Сегодня:

Новочеркасск

(краткий исторический очерк)
(часть 1)(часть 2)(часть 3)(часть 3 окончание)

Современный Новочеркасск

Новый 2001 год (как начало нового ХХ1 века и нового 3-го тысячелетия) пришел в город с новым Главой администрации (мэром) Новочеркасска А.П.Волковым, который на первом же своем заседании после инаугурации 31 декабря 2000 г. поставил первые четкие задачи перед городскими службами по проведению новогодних праздников. То большинство, которое отдало свои голоса за Анатолия Панфиловича Волкова с надеждой смотрело в будущее и провозглашало предновогодние тосты за нового мэра и его новые подходы к управлению городом в предстоящие годы. Те, кто поддержали прежнего мэра не могли так быстро смириться с горечью поражения и находились в смятении. Сторонники лидера КПРФ Г.В.Рябова обсуждали причины, почему коммунисты не смогли выиграть выборы. Немало было и тех, кто недовольно думали обо всем (голосовали «против всех») и не ждали ничего хорошего в Новом 2001 году, новом ХХ1 веке и в новом 3-ем тысячелетии.

Но новое, тем не менее, стало пробивать себе дорогу с начала 2001 года. Первые шаги проявились уже 2 января, когда новый мэр призвал всех сотрудников администрации и городских служб работать, прежде всего, на благо горожан, профессионально и добросовестно, качественно и в срок исполнять свои служебные обязанности. Скромно отметив 3-го января день рождения нового мэра А.П. Волкова, сотрудники администрации и руководители городских служб тут же были включены им в жесткий график работ, которые было необходимо выполнить, причем в невиданные ранее короткие сроки.

Естественно, что мэр взял в свою команду новых людей, способности и возможности которых он знал и не раз проверил на практике. Первым заместителем Главы администрации (мэра) был утвержден Сергей Борисович Бондарев. Заместителями мэра в разное время стали: Алексей Васильевич Бондаревич, Виктор Павлович Логачев, Александр Донатович Вальтер. Департамент городского хозяйства поручили возглавить Евгению Федоровичу Мавдрикову, со статусом заместителя Главы администрации (мэра) города. Управляющим делами назначили Владимира Николаевича Лагошу. Совершенно новым в структуре администрации стал организационный отдел, который возглавил Василий Макарович Вытрищак. Среди руководителей управлений администрации наряду с прежними руководителями, такими как Ольга Владимировна Наконечная (здравоохранение, ныне Григорий Павлович Солощенко), Виктор Александрович Попов (управление труда и социального развития, ныне Чебаков Юрий Терентьевич) и др., появились и новые начальники: Валентина Михайловна Гайдина (финансовое), Павел Викторович Панкратов (образование), Галина Алексеевна Ерашова (культура и искусство, ныне и.о. Лариса Георгиевна Дубинина), Юрий Николаевич Савойский (физкультура и туризм). Руководителями отделов администрации были назначены: Сергей Николаевич Емельянов (юридический, ныне Ирина Григорьевна Голинская), Александр Иванович Ефименко (по земельным отношениям), Евгений Иванович Кирсанов (информационно-аналитический, ныне Виктория Юрьевна Рубина), Майбуров Владимир Николаевич (по учету и распределению жилья, ныне Владимир Васильевич Абоймов), Михаил Михайлович Макеев (промышленности и транспорта), Николай Петрович Милин (экологический), Геннадий Григорьевич Овчинников (по работе с казачеством), Валерий Николаевич Смолянинов (информатизации и связи), Наталья Геннадиевна Чаленко (по работе с молодежью), Юрий Анатольевич Чурюканов (по финансовым ресурсам и инвестиционной политике), Наталья Валентиновна Шорец (по контролю за постановлениями) и др.

Новый мэр поражал сотрудников не только своими лаконичными, четкими указаниями и конкретными, как правило, жесткими сроками исполнения, но и непривычными подходами. Так, одним из первых кардинальных решений А.П. Волкова стало предложение немедленно приступить к работам по отделке 3-го этажа 4-х этажного здания администрации, которое начали строить еще 25 лет назад (в 1976 г.) и так и не сдали в эксплуатацию, хотя оба его крыла на 1-м и частично 2-м этажах слева и справа уже несколько месяцев занимали офисы двух крупных банков (Сбербанка и ФондСервисбанка). Некоторые подумали, вот генерал рвется сразу же в новое здание, не желает работать в старых обжитых прежней администрацией кабинетах Атаманского дворца и т.п. Только самое близкое окружение понимало это необычное решение, его широту и глубину. Дело было не в новых кабинетах или новой мебели, что, кстати, необходимо время от времени обновлять, так как всё, в том числе и технологии управления со временем изменяются, обновляются и требуют новых помещений, нового офисного оборудования, современных средств связи и т.д. Мэр продумал решение на таком уровне и в таком всеохватывающем объеме, о котором ранее просто не задумывались. Волков А.П. решил одним махом разрешить многие наболевшие проблемы города. Так, несколько десятилетий шли разговоры и обещания о том, что когда построят новое здание для администрации, то высвободят здание бывшего Атаманского дворца и передадут его под картинную галерею или под музей. Шли годы, и даже десятилетия. Менялись главы администраций, а здание, заложенное в 1976 г. продолжало смотреть на горожан кирпичными стенами и пустыми глазницами будущих окон.

Новый мэр поставил задачу — к середине марта 2001 г. всей администрации переехать в новое помещение и занять 2-й и 3-и этажи. Меньше чем через три месяца, а точнее 23 марта состоялось торжество открытия нового здания администрации и городской Думы. Губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб и новый мэр города А.П. Волков перерезали ленточку и вступили в обживаемое новой администрацией здание. Вслед за этим директору музея истории Донского казачества был вручен символический ключ от освобожденного администрацией здания бывшего Атаманского дворца. Наконец-то многолетнее обещание городских властей передать Атаманский дворец музею состоялось. Главная задача новым мэром была решена. С одной стороны — сдвинули с мертвой точки многолетний долгострой и начали осваивать новое здание администрации, а с другой — выделили музею истории Донского казачества, остро нуждающемуся в помещениях, бывший Атаманский дворец. Многие, в том числе и некоторые недруги политики нового мэра, воочию убедились, что он стремится не только и не столько в новые кабинеты, сколько решает общегородские застаревшие проблемы.

Решив главную проблему административного зданий и одновременно музея истории Донского казачества, А.П. Волков тут же поставил задачу собрать под одной крышей, т.е. в новом здании администрации, большинство управлений, отделов и служб, разбросанных по всему городу и не только для того, чтобы их иметь «под рукой», а чтобы сократить расходы на все занимаемые ими по городу помещения, в том числе, на их коммунальные услуги, охрану и т.д. Вот тут уже многие стали понимать, что пришел не просто новый мэр, а пришел хозяин, человек, который может и хочет распорядиться городским хозяйством наилучшим для горожан способом. Многие службы и отделы переехали в кабинеты 2-го и 3-го этажей., а 4-й начали отделывать. Но оказалось, что были и иные прагматичные мотивы. Новый мэр стал переселять в некоторые соседние с администрацией освободившиеся помещения другие управления. В результате освободились еще здания и помещения. И тут новое неординарное решение мэра. Медики и учителя задыхаются без жилья. Зарплату получают не большую. Квартиры купить не могут, а кадры нужны. Давайте освободившийся 1-й этаж здания управления здравоохранения на углу улиц Крылова и Щорса перестроим под жилье для медиков! Строители недавно созданного муниципального унитарного предприятия «Новочеркасское строительное управление» (дир. Гладков М.Д.) с поставленной задачей успешно справились и уже 1 октября 2001года жильцы 9-ти квартир получили ключи, в том числе и те редкие по специальности врачи, которые без предоставления жилья не хотели и не могли работать в Новочеркасске. Так, квартира была выделена детскому врачу невропатологу, а также две квартиры выдали участковым врачам.

