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому прошение , в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея, разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем , храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади ( ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой ) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма : «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска , поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев.»(там же, стр.420.) Далее события развивались следующим образом. На запрос Дона о разрешении строительства новой церкви в Новочеркасске от имени Государя Императора Александра 111 ответили, что он разрешил изменить Высочайше утвержденный в 1805г. Александром 1 городской план Деволана, с целью разрешить построить новый храм на Ратной площади в Новочеркасске. Удивляет сам по себе факт бережного отношения к утвержденным планам застройки городов, когда почти через 90 лет потребовалось разрешение Императора России, чтобы поставить в Новочеркасске обыкновенную приходскую церковь. При Донской Богородицкой церкви был избран церковно-приходской попечительский совет во главе с председателем — священником Петром Знаменским. В состав совета вошли такие известные в Новочеркасске люди как: генерал-лейтенант В.М.Лютенсков, действительный статский советник М.Е.Ушаков, помошник прокурора П.А.Шишов, торговый казак С.С.Цыкунов, губернский секретарь С.С.Рыковской и др. («Донские Областные Ведомости»,1908г.,©20,неоф. отд. стр.402). У нас нет данных о ходе строительства Донской Богородичной церкви. Но судя по сохранившимся фотографиям это была белокаменная одноэтажная, пятикупольная церковь. Нам известно, что архитектором этой церкви стал Сергей Иванович Болдырев, построивший в Новочеркасске более двух десятков прекрасных домов. Полный иконостас храма расписывал художник Е.Г.Черепахин, который принимал участие и в оформлении Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске. В 1903году храм уже был построен и освящен. Нам неизвестна судьба Донской Богородичной церкви в годы советской власти. Но точно известно, что в 1930г. церковь еще стояла, так как в нашем архиве есть любительская фотография с надписью «Н.Донская церковь. 26/У1 1930». Возможно, как и некоторые другие Новочеркасские церкви Донская Богородичная церковь была закрыта в середине 30-х годов, а когда разрушена или разобрана — не знаем Противоречива, неоднозначна судьба нынешней Донской Богородичной церкви. Современная церковь, точнее часовня , Донской иконы Божией Матери появилась на Хотунке в 1992году. Местные казаки очистили территорию, вывезли много хлама и мусора из переданного под часовню здания , воодрузили над храмом крест. По мнению одного из авторов (С.Синицин)материалов об этой церкви, этот храм возник в 1792г. , т.е. за 13 лет до основания г.Новочеркасска , что в этом храме, по свидетельству Льва Толстого , отпевали казаков, погибших при защите Севастополя и т.п. Так это или не так, оставим на совести автора, ибо Хотунок, а в те годы Хутунок , был калмыцким поселением и поэтому здесь мог быть калмыцкий хурул (ламаистский храм), да и то передвижной, кибиточный, а никак не православная церковь. Православная церковь на Хутунке появилась только рядом с солдатскими деревянными бараками-казармами, которые были построены на Хутунке в начале ХХ века . Никакой церкви по нашему мнению до начала ХХ века на Хотунке не было. В противном случае хотя бы один раз о ней упомянули местные газеты, «Донские Епархиальные Ведомости» и другие издания. Более того, используемое помещение под сегодняшний храм Донской иконы Божией Матери , стоящий прямо у дороги (рядом с памятником погибшим в Великую Отечественную войну воинам) не могло быть поставлено на проезжей части в таком месте. Да и само помещение напоминает скорее сторожевую башню , охранявшую въезд в город на Московском тракте (посмотрите на такую же с противоположной стороны города , у мясокомбината, на старом Ростовском тракте), чем храм. И действительно , до войны и после войны здесь устроили водопроводную будку, затем сапожную мастерскую и потом склад автошин. Следует признать необоснованными , коньюнктурно и эмоционально окрашенными суждения С.Синицина :»В начале двадцатых годов яростные безбожники , с благословения новой власти, действуя под девизом : борьба с религией , как с опиумом для народа , ободрали храм, как липку. Сорвали крест, растащили всю церковную утварь, мебель, разрушили иконостас.»