Умер Илюша…
Он был намного старше меня, но как только художник Исаак Вайншельбойм познакомил нас в 2005 году, я стал звать его «Илюша». Как то не вязалось его всегда приветливое, слегка ироничное лицо со строгим и громким именем «Илья». Я привожу здесь статью 2005 года в газете «Форвертс» об одной и первых встреч с ним.
Эта выставка картин художника Ильи Шенкера как- то не привлекла внимания средств массовой информации и только еженедельник «Gallery»по долгу службы напечатал небольшую статейку. Не буду искать причины замалчивания такого знакового события в культурной жизни нашей общины, может быть все дело во владельце галереи «Grant Gallery»Татьяны Грант? Кроме того, лично у меня, побывавшего в мастерской Шехтера, к ней возникает еще один вопрос уже не связанный с рекламой выставки- почему на выставке всего шесть работ художника на еврейскую тему, хотя в мастерской много таких работ, а одна из них «Еврейская свадьба» на мой взгляд -одна из самых ярких и самобытных? Татьяна тем не менее считает Илью величайшим художником и «чуждым каким бы то ни было национальным веяниям, он космополит- заявляет владелица галереи -посмотрите только, какой у него Собор Василия Блаженного, хотя я , православная христианка, обожаю Бабеля и мне нравится картина «Тревожная суббота в красных башмачках». Плохо, когда при формировании выставки не учитываются интересы большинства любителей живописи. И надо было видеть, как это большинство (русско- говорящие евреи) , узнав каким-то чудом о выставке, толпились возле двух картин из серии «Брайтон-бич», «Посвящение Рембранту», у портрета кинорежиссера Петра Тодоровского(теперь уже тоже ушедшего …), у полотна, излучающего тепло «Музыканты и кот» (почему-то стоящего на полу в зоне показа другого художника). Взволнованный всеобщим вниманием, принимающий добрые отзывы на свои работы, Илья Шенкер ответил на несколько моих вопросов одним коротким, полным самоиронии и юмора, спичем- родился не просто в Одессе , а на Малой Арнаутской, самой еврейской улице, после окончания института пять лет работал по специальности- архитектором, но архитектура провинциальных городов была не интересна и тогда занялся живописью, хотя рисовал всегда -сколько себя помнит. Несколько акварелей было высоко оценены знатоками, пошли заказы, началась большая творческая работа. Сделал линогравюры о одесских днях жизни Пушкина — их приобрел Московский музей им. Пушкина, потом Ленинградский музей , потом Киевский…, был удостоен членством Союза художников СССР. Желание посмотреть мир и себя показать, победило все остальные желания- выехал в Америку. «Наверное, 5 ый параграф покоя не давал, раз Вы уехали?» спрашиваю. «Конечно, и он тоже : там они меня называли жидом, а здесь я никому не нужен и меня никто не трогает»(смеется)». Здесь действительно не называют, согласен — сам такой, но на счет «не трогают»!? Илью просто не выпускали из рук, всем хотелось пожать его талантливые руки, сфотографироваться на память и просто сказать «пару слов за пару пустяков». Советую: пойдите на выставку картин замечательного художника, удивительного человека Ильи Шенкера.
Теперь уже не могу давать такие советы. . Найдите иллюстрации его картин, вышел стараниями его жены –издателя Ларисы Шенкер известного нью-йорского литературного журнала Word, фотоальбом с его работами, ни мне ни Исааку его увидеть не удалось
Несколько дней тому назад умер Илюша, не дожил всего 26 лет до того 120- го года , которого я ему всегда желал.
Анатолий Ясеник