Наряду с заселением 4-го этажа здания администрации управлением образования, другими отделами и службами администрации запланировано создание единой системы компьютерной обработки внутренней и внешней информации, на основе анализа которой будет формироваться современное информационное поле и на его основе будут приниматься еще более глубокие и продуманные управленческие решения.

Неоднозначно было воспринято сложное, но верное решение мэра А.П. Волкова по упорядочению уличной торговли, особенно в центральной части города. Те, кто торговали на ул. Просвещения и других улицах города, восприняли решение Главы администрации как личный вызов, как попытку ликвидации их рабочих мест, как посягательство на личные права, свободы и доходы граждан. Несмотря на разъяснения в СМИ и большую организационную работу управления торговли и бытового обслуживания (нач. управления Н.М. Думчус), волнения нарастали и не раз переходили в стихийные митинги протеста. Недруги нового мэра торжествовали, снимали на видео и фотопленку рассерженных реализаторов и призывали их к дальнейшим протестам и неповиновению властям. Но твердая позиция мэра, отстаивающего права граждан на приобретение товаров, особенно продовольственных не с земли или разбитых ящиков, а с оборудованных торговых мест, на территориях оснащенных прилавками, туалетами, водой и т.д. привели к тому, что вопрос был решен в пользу большинства горожан. Опустевшие от торговли улицы и скверы облагородили, привели в порядок и дали возможность горожанам спокойно ходить на работу или учебу, а также с работы или учебы по чистым спокойным улицам города, а не пробиваться сквозь вечно шумящие и замусоренные уличные места торговли.

Порядка в городе не навести, если его не будет в каждой отдельной части города. Культура торговли — это, прежде всего, культура торговых мест, точек, магазинов, а также рынков, а вслед за этим и культура покупателей. Поэтому вслед за наведением порядка в уличной торговле мэр города принял решение ликвидировать многими годами стихийно сложившиеся торговые точки перед Азовским рынком. Здесь на смену самодельным разномастным торговым палаткам и павильончикам было предложено установить современно оформленные типовые торговые места, облагораживающие, во-первых, территорию перед Азовским рынком, а во-вторых, дающие возможность проезда автотранспорта перед торговыми рядами. Естественно, что и тут нашлись недовольные, подогревающие общественное мнение о том, что мэр лишает торгующих и зарабатывающих на кусок хлеба реализаторов рабочих мест и т.д. Нашлись, конечно, и те, кто доказывали в прессе, что мэр превышает свои полномочия и др. И хотя накал противостояния здесь был значительно меньше, чем при решении вопросов по улице Просвещения, все же воплощение в жизнь этого решения мэра также сопровождалось большими организационными и просветительскими мерами. Сколько людей, столько и мнений. Одни не хотели идти в непривычные для них условия торговли, другим не нравился вид остроконечных крыш оформления входа в Азовский рынок, третьи сетовали на то, что новые торговые ряды закрыли для обзора часть территории Михайло-Архангельского храма и т.д. Т.е. каждый недовольный высказывал свои сомнения и притязания на истину. А администрации надо было думать об удобстве торговли не одного или группы реализаторов, а для всех горожан, о чистоте территории, об удобстве покупателей, а также владельцев автотранспорта и о многом другом. Мэр, опираясь на полномочия, выданные ему большинством избирателей города, настоял на решении, удобном для большинства жителей города и теперь торговля на главном рынке города упорядочена и доставляет новочеркассцам значительно больше удобств, чем прежде. Естественно, что часть людей, вошедших ранее в стихийно сложившиеся формы уличной торговли, при упорядочении торговых мест и территорий, потеряли свои рабочие места. Некоторые с трудом переходили в новые условия, на новые торговые места. Это так. Но рыночные отношения предполагают, постоянное совершенствование, движение к новому и одновременно жесткую рыночную конкуренцию. Одни реализаторы не успевают за изменениями, отстают, а другие, более инициативные и смелые в это время продвигаются вперед.

Удалось разрубить новому мэру и застаревший транспортный «гордиев узел» у Азовского рынка, откуда перенесли конечную остановку автобусов и маршрутных такси. Жители домов по пр. Платовскому N 78, 80 и др. во главе с Радиным Н.Н. пришли в администрацию города для того, чтобы лично поблагодарить мэра за разрешение этой многолетней проблемы.

Новое никогда не давалось легко, оно всегда вынуждено было пробивать себе дорогу в борьбе с устаревшим, рутинным, сложившимся. Главное всегда в том — есть ли лицо или лица, которые готовы пойти на непопулярные решения ради общего блага, ради благополучия всех, или таковых нет. Теперь горожане знают, да, в городе есть такие руководители. Это, прежде всего, новый мэр города А.П. Волков, которые брал, берет и собирается брать на себя всю ответственность за решение самых сложных проблем развития Новочеркасска.

Нарушая сложившуюся в Новочеркасске в 90-е годы обывательскую тишину А.П. Волков принимал и реализовывал в жизнь в 2001 году многие непопулярные на первый взгляд, но необходимые для города и его жителей решения. Это: ограничение проезда автотранспорта по ул. Московской, передача части помещения театра под нужды детей, занимающихся в городском Доме культуры, обрезка высохших деревьев в центральной части города, приобретение мусороперерабатывающего и асфальтного заводов, возрождение Александровского сада, Кургана славы, фонтанов и т.д.

Многие жители города помнят, во что превратилась в 1999-2000 годах ул. Московская. Ночные гонки на импортных автомобилях современных «крутых», перестрелки, угоны автотранспорта, злостное хулиганство и т.д. Все это удалось практически ликвидировать за 2001 год. Теперь ул. Московская имеет благопристойный вид и нормальный порядок.

Благое дело — реставрация и ремонт здания театра, неожиданно вылилось в конфликт. Руководство театра усмотрело ущемление их имущественных прав на здание, когда по просьбе управления культуры и искусства городскому Дому культуру, расположенному в части здания театра, решением Главы администрации были предоставлены несколько большие площади для повседневной работы. Проводя занятия более чем с 2 тыс. горожан, Дом культуры остро нуждается в дополнительных помещениях. Но решение мэра было истолковано некоторыми недовольными как посягательство на права коллектива театра. Художественный руководитель театра Л.И. Шатохин довел дело до конфликта, а затем и голодовки, с участием в этой акции еще 10 сотрудников театра. Приемлемое решение для всех сторон, в конце концов, было найдено и принято. Более того, вскоре после больших ремонтно-реставрационных работ было открыто здание обновленного театра с прекрасным залом, новыми креслами, новым звуковым и осветительным оборудованием и т.д. Театр преобразился и стал одним из лучших в Донском крае.

