Так можно «расшифровать» суть семинара «Права человека, права ребёнка и система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», который организовали и провели сотрудники (в основном – сотрудницы) региональной общественой организации Союз «Женщины Дона» в рамках проекта «Человек имеет право знать». Участниками семинара, состоявшегося в п. Ольгинка на берегу Чёрного моря, стали учителя истории, обществоведения, школьные психологи и школьные уполномоченные по правам ребёнка. Организовать семинар «на выезде» гораздо сложнее во всех отношениях, чем там, где участники живут и работают, но организаторы знали: все сложности окупятся «погружённостью» в тему семинара, повышением его «коэффициента полезного действия». Нет телефонных звонков, которые «выдёргивают» участника на работу; можно детально обсудить очень важные вопросы и конфликтные ситуации, с которыми многие школьные учителя сталкиваются в своей повседневной работе, но не всегда могут разрешить их — и с точки зрения психологии, и тем более – с точки зрения прав человека.
Вести семинар организаторы пригласили своих давних партнёров – представителей региональной общественной организации «Человек и закон» из Йошкар-Олы (республика Марий Эл) юриста Сергея Подузова и психолога Николая Гусакова (перечисление их «портфелей», количества проведённых семинаров, консультаций, участия в мероприятиях уровней от местного до международного – всё это с сожалением опущу с целью экономии места). Темы были разработаны и реализованы – не побоюсь этого слова – виртуозно. Не удивительно было бы, если б каждый из ведущих по очереди раскрывал свою тему. Но очень часто наши тренеры вели семинар вместе, объясняли, ставили вопросы и помогали находить ответы, провоцировали спор, заставляли нас смеяться над разыгранной ими сценкой, доведённой до абсурда ситуацией, проводили, казалось бы, несложные игры — и в итоге оказывалось, что мы поняли или по-новому взглянули на некие важные вещи. Что такое законы и наше отношение к ним; права человека и права ребёнка, в чём их отличие? Откуда они вообще взялись и зачем нужны? Как можно распознать, что эти права нарушены? Что такое национальная стратегия в интересах детей и как в ней отражены международные документы? Серьёзные юридические нормы переплетались с психологическими законами, типичные школьные конфликты разбирались по-косточкам с психологической и юридической стороны – как предотвратить, как не допустить, чтоб назревающая проблема обернулась правонарушением? Какие существуют механизмы защиты прав ребёнка, и что на самом деле представляет собой ювенальная юстиция? И всё это заставляло кипеть мозги, но наутро оказывалось, что участницы снова готовы впитывать, обсуждать, сомневаться, соглашаться или протестовать, аргументировать и спрашивать, что-то понимать сразу, а что-то, возможно, постепенно осознается потом. Потому что программа этих трёх дней была плотной и насыщенной.
Многие участницы восприняли эти дни как «подарок судьбы». Бесплатный семинар в приморском санатории, возможность, несмотря на напряжённую программу, на три дня отрешиться от повседневных школьных и домашних нагрузок, подышать целебным и воздухом, погулять по берегу, а самым отважным – даже искупаться в спокойных осенних волнах Чёрного моря …
К концу третьего дня руководитель Союза «Женщины Дона» Валентина Череватенко познакомила учителей с деятельностью некоммерческих организаций, в том числе тех, кто работает в области прав человека. Не обошли тему иностранного финансирования, которой последнее время уделяют внимание многие СМИ, и законов, касающихся НКО. Валентина Ивановна рассказала о работе Союза «Женщины Дона», который недавно отпраздновал 20-летие своей деятельности. Участницы семинара посмотрели документальный фильм о журналистке Анне Политковской, убитой 7 октября 2006 года. После этого состоялось обсуждение фильма. В своих отзывах о семинаре участницы говорили, что было много полезного, что они постараются использовать на своих уроках.