В моем проекте «Имена» есть одна из проблем, с которой я сталкиваюсь, начиная работать над новым «именем». Дело в том, что по правилам, которые я сам для себя установил, в перечне имен не должно быть повторений(А иначе-какие же это «Имена»?). Так, уже в этот перечень не войдет Пол Маккартни, потому что уже есть Поль по фамилии Мориа. С другой стороны, вошел Джон Леннон, и в его выпуске можно показать Пола тоже. Так вот, после выхода выпуска «Александр», посвященного Александру Галичу, у меня появилась проблема с другим Александром, но уже американцем Аlexander Dzyubinsky-ставить или не ставить? И я решил поставить, но только под названием »Alexander»
В настоящее время Alexander Dzuybinsky работает концертмейстером вторых скрипок в симфоническом оркестре небольшого датского города Алборг (200 тыс. жителей) , недалеко от Копенгагена, предварительно выиграв там прослушивание. Начал он с того, что зашел на специальный сайт , на котором все симфонические оркестры выкладывают вакансии. Послал свои документы, записи, и пройдя уже на месте в Дании три отборочных тура среди многих скрипачей, победил. А начало было таким. Приехал с мамой и младшим братом в США в 1986 году, родители не были музыкантами, а зато братья стали скрипачами. Начало было будничным: родители дали скрипку в руки и сказали :»Давай, Вася!». Ему было шесть лет. Учился в музыкальном, молдавском лицее имени Евгения Коки(знает и говорит на русском, модавском, франзузском и , конечно, на английском). 12 летним мальчишкой, не закончив лицей, вместе с мамой имигрировал в 1999 году, в США. Папа- украинец, мама — с еврейскими корнями, сам себя ни к какой национальности, кроме как «американец», не причисляет. Начали жизнь с нуля. Мама, Александра Дзюбинская , спортсменка, известная марафонская бегунья , всегда мечтала жить в Нью-Йорке, бегать в США и в других странах, мечтала, чтобы старший сын учился бы в известной на весь мир Джулиард скул(Juilliard School) . Alexander продолжил учебу в средней школе, , потом закончил Highschool и в 2004 году поступил в Juilliard School- одно из лучших высших учебных заведений в области музыкального искусства в мире. Там же закончил аспирантуру на отделении скрипки. Во время учебы происходили самые невероятные для юноши события. Он учился у великих скрипачей современности Ицхака Перельмана, Пинхаса Цукермана и других музыкальных звезд , и все это происходило почти в одном здании с легендарной Метрополитен Опера .
Я вспомнил, как лет шесть тому назад в очередной раз был в гостях у старшего брата Михаила в Саратове На центральном , да еще и пешеходном проспекте имени Кирова, мое внимание привлек уличный музыкант (есть у меня такая слабость -фотографировать этих удивительных людей). пристроившийся в тени уличной арки Молодой человек-скрипач, сообщил, что он –выпускник Саратовской консерватории . Она , как раз, и венчает неподалеку центральную улицу. Я в свою очередь рассказал, что живу в Нью-Йорке. «Вы , наверное, слышали игру моего любимого скрипача Пинхаса Цукермана?»-без особой надежды спросил парень. « Неделю тому назад беседовал с ним и с Ицхаком Перельманом после их выступления в дуэте на сцене Эвери Фишер Холле» ответил я . Надо было видеть изумленно-восторженные глаза выпускника государственной консерватории имени Л.В. Собинова! А в прошлом году я снова был на концерте, но теперь уже на сольном, одного из ведущих скрипачей современности Цукермана. Он играл редко исполняемый концерт для скрипки с оркестром композитора Макса Буха. За прошедшие годы Пинхас заметно поседел, но его виртуозная, поразительно чистая и технически совершенная игра буквально заворожила зал . На этот раз поговорить не удалось, но разве в этом дело? Я услышал нового для себя Пинхаса Цукермана и встретился с музыкой Макса Буха, которая после многих лет забвения, становится популярной в мире. Кстати, все это происходило в Доме Нью-Йоркского филармонического оркестра, как еще называют Эвери Фишер Холл(кстати, это имя ему присвоено в честь знаменитого инженера и мецената Эвери Фишера, который передал в 1973 году Дому 10, 5 миллионов долларовНа днях я наткнулся на объявление о том, что консерватория Саратова проводит с 24-28 марта Первый Всеросийский Конкурс исполнителей на скрипке имени Наума Абрамовича Гольденберга(был такой знаменитый скрипач, педагог и — очень хороший человек). Может быть, и мой старый знакомый, уличный музыкант примет участие в этом конкурсе, и ему не нужно будет больше зарабатывать на жизнь, играя под уличной аркой? И тогда он сможет приехать в Нью-Йорк и услышать «вживую» самого Пинхаса Цукермана. Для меня же бывать в Доме , спроектированном так, чтобы на долгие годы быть современным и привлекательным для грядущих поколений, приятно еще и потому , что именно здесь в 1975 году еще одним еврейским дуэтом — Полом Саймоном и Артом Гарфанкелем (ну, куда от них денешься?) был записан популярнейший концертный альбом «Live in New York» Моим американским читателям это сделать очень просто. Взять и приехать в Линкольн Центр-все дороги Нью-Йорка пересекаются в этом месте, где живет Вечная Музыка. Продолжим об Alexander. Закончил учебу в 2010 году и приступил к самостоятельной творческой жизни «голый и беззащитный». Однако пригодился накопленный за годы учебы опыт выступлений на большой сцене: концерты в Южной Каролине, в Чарльзстоне и в других штатах и городах Америки. У Alexander к моменту окончания учебы уже появилась определенная известность в музыкальных кругах Америки , и он начал постоянно получать приглашения на выступления. В прошлом году его пригласили играть концерт Чайковского в Харьковскую филармонию. Оказывается, в Харькове отличный местный симфонический оркестр, умеющая ценить настоящую классическую музыку взрослая и детская(!) публика. «Зал был полностью забит любителями музыки» говорит Alexander -» В отличие от Америки, где на симфонические концерты ходят в основном люди пожилого возраста, здесь были » мал и стар» почти в равных количествах.( В первой половине 2004 года по многочисленным просьбам любителей музыки скрипач снова приедет в Харьков) Мне кажется, что люди в Европе, в России, в Украине, в Молдавии более духовны, В Тирасполе ( в городе ежегодно на базе Государственного симфонического оркестра Приднестровья проходит международный фестиваль искусств «Мэрцишор»).я недавно тоже играл Первый концерт Чайковского, и прием был точно такой же, как в Украине. Кстати, к Новому году я приглашен на выступления снова в Тирасполь и в Кишинев» Американский композитор Стивен Денкнер, друг и коллега скрипача, предложил ему впервые сыграть свой скрипичный концерт(до этого он доверял Alexander играть свои сонаты и струнные квартеты).