Город Новочеркасск издавна страдает от многочисленного тополиного пуха и множества засохших или подсыхающих по разным причинам деревьев, в том числе и от подпочвенных вод. Новая администрация решила провести работу по улучшению городского озеленения и, естественно, начала это с заказа проекта в областном центре и обрезки сухих деревьев на центральных улицах. Тут же появились «защитники» природы, обвиняющие администрацию в том, что она «вырезает» деревья и разрушает городскую природную среду, уничтожает «зеленые легкие» города. На самом деле зеленые деревья не вырезались. Спиливались или обрезались только сухие деревья и сухие ветви. Большинство горожан прекрасно понимают действия городских властей по очистке города от опасных для жизни горожан сухих деревьев, которые под порывами сильного ветра, снегопадов, гололеда и т.д. обрушиваются на пешеходов и автотранспорт. Например, тополя в наших климатических условиях достаточно быстро высыхают. К тому же на аллергиков, астматиков, да и не только на них, негативно воздействует проникающий повсюду тополиный пух. Поэтому город нуждается в систематическом обновлении древесных насаждений.

Некоторые недовольные активной благоустроительной политикой горожане высказывали претензии по поводу закупки мусороперерабатывающего завода, асфальтного завода, подчеркивая то большие расходы городского бюджета, то негативное влияние их на экологию и т.д. Но руководство города твердо и уверенно шло к намеченной цели. Мусороперерабатывающий завод — это предприятие не по сжиганию мусора и загрязнению городской природы, а по сортировке и брикетированию мусора, т.е. максимально экологически чистое предприятие. Асфальтный завод, а точнее установка, естественно, имеет по своей технологии загрязняющие выбросы, но, во-первых, он муниципальный и поэтому лучше подконтролен экологическим проверкам и ограничениям на выбросы, во-вторых, он необходим для решения огромных задач по асфальтированию, прежде всего окраинных улиц, дорог и т.д. В-третьих, он составит заметную конкуренцию другим частным асфальтным заводам и тем самым сократит расходы городского бюджета и увеличит объем покрытых асфальтом городских улиц, площадей и дорог.

Чем же в частностях был характерен первый год работы новой администрации Новочеркасска? Вот некоторые итоги выполнения плана социально-экономического развития города в 2001 г.

Экономика

По итогам работы в 2001 г. крупными и средними предприятиями Новочеркасска выполнено и оказано услуг на сумму 7,68 млрд. руб., или 140% в действующих ценах к соответствующему периоду 2000 года. Индекс физического объема промышленного производства составил 102,9%. Объем перевозок грузов предприятиями автотранспорта составил 348 млн.989 тыс. руб. или 104,3%. За январь-декабрь 2001 г. сальдо прибылей и убытков в целом по городу положительное и имеет значительный рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако, финансовая устойчивость предприятий оставалась пока недостаточной. За этот же период снизился на 1% показатель общей численности работающих в основных отраслях экономики города. Но в промышленности наблюдался рост числа занятых на 3%.

Средняя заработная плата выросла на предприятиях промышленности до 2.275 руб., что составило 148% к соответствующему периоду 2000 года. Благодаря усилиям предприятий и Межведомственной комиссии при администрации по погашению задолженности по заработной плате удалось практически наполовину снизить задолженность работникам по заработной плате. Полностью погасили задолженность по выплате заработной платы ОАО «НчГРЭС», ООО»НЭВЗ-Булат», ООО «Машиностроитель», но в то же время на 14 предприятиях города осталась задолженность на общую сумму 33,8 млн. руб. Расчетные сроки её погашения составили 0,9 месяца.

Отдел промышленности подготовил документы о поручительстве администрации города за кредиты, выданные областной администрацией на развитие предприятий города : НЭВЗу — 16,8 млн. руб., фирме «Фея» — 3,2 млн. руб., мясокомбинату — 2,1 млн. руб. и др. Наряду с этим собственные средства в развитие предприятий вложили: 70 млн. руб. Электродный завод, 40 млн. руб. фирма «Актис», 29 млн. руб. НГРЭС и т.д. В целом объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 9 месяцев 2001 г. составил 482,2 млн. руб. или 187% к соответствующему периоду прошлого года. Но при действующих ценах и тарифах данных средств явно недостаточно.

Финансы

Первоначально контрольными цифрами Министерства финансов Ростовской области доходы Новочеркасска на 2001 г. были определены в сумме 280 млн. руб. Благодаря активной позиции администрации в бюджет города реально поступило 581,5 млн. руб., что превысило уровень 2000 года на 182 млн. руб., или в полтора раза. Исполнение бюджета — с профицитом в 2 млн. руб., в то время как 2000 год был завершен с дефицитом в 7,3 млн. руб. По сравнению с прошлым годом объем собственных ,т.е. городских доходов, был увеличен на 122 млн. руб., т.е. в 1,4 раза..

В 2001 г. были значительно увеличены сборы по налогу на прибыль. Удельный вес этого доходного источника за год вырос на 22 процентных пункта и составил в городских доходах 35,6% (162 млн. руб.). В сравнении с 2000 годом поступление налогов увеличено на 117 млн. руб. или в 3,6 раза. Доходы по акцизам также возросли и составили более 6 млн. руб., что больше чем в 2000 году в 2 раза.

В целях улучшения собираемости налоговых платежей проведено 19 заседаний созданного в Администрации Координационного Совета, на которых рассмотрена работа 71 налогоплательщика. Решения Совета способствовали дополнительному поступлению в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды 85,7 млн. руб., в том числе в местный бюджет 24,6 млн. руб. В целом собираемость налогов повышена до небывалого ранее уровня в 99,7%.

Хорошо работали в 2001 г. налоговая инспекция (Т.А. Ковалева) и налоговая полиция (В.А. Кошелев). Так, по линии налоговой полиции было возбуждено 40 уголовных дел по налоговым поступлениям, в результате — в бюджеты различных уровней поступило более 120 млн. руб., а Новочеркасской налоговой полиции присуждено 1-е место по области. К этому можно добавить изъятых из незаконного оборота сотрудниками налоговой полиции 83 тыс. 950 литров алкогольной продукции на сумму в 1 млн. руб.

Как же администрация распорядилась полученными доходами? Прежде всего погашена задолженность многих прошлых лет по детским пособиям в сумме 9,2 млн. руб. Произведена выплата текущих платежей по детским пособиям в сумме 18,1 млн. руб. Погашена задолженность прошлых лет по коммунальным платежам в сумме 37,1 млн. руб., своевременно производились текущие платежи. Полностью погашена ссудная задолженность прошлых лет коммерческим банкам, которая на 1 января 2001 года составляла 7,7 млн. руб. Произведены расчеты с педагогическими работниками города по выплатам за книгоиздательскую продукцию за 2000 год в сумме 1,8 млн. руб. Итого новой администрации пришлось добыть и заплатить за прошлые годы долги в сумме 73,9 млн. руб. А ведь эти деньги могли бы пойти на решение наших сегодняшних неотложных нужд. Но долги есть долги, независимо от того, кто и когда их сделал, а значит, их надо отдавать и город их отдал.