(«Донская речь»,1993г.,2 сентября). Считаю, что у автора нет ни одного доказательства в пользу таких заявлений. С одной стороны нечего было разрушать и растаскивать, так как храма здесь вообще не было. А с другой стороны невозможно ответить на один логичный вопрос :» Почему же до середины 30-х годов ни один храм и собор в Новочеркасске не были закрыты и разрушены, а неизвестно откуда взявшийся храм на Хотунке «в начале 20-х годов» ободрали «как липку»? Понятно стремление казаков станицы «Казачьей» на Хотунке, других казачьих станиц бывшего Промышленного района ( «Ново-Баклановской», «Донской») иметь свои православные храмы. Положительна их инициатива по созданию своего храма в том здании, где ныне работает храм Донской иконы Божией Матери , так как другого помещения не было. Высокой оценки заслуживает инициатива прихожан и священника прихода Донской иконы Божией Матери С. Маштанова по разработке проекта будущего храма. В 1995 году архитекторы Е.В. Пантелеймонов и А.А. Тумасов разработали прекрасный проект комплекса храма Донской иконы Божией Матери на Хотунке на перекрестии улиц Макаренко, Гагарина и Луначарского , в районе бывшего летнего кинотеатра. В составе комплекса планируются : здание храма вместимостью на 1000 прихожан , гостиница на 25-30 мест, трапезная ( кафе-столовая на 30 посадочных мест), приют на 30 детей с классными помещениями, жилой дом настоятеля храма, магазин , хозяйственный блок, стоянка на 30 автомобилей . А нынешний небольшой , как раньше бы сказали «малопоместительный» часовня-храм, живет своей приходской жизнью и надеждами на то, что найдутся люди и средства для реализации хорошего проекта по строительству церкви Донской иконы Божией Матери на Хотунке. Но пока не видно спонсоров и необходимых средств на постройку храма в том месте, где сейчас стоит большой деревянный крест. И в то же время видна бездуховная рука злодея, укравшего с ограды территории будущей церкви заграждение в виде обыкновенной стальной проволоки. Не испил еще храм свою чашу страданий . В муках рождается как и каждый сын человеческий. Постановлением мэра г. Новочеркасска © 166 от 4 февраля 1997г. «О регистрации права собственности на недвижимое имущество за приходами Русской Православной Церкви Ростовской на Дону епархии Московской Патриархии» здание часовни Донской иконы Божией Матери на ул. Гагарина ©106 было закреплено за ее приходом .

 

Николаевский старообрядческий храм.

Николаевский старообрядческий храм   Судьба Николаевской старообрядческой церкви в Новочеркасске была такой же тяжелой как и самого старообрядчества в дореволюционной России. Со времен церковных реформ Патриарха Никона ( середина ХУ11 века) единое до того русское православие разделилось на приверженцев новой «никониановой», «еллинской»(т.е. греческой -Е.К.) веры и последователей старой , дедовской, так называемой старообрядческой церкви. За несогласие принять нововведения Никона старообрядцы стали преследоваться Русской Православной церковью как отступники, «раскольщики». А поскольку староверы не захотели поминать членов царской семьи во время богослужений, так как цари поддержали реформы и нововведения Патриарха Никона , то против старообрядцев выступила и царская, т.е. государственная власть. Под давлением таких двух мощных сил староверие в России все же выжило, хотя и настрадалось в полную меру. Было старообрядчество и на Дону. Более того, по количеству староверов ( до 200 тыс. чел.) Донская епархия занимала первое место среди всех православных епархий России. Гонения на «раскольников» продолжались вплоть до начала ХХ века . И во все это время учение и обряды староверов назывались ложными, а поэтому большое внимание придавалось миссионерской деятельности среди старообрядцев ,привлечению их в православие. Но староверы твердо отстаивали свои духовные принципы и обряды, шли на любые жертвы во имя сохранения своей веры. А церковь и власти наоборот стремились всячески идеологически разоружить староообрядцев и доказать несостоятельность их учения и обрядов. Вот в такой противоречивой и достаточно накаленной обстановке в Новочеркасске появляются старообрядческие общины. В них зреет инициатива о создании в епархиальном Новочеркасске старообрядческой церкви. Их не устраивало компромиссное решение Донской церкви и властей об открытии в 1879г. так называемого единоверческого прихода при деревянной церкви Успения Божией Матери на бывшей Архангельской площади (ныне Кирова)., перестроенной из стоявшей здесь прежде Михайло-Архангельской церкви. Единоверие — это была попытка компромиссного объединения староверия с Русской православной церковью, когда старообрядцам предлагалось совершать свои старые обряды в православных храмах под присмотром единоверческих священников, т.