Так уж вышло, что задуманная мной серия статей «Имена», составленная только из тех музыкантов, певцов, дирижеров и т. д., т.е. людей, посвятивших себя, песне, музыке, которых люблю и о которых всегда помню, началась первым выпуском сразу с тремя именами «Лена, Вася и Валера». Выпуск этот опубликован в нью-йоркской газете «Новый меридиан» № 1035 , на сайте www.novocherkassk.gorod.ru и на моей странице в Facebook. Правда, я еще пока не успеваю за датами. Вот и выпуск 2 вышел с опозданием на 2 недели.
Выпуск 2- Юрий
17 сентября 1984 года умер Юрий Визбор советский автор-исполнитель песен , киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более чем 300 песен. Я впервые услышал Юрия в первом выпуске звукового журнала «Кругозор» (я собирал, пока он там работал, гибкие пластинки c его песнями — репортажами, вложенными в этот журнал) в апреле 1964 года, будучи студентом пятого курса Новочеркасского политехнического института. Там была записана его первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр». Сам Юрий вспоминает о истории создания этого журнала : « Когда в 1964 году готовился первый номер “Кругозора”, названия у звукового журнала еще не было. Думали и ничего не могли придумать. В редакции между собой его называли “журналом с дыркой”. Однажды на радио зашел Лев Кассиль, и его спросили, как бы он назвал такой журнал. Лев Абрамович с ходу ответил: “Кругозор!”, за что получил рюмку редакционного коньяка. А началась история “Кругозора” за пару лет до этого, когда в одной из зарубежных поездок Хрущеву попался на глаза журнал с пластинками. “У нас такой есть?” – поинтересовался Никита Сергеевич у своих помощников. “Нету…” – развели они руками. “Будет!” – сказал Хрущев, и в 1964 году Советский Союз купил во Франции машину, печатавшую гибкие пластинки. Согласно легенде, важную роль в этой сделке сыграл один из больших чинов КГБ. Он доныне здравствует, но раскрывать подробности избегает. Воспользоваться возможностями чудо — машины удалось молодежной редакции Всесоюзного радио, где тогда работали молодые и очень талантливые люди. Они и придумали журнал, где можно было бы соединить звук, текст и фотографию.» Юрий привез тогда из командировки документальную( ту самую) песню-репортаж “На плато Расвумчорр”. Так, на стыке музыкального искусства и радиожурналистики, родился совершенно неизвестный до той поры жанр. Он стал визитной карточкой “Кругозора”. Сейчас двадцать два песенных репортажа Визбора собраны на отдельном диске в его звуковом собрании сочинений. Я , изредка бывая в Москве, пока облизываюсь, глядя на «Горбушке» на огромную коробку этого собрания, уж больно дорогая. Но все же, если Б-г даст, , как только там появлюсь, обязательно куплю. Благодаря Юрию и , конечно, редакции журнала в середине 60-х годов “Кругозор” стал одним из самых популярных и дефицитных изданий в СССР. Было немало случаев, когда охотники за “Кругозором” грабили киоски “Союзпечати”. Во многих домах “Кругозор” берегли с самого первого номера, его ждали, передавали из рук в руки. Для “Кругозора” работали лучшие писатели, композиторы, поэты, художники, фотографы В 1992 году редакцию “Кругозора”закрыли. Было такое время, когда закрывали газеты, журналы, телеканалы, целые издательства. Только память о Юре никаким чиновникам от культуры стереть не удалось и не удастся. Даже таким высокопоставленным, как ярый противник авторской песни, советник Владимира Путина по культуре Михаил Швыдкой. На слетах КСП (клуб самодеятельной песни) В России, в ближнем и дальнем зарубежье исполняются песни Юрия. Ежегодно в Москве в очередную годовщину со дня рождения Юры проходит целый ряд концертов в память о нем.