Наряду с выплатой долгов с первых месяцев 2001 года была налажена регулярная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Впервые за многие последние годы с марта 2001 года зарплату стали выдавать строго по графику. Справившись с этой задачей, администрация стала больше уделять внимания социальной сфере, что потребовало увеличить расходы на социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги в 2001 г. до 361 млн. руб. против 194,2 млн. руб. в 2000 году, или на 167,4 млн. руб. больше, т.е. в 1,9 раза. Удельный вес расходов на здравоохранение, образование, культуру и социальную политику в расходах городского бюджета увеличился с 47,8% в 2000 году до 60,8% в 2001. К этому призывали жители города, так как ежедневно сталкивались с плохим питанием, отсутствие необходимых лекарств, постельных принадлежностей и т.д. в здравоохранении города. Уже весной 2001 г. эту проблему в городе разрешили и сняли с повестки дня.

Социальная ориентированность просматривается и в том, что в 2001 году впервые за многие годы своевременно и в полном объеме финансировались платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения города. А оно, как известно, в нашем городе, значительно превышает работающее. Так уж исторически сложилась городская социальная структура, когда из 180 тыс. населения у нас во всех сферах экономики работает сегодня примерно 1/4 часть населения, а неработающее население, т.е. пенсионеры, студенты, школьники, военнослужащие, дети и др. составляют почти 3/4 жителей Новочеркасска. И всем надо жить, учиться, питаться, лечиться и на всё это необходимы средства и не малые. Так, только стоимость питания в детских садах возросла с 10,6 руб. в 2000 г. до 17,6 руб. в 2001 г., а в детских домах соответственно с 31,6 руб. до 43,6 руб.

Большие финансовые средства были направлены на капитальный ремонт объектов социальной сферы. 7,3 млн. руб. выделено на капитальный ремонт школ, школ-интернатов, детских садов, в том числе 1,5 млн. руб. на переоборудование здания неработающего детского садика под музыкальную школу в микрорайоне Молодежном. Много сделано в 2001 году по поддержанию ветхого и аварийного жилого фонда. Из бюджета на эти цели направлено 14,4 млн. руб. против контрольных цифр в сумме 5,7 млн. руб. Средства населения, собранные на эти цели в 2001 г. составили 2,3 млн. руб. Около 10 млн., а точнее 9,4 млн. руб. администрация направила на ремонт учреждений здравоохранения, в том числе часть средств — на капитальный ремонт роддома. А на благоустройство города удалось направить 20,5 млн. руб. На объекты капитального строительства было направлено 25,4 млн. руб.

Указанные расходы на решение городских проблем могли быть значительно больше, если бы наши предприятия и организации работали бы более эффективно. Так из-за спада в работе НЗСП, слабых текущих перспектив в работе НЭВЗа и т.д. выпавшие, т.е. не дополученные в 2001 г. возможные доходы оцениваются в сумме примерно 50 млн. руб. Если прибавить к этому отвлеченные на выплату долгов прошлых лет 73,9 млн. руб. , то получим сумму почти в 124 млн. руб., которую можно было бы потенциально использовать с пользой для развития Новочеркасска.

Недостаток финансовых средств не позволил администрации полностью завершить строительство переданных городу от ОАО «НЭВЗ» 4-х недостроенных домов — долгостроев. Не в том объеме как бы хотелось, удалось произвести финансирование капитального ремонта по водоснабжению Новочеркасска. При потребности 158,4 млн. руб. администрация смогла выделить из бюджета города только 20,7 млн. руб.

Инвестиции

В 2001 году за счет средств федерального бюджета в Новочеркасске профинансированы работы на сумму 31,7 млн. руб., за счет областного бюджета — 34,2 млн. руб., за счет местного бюджета 35,23 млн. руб., а всего на сумму 111,13 млн. руб. Наряду с этим в городские объекты, такие как школа N 14, БСМП, коллекторно-насосные станции было направлено 81,54 млн. руб. из средств Международного Банка реконструкции и развития (МБРР). Многие уже видели, что школа N 14 приобрела после ремонта европейский стиль.

Строительство и ремонт

За 2001 год в городе построено и введено в строй 30 тыс. кв. метров жилья, в том числе около 10 тыс. кв. м. индивидуального жилья. Это 108 квартирный дом в районе автовокзала, площадью 5.812 кв. м., 70-квартирный жилой дом «Светоч» на Баклановском пр. площадью 4.205 кв. м., 38 квартирный дом по ул. Думенко, 80 квартирный дом по ул. Авиаторов, 24 квартирный дом по ул. Мацоты.

Среди объектов строительства можно назвать: Административное здание на Платовском пр., сети и сооружения канализации в Восточном жилом районе, реконструкция БСМП, газоснабжение микрорайона Молодежного, газификация ул. Железнодорожной, пер. Трудового и Перовской, сети газоснабжения микрорайона Новоселовки, газификация ул. Ефремова, наружные сети газоснабжения в районе автовокзала, газоснабжение хутора Татарка, межпоселковый газопровод через пойму реки Тузлов, газоснабжение микрорайона Хотунок, канализационный напорный трубопровод от Первомайского района до очистных сооружений Кадамовских, мусороперегрузочная станция, внеплощадочные сети водоснабжения и канализации, перенос рынка на пос. Хотунок, пусковые комплексы N 1 и N 2 подачи речной воды из станицы Старочеркасской в г. Новочеркасск и другие объекты.

В 2001 году осуществлялся капитальный ремонт на следующих объектах: родильный дом, горбольница N 1, горбольница N 2, медпункт на Татарке, инфекционная больница. К тому же шли работы по реконструкции драматического театра, ремонту моста через реку Тузлов и др. Среди учреждений здравоохранения, где проводился ремонт различного уровня в 2001 г. можно назвать: детские сады N 1, 4, 5,18, 21, 22, 30, 31, 35, 43, 55, школы N 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 17, 19, 22, 24, школы-интернаты N 1, 28, 33, спортшкола N 2, Учебно-производственный комбинат N 1, Центр технического творчества учащихся N 1 и N 2. Количество и география объектов строительства и капремонта показывают насколько широко администрация взялась за выправление положения на объектах социального назначения, а также о том, что решение об организации муниципального унитарного предприятия «Новочеркасское строительное управление» было правильным.

Отдел по распределению жилья

На конец 2001 г. в списках городской очереди на улучшение жилищных условий стояло 3.500 семей. В том числе: инвалидов Великой Отечественной войны 104 семьи и участников войны 179 семей, ветеранов Афганистана 93 семьи, многодетных семей 248, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 55 семей, вынужденных переселенцев 142 семьи, военнослужащих , уволенных в запас — 331 семья. На приобретение жилья было выделено: из федерального бюджета — 909,5тыс. руб., из областного — 665 тыс., из городского — 2 млн.200 тыс. руб.