е. православных. Но единоверие не решило поставленных перед ним еще с 1800г. задач и поэтому требовались иные, более радикальные решения.Старообрядцы Новочеркасска в начале ХХ века почувствовав потепление отношений между православной церковью и старообрядческой в связи с опубликованием царского Манифеста 17 октября 1905г., даровавшего гражданам России свободы совести, слова , собраний и союзов, пришли к выводу о возможности устройства своего старообрядческого храма в Новочеркасске. Облегчил положение старообрядцев в России и закон от 17 октября 1906года о свободе вероисповедания. И тогда казак-старовер Дмитрий Федорович Байдалаков жертвует под строительство храма свое подворье с двумя каменными домами на ул. Почтовой, 39 ( ныне ул. Пушкинская ). Получив разрешение на строительство своей церкви старообрядцы закончили ее постройку в 1907г. ( на этом месте ныне стоит четырехэтажное здание городского пожарного отряда © 5). Внутреннюю церковную роспись осуществлял художник Иван Федорович Попов с коллегами. 26 октября 1908г. в Новочеркасске состоялось освящение новопостроенного храма старообрядцев австрийского толка ( в старообрядчестве было два основных направления, в т.ч. поповцы, т.е. признающие староверческих священников и безпоповцы, т.е. не признающие священников. В этих двух основных направлениях были свои ответвления, как например, австрийское направление у поповцев. «Храм (на Почтовой ул.) снаружи довольно красив ; внутри в нем замечателен иконостас, — голубой с позолотой, сработанный , говорят на фарфоровой фабрике; старообрядческая иконопись несколько умаляет его красоту. Освящение было совершено приехавшим из Москвы старообрядческим архиепископом Иоанном Картушиным, в сослужении с епископом Феодосием и многими другими лицами из старообрядческаго духовенства».(«Донские Епархиальные Ведомости»,1908г.,© 32 , неоф.отд.,стр.873).Так сдержанно описывает новую церковь в Новочеркасске миссионер священник Д. Грацианский. Он вынужден был отметить, что государственная власть в лице Войскового Наказного Атамана генерала Самсонова А.В. также приняла участие в освящении. На взгляд Д. Грацианского публика была в храме в основном «из простого любопытства». Пел московский старообрядческий хор и пение было, на взгляд православного миссионера, «какое-то странное пение, похоронное». Николаевский старообрядческий храм имел «осьмиконечный «(восьмиконечный — Е.К) крест, хотя по наблюдению Д,Грацианского на груди архиепископа И.Картушина красовался «четвероконечный крест», но таковой по его же объяснению был разрешен самым большим авторитетом для староверов протопопом Аввакумом . После церемонии освящения старообрядческого храма был дан торжественный обед в летнем офицерском клубе в расположенном рядом Александровском саду на 150 персон. После Февральской революции 1917г. и объявленных Временным правительством свобод , старообрядцы стали активнее участвовать в общественно-политической жизни Новочеркасска и Дона. Так , 14 мая 1917г. на Соборной площади (ныне Ермака) состоялся многочисленный молебен старообрядцев во главе с «лжеепископом» Геннадием, в сослужении 11 старообрядческих священников , а также 2 диаконов. Старообрядцы послали от своего имени телеграмму Временному правительству и председателю Государственной Думы Родзянко с молитвами о победоносном окончании 1-й Мировой войны .(«Вольный Дон», © 33 от 17 мая 1917г.). Для читателей будет небезинтересным отметить то, что на этой же Почтовой (ныне Пушкинской) улице стояли всего в 300 метрах друг от друга две Николаевские церкви — одна православная на Никольской площади ( ныне площадь Левски), а другая старообрядческая -у Александровского сада .И обе были разрушены и до наших дней не сохранились. Когда была закрыта Николаевская старообрядческая церковь мы можем косвенно догадываться по надписи на фотографии из музея истории Донского казачества, на которой изображен в полутемноте иконостас храма. А надпись на фотографии гласит :»Иконостас Старообрядческой церкви при закрытии в июне 1935 года». Таким образом этот храм был закрыт где-то в эти годы. А когда его разобрали нам пока неизвестно. На том месте, где стояла старообрядческая Николаевская церковь, ныне стоит 4-х этажное из белого кирпича здание городской пожарной охраны. Старообрядцы выстояли и период антирелигиозной политики советского государства. Ныне старообрядцы Новочеркасска входят в Ростовскую общину и ездят на службы в старообрядческий храм в Ростове на Дону.