Последний концерт был 20 июня этого года, но у меня, к сожалению, нет его записи. Как нет нескольких книжек, которые были написаны им или о нем. Но основные все же есть. Первая – «Я сердце оставил в синих горах» издательство «Физкультура и спорт» 1986 год-75 тыс. экз, вторая –«Когда мы были вместе» издательство «Кавказская здравница-1989 год -250 тыс. экз.(!), третья- «Синий перекресток» издательство ЭКСМО 2009 год-4 тыс. экз. . В этой динамике тиражей видны колебания интересов российского читателя , и они явно не в его пользу. Поэтому, не прочитав хоть одну из этих книг, не все могут оценить Юрия в полной мере, как музыканта, поэта, барда, как рассказчика, как прозаика. Одну только его автобиографию, я могу перечитывать каждый раз, когда вспоминаю его песни и даже иногда пою под гитару, как в добрые студенческие времена вместе с моим закадычным другом тоже Юрой . Кириленко. Вечная ему память. Вот хотя бы несколько абзацев с характерным Юриным юмором из «Предисловия к автобиографии по просьбе друзей»:
«Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя, к тому времени, матушка Мария Шевченко, привезённая в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию, Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата „ас“ было отброшено, и отец мой стал просто Визбором)» Так вот, отяжелев мною, направилась матушка как – то со мною внутри сделать аборт, чтобы избавить свою многочисленную родню — Шевченок, Проценко, Яценко от всяческих охов и ахов по поводу столь раннего материнства. Однако дело у нее это не прошло. В те времена — да простят мне читатели эти правдивые подробности, но для меня, как вы можете предположить, они были жизненно важны, — в те времена необходимо было приносить с собой свой таз и простыню, чего матушка по молодости лет не знала. Так она и ушла ни с чем — т.е. есть со мной. Вооружившись всем необходимым, она снова явилась, но в учреждении был не то выходной, не то переучет младенцев. Таким образом, различные бюрократические моменты, неукоснительное выполнение отдельными работниками приказов и наставлений сыграли решающую роль в моем появлении на свет».
К большому сожалению, я никогда не видел и не слышал Юру «вживую». А с людьми, которые его знали, встречался и встречаюсь довольно часто. Вот только две встречи. В 1985 году моя Элеонора после рождения второго сына попала в институт кардиохирургии имени академика А. Бакулева. Там в аптечном киоске на первой этаже работала молодая женщина, которая знала семью Юры и была вхожа в его дом. В марте 1984 года он написал последнюю песню «Цейская» у нее на глазах. Она рассказала о мучительном уходе барда, когда смертельная болезнь (рак печени) завершала свое разрушительное дело. Он держался молодцом до последней минуты, шутил, немного пел и подбадривал близких людей. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище, куда я собираюсь поехать, как только представится возможность. Уже здесь в Нью-Йорке, член городской Гильдии художников и мастеров прикладного искусства Нина Цыпина поведала мне историю ее учебы с Юрой в Московском педагогическом. Разговор с Ниной я включил в очередную передачу на Бруклинском радио «Наш голос» в моей авторской программе «Золотой звук» и собираюсь к данному выпуску приложить ее фонограмму.
Больше о короткой и яркой жизни Юры расскажут его песни. Найдите их и слушайте, уважаемые читатели. Их поют везде , где звучит русская речь. Мне частенько приходят на память фрагменты каких то песен из обширного Юриного репертуара, и они как бы сами просятся на газетную полосу. Вот одна из статей в газете «Форум».
Волейбол на West End
А помнишь, друг, команду с нашего двора,
Послевоенный — над веревкой – волейбол
Юрий Визбор, из песни «Волейбол на Сретенке»
Когда смотрю баскетбол, всегда вспоминаю эту замечательную песенку Юрия Визбора. Кто ее не знает? Но о том, что в еврейском центре с многозначительным названием Nash Jew , кроме баскетбольного, еще и неплохо управляются с волейбольным мячом , знают не многие. Игру между командой «наших»(ярко салатные футболки) и командой гостей (темно синие ), представляющих Банк Astoria Federal Saving судил известный бизнесмен, меценат и энтузиаст школьного образования Ефим Буберман, и она , сразу скажу, удалась на славу. Спонсором игры выступил именно Банк Astoria, а капитаном его команды- менеджер банка Ирина Пушкова. Отличался же волейбол на 60 West End Avenue от того далекого, московского, послевоенного, визборовского на Сретенке тем, что проходил в современном спортивном зале над первоклассной волейбольной сеткой, установленной по всем спортивным стандартам. Впрочем, посмотрите сами на прилагаемые фото и послушайте веселую и одновременно грустную Юрину песенку.
http://video.yandex.ru/users/radiovictorjara/view/21/
Анатолий Ясеник
Фото автора