В 2001 году администрация смогла улучшить жилищные условия 418 семьям, в том числе по долевому строительству 303 семьям, уволенным в запас военнослужащим — 33 семьям, работникам бюджетной сферы (медикам и врачам) — 68 семьям, 3-м многодетным семьям, 3-м семьям инвалидов войны и 2-м семьям участников войны, 2-м семьям ветеранов войны в Афганистане.

Жилищные субсидии

В 2001 году нуждающимся новочеркасцам предоставлено жилищных субсидий на сумму 11 млн.562 тыс. руб. Количество семей, получающих жилищные субсидии достигло 11 тысяч. В 2001 г. дополнительной губернаторской помощи предоставлено на сумму 8 млн.253 тыс. руб. 10.768 семьям.

Муниципальная собственность

В 2001 г. в Новочеркасске имелось 3.468 жилых домов и 6.618 нежилых отдельно стоящих зданий. Первоначальная восстановительная стоимость муниципальной недвижимости составляла на это время 2 млрд. 658 тыс. руб. Движимое имущество города оценивалось в 261 млн. руб. Город располагает землей в количестве 12.557 га., в том числе в границах города 11.714 га.

Реализация и сдача в аренду муниципального жилья в 2001 г. Комитетом по управлению имуществом дали в городской бюджет 5,7 млн. руб. От аренды земли город получил ещё 8,8 млн. руб.

Водоснабжение

Собственными силами «Водоканал» осуществил в 2002 г. перекладку и строительство водопроводных сетей на ул. Гагарина, Каменной, Заречной и т.д. За счет средств Международного банка реконструкции и развития в 2001 г. произведена реконструкция трех канализационных насосных станций (ГКНС, КНС N 3 и КНС N 4-а).

В результате проведенных в городе работ значительно улучшилась подача воды в центральной и некоторых других частях города.

Но качество воды остается пока недостаточным. Поэтому мэр города пригласил из Франции специалистов по водоочистке, которые осмотрели наше городское водохозяйство и высказали рекомендации о том, как заметно повысить качество воды. Естественно, что на это необходимы очень значительные средства.

Газоснабжение

В 2001 году «Новочеркасскгоргаз» (Чайковский Н.Н.) обеспечивал бесперебойное получение газа. За год было газифицировано 418 городских квартир, построено 3,3 км. городского газопровода. На сегодня мы в Новочеркасске вышли на уровень газификации населения в 89,7%., т.е. в городе на сегодня газифицировано 59.870 квартир. В 2001 году администрацией города были изысканы и вложены средства на дальнейшую газификацию города, в том числе на строительство распределительного газопровода, что дало возможность осваивать Восточный жилой район. В этом году проведена газификация района улиц Старочеркасской, Трудовой, Железнодорожной, переулка С. Перовской. Начато новое строительство и газификация в пос. Молодежном, а также в районе улиц Островского, Желябова, Ефремова , которые окончены в 2002 году.

Городской транспорт

Пассажирское автопредприятие (Палий А.Г.) в 2001 г. располагало 194 автобусами, из которых ежедневно на городские линии выходило 82 машины, на пригородные перевозки — 44 и на междугородние — 21 автобус. К услугам горожан ежедневно выходило 36 легковых такси. НПОПАТ обслуживает 57 маршрутов. Суточный объем перевозок составлял 129 тыс. чел.

В 2001 году автопредприятие приобрело 22 автобуса, 5 микроавтобусов и 3 такси, расширило маршрутную сеть и увеличило объем перевозок пассажиров.

В 90-х годах в городе не раз возникали дискуссии на тему, нужен ли городу трамвайное сообщение, не обременителен ли он для Новочеркасска. Не раз трамвайное управление было на грани закрытия. На наш убежденный взгляд именно нашему городу, с его сложной социальной структурой, большой насыщенностью пенсионеров и студентов, особенностями городской территории трамвайное сообщение необходимо. Поэтому при всей требовательности к Трамвайному управлению (был заменен директор предприятия, новым руководителем стал Князьков А.Ф.), администрация города коллектив поддерживала. Наглядным примером тому стало приобретение из городского бюджета, впервые за последние 7 лет, комфортабельного трамвайного вагона ценой в 3,5 млн. руб. При содействии администрации было заново окрашено 28 трамваев, отремонтировано 30 трамвайных остановок.

За 2001 год Трамвайным управлением перевезено 9,7 млн. человек, в том числе 4,9 млн. льготных пассажиров, что на 6,9 % больше, чем в 2000 году. Трамвайщики произвели ремонт наиболее изношенных участков трамвайного пути с заменой шпал и рельс на сумму 746 тыс. руб., отремонтировали на 270 тыс. руб. контактные линии и кабельные сети.

Торговля и бытовое обслуживание

По состоянию на конец 2001 г. в городе было зарегистрировано и функционировало 1307 предприятий по реализации товаров и услуг, в том числе: стационарная сеть — 381 ед., мелкорозничная торговая сеть — 356 ед., общественное питание — 141 ед., бытовое обслуживание 321 ед., фармацевтическая сеть — 68 ед., автозаправочные станции — 18 ед. В стационарной сети действуют: 178 продовольственных магазинов, 160 — непродовольственных и 43 — смешанных.

За 2001 год количество предприятий потребительского рынка возросло на 106 единиц, в том числе 39 непродовольственных магазинов, 8 продовольственных, 4 смешанного типа, 8 аптек, 3 АЗС, 39 предприятий бытового обслуживания (которые оказывают до 800 различных услуг) и 3 ед. общественного питания. В городе действовали в 2001 г. 9 рынков общей площадью более 42 тыс. кв. м. , где оборудовано 2.404 торговых места. На конец года объем услуг по рынкам превысил 9,2 млн. руб., что на 43,3% выше, чем в 2000 году. Положительные тенденции видны и в объеме реализации потребительских товаров и услуг. Товарооборот за 2001 г. составил 4 млрд. 32,6 млн. руб., что по сравнению с 2000 годом составило 104%. Среднедушевое потребление — 1.700 руб. Товарооборот на рынках составляет 31% в общем объеме товарооборота, общественное питание 3,3%, аптечные услуги — 1,6 %.

Правопорядок

Криминальная обстановка в городе по итогам 2001 г. оценивалась как стабильная. Общее количество преступлений уменьшилось за 11 мес. 2001 г. на 14,8% и составило 2.619 преступлений, в то время как за 11 мес. 2000 г. было 3.074.

При среднем по области уровне преступности в расчете на 10 тысяч населения 165,1 в Новочеркасске он составил 133,3, т.е. значительно ниже. Намного меньше в городе было и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Если в области на 10 тыс. населения этот уровень составляет 103,5 , то в Новочеркасске 84,2. В целом количество тяжких преступлений в городе сократилось на 2.3% и составило 1.653 преступления (в 2000 г. — 1692).

В 2001 г. уменьшилось количество убийств на 39,5%. (23 против 38 в 2000 г.) Но в то же время за счет улучшения регистрации возросли цифры по таким преступлениям как кражи на 35,5% (336 против 248), угроза убийством на 42,9% (50 против 35), причинение средней тяжести вреда здоровью на 21,4% (17 против 14). Больше стало инициативных преступлений связанных с незаконным оборотом оружия на 31,9% (62 против 47), крупных преступлений экономического характера на 205,9% (52 против 17).