 

Церковь преподобного Серафима Саровского.

   18 мая 1908 года состоялось торжество открытия богадельни в приходе Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. С поучением о милосердии к прихожанам обратился настоятель собора протоиерей В. Петров. Затем было совершено соборным духовенством молебствие с акафистом преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу и многолетием Государю Императору , Царствующему Дому, Св. Синоду, Донскому Архипастырю и членам соборного попечительства. Богадельня открыта в переулке Широком (недалеко от нынешнего ликеро-водочного завода — Е.К.) в доме © 6, приобретенном для этой цели усердным попечителем.» Три безродныя и безпомощныя старухи уже нашли в ней себе приют , а другие еще стучатся в двери…»( «Донские Епархиальные Ведомости», 1908г.,© 17, неоф.отд.стр.440). С этой богадельни собственно и началась история храма во имя преподобного Серафима Саровского. Попечительский совет Вознесенского кафедрального собора, открыв богадельню, начал сбор средств на постройку новой каменной Серафимовской церкви . 19 июля 1908г. состоялось торжество закладки храма во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Накануне в Богородичном приделе Вознесенского собора было совершено всенощное бдение с чтением акафиста преподобному Серафиму и «умилительным пением». Утром по звону большого соборного колокола началась литургия, после которой были розданы листки с содержанием поучительного слова к открытию Серафимовской церкви под заглавием «Донская церковная кафедра». Затем был крестный ход «при весьма значительном стечении народа и колокольном звоне» по Ермаковскому спуску из собора к подворью попечительства в переулке Широком. Прибывший к месту закладки храма Высокопреосвященный Афанасий осенил народ святительским благословением и облачившись в полное архиерейское облачение начал богослужение. Кафедральный протоиерей совершил каждение приготовленного к строительства храма места. По освящении воды и окроплении большого деревянного креста, священники воодрузили его на месте предполагаемого престола, а мастера приступили к заделке креста кирпичом. Была уложена специальная закладная металлическая доска с надписью о времени и обстоятельствах закладки церкви. Одновременно шла закладка фундамента будущего храма. По совершении полного круга по периметру будущих стен церкви Архипастырь прочел коленопреклоненно соответстующую молитву. Затем были провозглашены многолетия Государю Императору и его Царствующему Дому, Св. Синоду, Архипастырю, строителям и попечителям храма. В это же время шел сбор пожертвований на дальнейшее строительство Серафимовского храма.(«Донские Епархиальные Ведомости», 1908г.,©»24,неоф.отд.,стр.625-626.). Через два года Серафимовская церковь была построена и освящена в 1910году. И хотя она была последней приходской церковью построенной до революции в Новочеркасске, судьба у нее оказалась самой короткой. Из-за банальной для города причины — невылазной грязи на переулке Широком, затруднявшей доступ прихожан в храм, Серафимовская церковь осенью 1913г. была превращена в домовую церковь. «Донские Областные Ведомости» по этому поводу информировали новочеркассцев, что Указом Святейшаго Синода (в результате представления Епархиального начальства) Серафимовская церковь обращена в домовую и при ней открыт штат священно-служителей, и епархиальным начальством при Серафимовской церкви учреждено попечительство благотворительных учреждений и для попечительства учрежден устав».(1914г, © 41). Нам не удалось пока найти описание или фотографии Серафимовской церкви. Неизвестна и ее судьба в советское время. Но до наших дней она не сохранилась. На этом месте (переулок Широкий © 6 ) ныне пустырь, а рядом стоят автогаражи. Такое ощущение , что на этом пустыре никогда ничего не было, кроме военных автомобилей. Но история наука точная и она подтверждает, что именно здесь стоял православный храм, в котором новочеркасцы удовлетворяли свои духовные потребности. Храмы как и дома могут ветшать, разбираться, словом исчезать, а религиозная вера, вера в Бога продолжает жить веками, независимо от политических, военных и иных потрясений.