Следует отметить, что раскрываемость преступлений, в том числе, по которым имеется рост, в Новочеркасске выше, чем по области в среднем на 8 %. Но ниже в городе пока оставалась раскрываемость убийств (75% против 78,2% в области) и уголовно наказуемых видов хулиганства (59,15 против 66,3% в области). Вместе с тем есть и успехи. Так благодаря твердой позиции администрации города и УВД удалось коренным образом изменить ситуацию с раскрытием краж и угоном транспортных средств. По итогам 11 мес.2001 г. раскрываемость краж в городе автомотосредств составила 54,2% против среднеобластного показателя 32,6%., в том числе автомобилей — 45% против 20,9% по области.

Участие несовершеннолетних в преступлениях в целом на стабильном уровне (70 чел.), хотя в 2001 г. привлечено по подозрению 88 подростков. Небольшой, но ежегодный стабильный прирост, после закрытия в 1999 г. медвытрезвителя дают преступления, совершенные в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (84 против 75 в 2000 г.)

Противопожарная деятельность

В 2001 г. в городе произошло более 190 пожаров с материальным ущербом свыше 325 тыс. руб. На пожарах погибло 11 чел., 8 чел. получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом 2000 года число пожаров уменьшилось на 34 случая, но количество погибших увеличилось на 3 чел. Материальный ущерб снизился на 1 млн.800 тыс. руб.

Здравоохранение

Бюджет здравоохранения города за 11 мес. 2001 г. выполнен на 93%. Платных услуг населению было оказано на сумму 5 млн.172,7 тыс. руб. Пролечено 32.249 больных горожан. Численность населения, пользующихся льготными и бесплатными медикаментами составило 40.850 чел. При льготе по Федеральному закону «Об инвалидах» на 1 человека 678 руб. реально затрачено по 1.050 руб. Льготными медикаментами обеспечено 2.253 чел. На сумму 9 млн.651,1 тыс. руб., а льготным зубопротезированием — 415 чел. на сумму 248,8 тыс. руб. Молочными смесями обеспечено 534 ребенка из малообеспеченных семей на сумму 1 млн.769,5 тыс. руб. Дому ребенка выделено в виде субвенций (из областного бюджета 200 тыс. руб. на капитальный ремонт).

Патолого-анатомическое бюро из федерального бюджета получило на компенсацию расходов по новой сети 767,7 тыс.руб.

За счет средств Ростовского областного фонда социальных проектов Новочеркасску выделено три автомобиля «Скорой медицинской помощи» марки «Газель» с необходимым оборудованием и медицинскими инструментами на сумму 1 млн.72,5 тыс. руб.

Областной администрацией выделены средства: в сумме 716 тыс. руб. на приобретение автотранспорта для лечебно-профилактических учреждений города — микроавтобус ГАЗ и автобус ПАЗ, 135 тыс. руб. на приобретение 3-х электрокардиографов, 2 млн.21,5 тыс. руб. на выплату ежемесячных надбавок работникам здравоохранения.

Администрация города выделила в 2001 г. на развитие здравоохранения города дополнительно 4 млн.559 тыс. руб., в том числе: Роддому — 2 млн. 359 тыс. руб., Детской больнице — 496,7 тыс. руб. горбольнице N 1 — 393 тыс. руб., горбольнице N 2 — 347,4 тыс. руб., горбольнице N 3 — 126 тыс. руб., горбольнице N 4 — 238 тыс. руб., БСМП — 365,9 тыс. руб. и др. Приобретено и установлено медоборудование: рентгенаппарат «Рута» для горбольницы N 2, следящие мониторы для горбольницы N 3, эндоскопическое и хирургическое оборудование для горбольницы N 4, кардиомонитор, аппаратура для дыхания — для роддома, УВЧ, ингаляторы, аппаратура для дыхания — для детской больницы. Из резервного фонда города администрация выделила еще 239,6 тыс. руб. на приобретение медоборудования, а также 196 тыс. руб. на предупреждение природно-очаговых инфекций.

С марта 2001 года шел капитальный ремонт Роддома за счет местного бюджета. Из городского бюджета выделено 3 млн.820 тыс. руб., из областного бюджета — 2 млн. руб., из внебюджетных источников, т.е. в виде финансовой помощи городских благотворителей — 7 млн.180 тыс. руб. Капитальный ремонт в целом был окончен к концу 2001 г. и роддом был подготовлен к эксплуатации.

Продолжается реконструкция за счет кредитов Международного банка реконструкции и развития Больницы скорой медицинской помощи сметной стоимостью 54 млн. 680 тыс. руб. Освоено в 2001 г. было около 33 млн. руб. Для приобретения современного медоборудования для БСМП выделено 2 млн. руб.

Администрация города из средств местного бюджета выделила 385 тыс. руб. детской больнице для проведения ремонта электрохозяйственной части, 2,5 млн. руб. на капитальный ремонт кровли горбольницы N 1 и N 2.

При активном участии администрации открыт медпункт в пос. Луговом. Впервые за много лет администрация конкретно подошла к решению кадровых проблем здравоохранения. По ул. Крылова N 35 в текущем году завершена реконструкция бывших помещений управления здравоохранения под квартиры и общежитие для медицинских сотрудников. Стоимость строительных работ составила 500 тыс. руб. Жилье здесь получили 9 семей медработников. К тому же 35 семей медиков получили квартиры в сданном в этом году в эксплуатацию в доме по пр.Баклановскому.

Народное образование

В Новочеркасске в 2001 г. действовало 73 муниципальных образовательных учреждения, в том числе 30 детских садов, 23 средних общеобразовательных школ, 2 вечерние (сменные) общеобразовательные школы, 8 учреждений дополнительного образования, 4 детских дома, 3 школы-интерната, а также прогимназия.

В 2001 г. значительно укреплена материальная база детских садов. В частности, для них закуплено и передано мягкого инвентаря на 830 тыс. руб., холодильников, стиральных машин и другого оборудования на 442 тыс. руб. Ко Дню защиты детей детским садам выделено на игрушки 115 тыс. руб. В целях улучшения питания воспитанников дошкольных учреждений ликвидирован центральный склад питания и созданы кладовые для хранения продуктов питания на базе детских садов N 17, 29, 39, 47, 56 и 62.В результате детское питание заметно улучшилось, несмотря на его удорожание с 10 руб.40 коп. до 18 руб. 56 коп. Плата родителей за питание оставалась на уровне 2000 г.

Бесплатным питанием (стоимость ежедневного обеда 7,5 руб.) в 2001 г. было обеспечено 4.388 школьников из малообеспеченных и многодетных семей, детей, находящихся под опекой, больных и ослабленных детей. В соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 15.01.2001 г. и постановления мэра г. Новочеркасска от 6.04.2001 г. о предоставлении льгот многодетным семьям с 1-го сентября 2001 г. по ноябрь за счет субвенций из областного бюджета в сумме 589 тыс. руб. 800 детей из многодетных семей получили школьную форму или комплекты одежды её заменяющие.

Согласно программе «Каникулы» летом 2001 года 1.420 детей отдыхали в лагерях дневного отдыха при 16 муниципальных общеобразовательных учреждениях. По 48 детей-сирот школ-интернатов N 1 и N 33 отдыхали в июне, июле и августе на базе на реки Дон. На Азовском море и реке Дон отдыхали воспитанники детских домов (150 чел) и 131 ребенок, находящиеся под опекой.

Закончили 2001 год из 2.594 выпускников 9-х классов 2.532 чел.(т.е. 97,6%), в том числе с отличием 156 чел. (т.е. 6,2%). Из 1.490 выпускников 11-х классов прошли итоговую аттестацию и получили документ об образовании 1.480 чел. (99,3%). Золотые и серебряные медали получили 166 выпускников, в том числе золотые — 74 чел. и серебряные — 92 чел.

В июне при поддержке мэра города стали участниками Всемирной выставки «Экспонаука — 2001» (Франция) по разделу «Аэрокосмическая тематика» воспитанники Центра детского технического творчества (Шевченко И.И.). Все 7 ребят были удостоены серебряных медалей. Эти награды дали им право принять участие во Всероссийской выставке «НТТМ-2002» в г. Москве в апреле 2002 года, а в июле — на выставке в Братиславе (Словакия).

Развитие и внедрение новых образовательных технологий требует оснащения школ компьютерной техникой. К началу 2002 г. за счет городского бюджета компьютерные классы имели школы N 1, 6, 14, 19, 25, 31.

Труд и социальное развитие

В 2001 году впервые заключено Трехстороннее соглашение между Администрацией города, Городским Советом профсоюзов и Советом директоров на 2001-2003 годы. Его цель установить социальные партнерские отношения между властями, профсоюзами и трудовыми коллективами в интересах стабильного развития Новочеркасска. Наряду с этим подписаны два Трехсторонних отраслевых соглашения с работниками здравоохранения и образования.

На конец 2001 г. в Новочеркасске проживало 85.216 малообеспеченных граждан и лиц, имеющих различные льготы, а также членов их семей.(37.294 семьи). Если сравнить эти цифры с общегородским населением в 180 тыс. чел., то станет понятным, какой процент горожан находится под социальной защитой. А если учесть, что семьи нередко нуждаются сразу в нескольких видах помощи, то речь должна идти о комплексной социальной помощи.

В 2001 году в соответствии с областным Законом «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области» оказана помощь 1681 семье на сумму 4 млн.239 тыс. руб. За счет средств областного бюджета оказывалась гуманитарная благотворительная помощь в виде муки. Ее в общем количестве 218,6 тонн получили 43.279 горожан. Дополнительная адресная помощь, оказанная жителям города: при оплате услуг ЖКХ — 6 млн.921 тыс. руб., чернобыльцам при оплате услуг ЖКХ — 200,9 тыс. руб., при получении льготного угля — 288,4 тыс. руб., при получении льготного газа — 161,2 тыс. руб. Более 1.000 горожан получили дополнительную социальную помощь за счет выделенных в 2001 году городской администрацией 515, 7 тыс. руб. За счет средств городского бюджета оказана материальная помощь 372 горожанам на общую сумму 321 тыс. руб. Из средств местного бюджета выплачены денежные компенсации за установку квартирных телефонов 18 инвалидам войны на сумму 37,8 тыс. руб. На погребение 187 не работавших и не являвшихся пенсионерами нашего города в 2001 году выделено 176 тыс. руб.

В 2001 по различным видам социальной помощи выплачено: на питание участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС — 729.274 руб., компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки — 1 млн.347 тыс.350 руб., на оздоровление — 92тыс.145 руб., на возмещение вреда инвалидам катастрофы на Чернобыльской АЭС 6 млн. 658 тыс. 860 руб., доплаты к пенсиям лицам, получившим увечья в период Новочеркасской трагедии 1962 г. — 12.997 руб. и др.

В городе проживало на конец 2000 г. 17.750 инвалидов. За текущий год их численность возросла на 328 чел. Среди инвалидов 1.137 детей. В 2001 году 33 инвалида получили кресло-коляски. 40 инвалидов получили спецавтотранспорт , автомобили, что вдвое больше чем в 2000 году. За счет улучшения финансирования в текущем году санаторно-курортное лечение получили 238 инвалидов. 522 инвалида получили в 2001 г. компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки в 1999 и 2000 годах в сумме 320 тыс. руб.

Детские пособия в городе в 2001 г. получали на 18.867 детей. За 11 месяцев выплачено 16 млн. 537 тыс. руб. Наряду с этим новая администрация погашала прежнюю задолженность по детским пособиям, которая составила за 1996-1999 годы почти 28,5 млн. руб. В 2001 году удалось погасить, т.е. выплатить гражданам задолженность на сумму 5 млн.635 тыс. руб.

Культура

Творческие коллективы учреждений культуры и искусства в 2001 году провели немало запоминающихся, интересных мероприятий. Среди них: встреча Нового ХХ1 столетия и 3-го тысячелетия, рождественские вечера, большие праздничные концерты к Дню освобождения города, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, Дню города и др. Запоминающимися стали фестиваль хореографического искусства «Танаис-2001», юбилейная 45-я выставка художников города и т.д. С большим успехом прошли гастроли муниципального академического хора под управлением Жанны Рейн и фольклорного коллектива «Родник» в городе-побратиме Изерлоне (Германия). Совместно с казаками города творческие коллективы приняли участие в «Вешенской весне», в праздновании 360-летия «Азовского сидения» в 1У Общевойсковом фестивале детского народного творчества. В 2001 г. два детских коллектива «Гулюшка» городского Дома культуры (рук. А.Хачатурян) и инструментальный ансамбль детской музыкальной школы (рук. Л.Федорина) участвовали в фестивале «Играй и пой казачий Дон», за что были награждены Дипломами 1 и 11 степени.

В 2001 году отмечены юбилеи: 35-летие детской художественной школы на пос. Донском, 40-летие детской музыкальной школы N 2 на Соцгороде, 30-летие Детской художественной школы. Для школ-юбиляров администрация приобрела мебель. Запоминающимся стал приезд и концерт на площади Платова концерт группы «Чайф», на котором присутствовали до 20 тыс. горожан.

В 2001 году администрация города уделяла большое внимание ремонту и реставрации учреждений культуры и искусства. Самым заметным событием стали реставрационные работы здания драматического театра. Теперь он выглядит не только обновленным, но и привлекательным. Труппа нашего театра приняла участие в текущем году во Всероссийском фестивале театров малых городов России на столичных подмостках. Другим объектом реставрации стало здание бывшего Атаманского дворца.

Новые экспозиции, посвященные 10-летию возрождения Донского казачества создал и открыл коллектив музея истории Донского казачества. Он же 18 января 2002 г. открыл новую экспозицию, посвященную атаманскому роду Ефремовых. Руководство музея одновременно осваивает переданный ему весной администрацией города здание бывшего Атаманского дворца. В нем идут ремонтные работы, а также готовятся проекты будущих экспозиций.

Работа с молодежью

Новочеркасск — город студенческий, поэтому вложения в работу юношами и девушками все более и более становятся приоритетными. Так, в 2001 году было выделено: на проведение студенческого «Татьяниного дня» 15 тыс. руб., на проведение городских фестивалей «Красная гвоздика» и «Студенческая весна» 8 тыс. руб., на проведение чемпионата России среди подростков и юношей по мотокроссу 50 тыс. руб., российского фестиваля студенческих театров миниатюр «Шумное прозрение» 25 тыс. руб., международного дня борьбы с наркоманией — 24,3 тыс. руб., на городской День молодежи — 95,2 тыс. руб., городской акции «Молодежь против наркотиков» — 35 тыс. руб., проведение чемпионата Южного федерального округа по мотокроссу в Новочеркасске — 50 тыс. руб., городского КВН, посвященного Международному Дню студентов — 32,7 тыс. руб., на приобретение для отдела молодежи современной оргтехники — 43,3 тыс. руб. и т.д. В целом на молодежные мероприятия выделено администрацией в 2001 году 450 тыс. руб. Дополнительно в город поступило из областного бюджета 234,4 тыс. руб. и 60 тыс. из федерального бюджета. Таким образом, в целом на молодежную политику в городе было направлено более 744 тыс. руб. Естественно, что этого недостаточно для такого молодежного города как Новочеркасск, но есть надежды, что финансирование молодежных программ будет увеличиваться.

Физическая культура и туризм

В 2001 году проведено 268 городских спортивных мероприятий, в том числе 4 комплексные Спартакиады. Новочеркасцы приняли участие в 139 областных, 87 российских и 43 международных соревнованиях. Спортсменами нашего города завоевано на Российских и международных соревнованиях 17 золотых, 8 серебряных и 7 бронзовых медалей. Так, например, наш пловец Алексей Филипец завоевал на чемпионатах России и мира, Кубках мира и Играх доброй воли 13 медалей, в том числе 9 золотых. Велосипедистка Светлана Гранковская завоевала 5 медалей, в том числе 2 золотых. В тяжелой атлетике 5 медалей, в том числе 2 золотых завоевала Инна Протасова. Легкоатлетка Ирина Россихина завоевала 4 медали, в том числе 1 золотую. Порадовали своими успехами Людмила Тышлангова, Анатолий Носырев и др. Проявили себя и молодые таланты. Золотую медаль на первенстве России по боксу среди юношей завоевал 17-летний Алексей Приходько. К этому можно добавить, что пятерым активистам г. Новочеркасска в 2001 г. присвоено почетное звание «Отличник физической культуры РФ».

Активно развиваются и добиваются хороших результатов женская волейбольная команда «Дончанка», играющая в высшей лиге и мужская баскетбольная команда «Донские соколы», выступающая в первой лиге. Футбольная команда «Энергия» заняла 2-место в чемпионате, 2-е место в Кубке Ростовской области.

В городе работает 17 спортивно-оздоровительных клубов по месту жительства, в которых занимается 2,5 тыс. детей. За 2001 г. проведено 68 спортивно-оздоровительных мероприятий, в ходе которых оздоровлено более 8 тыс. ребят. Спортивно-оздоровительная работа ведется и с инвалидами. Известный клуб «Ермак», созданный администрацией на базе Технологического техникума-интерната (Фатеев В.П.) провел в 2001 г. 35 городских мероприятий. Его члены участвовали в 20 областных и 12 российских соревнованиях, завоевывая призовые места. А женская команда по сидячему волейболу является 4-х кратным победителем первенства России. В 2001 г. она выиграла международный турнир в Москве и Всероссийский в Коломне и завоевала право выступать в первенстве Европы. Вот такие у нас замечательные спортсмены.

Администрация города старалась своевременно и в полном объеме финансировать деятельность управления по физической культуре и туризму. Наряду с этим область приобрела новый борцовский ковер для спортивного клуба «Фортис» и открыла за свои средства в Новочеркасске новую спортивную школу, что позволит дополнительно привлечь к занятиям физической культурой и спортом около полутора тысяч детей и подростков.

Почтовая связь

Население города обслуживали 18 почтовых отделений связи Новочеркасского филиала Управления федеральной почтовой связи (Кривицкий А.Л.) В 2001 г. было обработано более 4,5 млн. штук корреспонденции, продано и доставлено 860 тыс. газет и журналов. Денежный оборот в 2001 г. составил около 167 млн. руб. В 2001 г. за счет реорганизации производства и улучшения методов планирования удалось сохранить сеть почтовых отделений связи и даже увеличить объем обрабатываемой письменной корреспонденции, посылок и т.д. В 2001 г. появились современные методы передачи сообщений об электронной почте, открылся пункт коллективного доступа в Интернет, для улучшения качества обслуживания были приобретены компьютерные терминалы ККМ «ДОН». При поддержке администрации города была проведена реконструкция и модернизация 21-го отделения связи, обслуживающего жителей микрорайона «Черемушки».

Экология города

Экологические проблемы города, доставшиеся нам в результате непродуманной градостроительной политики многих предшествующих десятилетий, в результате которых город оказался перенасыщенным промышленными предприятиями, вредными производствами и т.д. были недавно оценены компетентными органами как состояние экологического неблагополучия. Для того, чтобы вывести город в разряд благополучных администрации города необходимо претворить в жизнь Программу «Экологическое оздоровление территории и населения г. Новочеркасска Ростовской области 2002-2010 годы». Программа прошла 3-кратную экспертизу в 6-ти профильных областных Министерствах. 31 июля 2001 г. Постановлением Правительства Ростовской области проект Программы был одобрен и определены объемы её финансирования на весь период реализации по 2010 год.

На уровне администрации города принято постановление мэра «О реализации Программы в 2002 г.», а также подготовлено двустороннее соглашение между руководителями основных предприятий и администрацией города о реализации намеченных мероприятий, учитывая, что более 60% средств при реализации Программы должны поступить от предприятий города. В развитие данной Программы была разработана муниципальная целевая программа «Чистая вода — населению г. Новочеркасска» и программа непрерывного экологического образования в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Планируя приступить к реализации Программы в 2002 г. администрация города подготовила и подала в 2001 году заявки на финансирование областью изготовления специальным институтом проекта инженерной защиты города от подтопления грунтовыми водами. Сметная стоимость строительства такой инженерной защиты оценивается в 2 млрд.270 млн. руб. В 2001 году закончено строительство долгостроя — канализационного коллектора от ГКНС Первомайского района до очистных сооружений НЗСП. В 2001 году организован, оснащен новейшим лабораторным оборудованием и заработал в полном объеме городской центр экологического мониторинга. К работе в нем привлечены лучшие специалисты города. Приобретены и поставлены в город 4 фильтра доочистки питьевой воды большой производительности.

В 2001 году из целевых средств областного бюджета, формируемых за счет природоохранных платежей предприятий и организаций Новочеркасска, на решение экологических проблем города выделено и освоено 9,5 млн. руб., тогда как в 2000 г. их было всего около 5 млн. руб. Наряду с этим предприятиями города, такими как НЭЗ, НГРЭС, НЗСП, НЭВЗ, фирма «Актис» и др. на решение экологических проблем города было направлено еще 32 млн. руб.

В 2001 г. вышла в свет большая монография под названием «Экология Новочеркасска», подготовленная при финансовой поддержке экологического фонда учеными города и сотрудниками экологического отдела администрации.

(продолжение)