У него кумир — греческий скрипач Леонидас Кавакос. Обожает игру русскох скрипачей — Вадима Репина, Максима Венгерова( из европейских оркестров особо выделяет симфонические оркестры Берлинской и Венской филармонии, из американских-Лос Анжелесский и Чикагский оркестры и особенно — оркестр Метрополитен Опера) С женой не пропускает ни одного их концерта в Нью-Йорке. Венгерова впервые увидел и услышал, когда маэстро исполненял сонаты Баха в 2002 году и навсегда запомнил его манеру и стиль исполнения. Два года назад с камерным оркестром «Сердцебиение» под управлением Эдуарда Шнедера в рамках гастрольного тура Лос-Анжелес, Филадельфия, Израиль , играл сольный концерт из произведений Николло Паганини в Эйлате. Ездил на разные музыкальные фестивали европейские(в Европе в каждом городе есть свой симфонический оркестр,даже в не большом моем Новочеркасске был таки небольшой симфонический оркестр в народном театре оперы и балета Политеха): в Зальцбурге, в Бельгии(в 2006 году он завоевал звание лауреата конкурса «Золотая Ханукия» в Берлине), американские: в Колорадо. На фестивалях бывают педагоги музыкантов). На одном из них Alexander познакомился с Захаром Броном педагогом Репина, Венгерова и Игоря Остраха.
При такой творческой нагрузке важно не потерять смысл жизни вообще, а не только жизни в музыке. Наш герой и здесь, по моему, оказался на высоте. Он создал семью. Я был в его квартире в Квинсе — здесь все подчинено двум чудесным деткам и правит бал очаровательная жена Alexander. По моему твердому убеждению у профессионального артиста должна быть полноценная семья. Только тогда он будет по настоящему успешен. Я говорил на эту тему(для примера) с мега звездами мировой оперы Дмитрием Хворостовским и Марией Гулегиной. И Дмитрий и Мария очень счастливы в браке. И снова нахлынули воспоминания..
Несколько лет тому назад в брайтонской синагоге Temple Beth Abraham , что на Seabreeze Ave в Бруклине, состоялся концерт Леонида Левина- скрипача- виртуоза, который и открыл новый 20 ый концертный сезон продюсера Исаака Гурвица. Исаак, против обыкновения, сам произнес вступительное слово: — Я вырос в маленьком еврейском местечке Черневцы, где на 3 тысячи жителей было два кларнетиста, один барабанщик, два пианиста и десять скрипачей. Было несколько оркестров, в одном из них играли мой дедушка, мама и папа. Если это соотношение сравнить с Нью-Йорком, с населением русскоговорящих евреев, то здесь должно быть очень много музыкантов. Может быть, так оно и есть, и я вижу свою задачу, что бы найти их и показать нашей публике. Один из них Леонид Левин.
Мастер, красивый, элегантный вышел на сцену и сразу все вокруг затмило звучание инструмента, техника игры, фразировки пассажей и неуловимо быстрые пальцы левой руки, которые создавали уверенность – Леонид Левин с таким арсеналом природных и приобретенных неистовым трудом возможностей может играть все, что написано великими композиторами для царицы музыки. Была видна и слышна в его игре гармония чувств и звучания похожая на взаимопроникновение, на растворение человека в музыке, которую он исполняет. Очень точно подметил как- то Мстислав Ростропович:
— Когда я исполняю некоторые свои любимые вещи, я иногда получаю наслаждение, близкое к обмороку.
. Я задал музыканту несколько вопросов:
— Как началась ваша жизнь в музыке?
-Я родился в Киеве .Полюбил скрипку с малых лет и уже в 14 лет поступил в школу Гнесиных, в Украине в то время поступить в подобное учебное заведение с моей внешностью и фамилией было не возможно. После школы я поступил в Институт Гнесиных и после его окончания с дипломом педагога-солиста скрипача я приехал в США с мечтой выступать на конкурсах скрипачей. На международном конкурсе в Бразилии, я выиграл третье место и сразу получил несколько предложений от симфонических оркестров Америки .Начал с Сан Франциского, играл во многих других городах и престижных залах и даже в Weil Recital Hall Carnegie Hall. А недавно я принял решение для себя строить сольную музыкальную карьеру. Заканчиваю работу над своим первым диском «От Баха до клейзмеров», где демонстрирую возможности скрипичной, сольной игры. Выступая один, я хочу выразить многое, что скопилось в моей душе, мне есть, что поведать своему слушателю.
— Как дела семейные?
-Живем с мамой, она ищет мне невесту…
Такая вот история — играет один, холост, красивый, стройный, талантливый музыкант. Даже название его сайта заканчивается словами one violin.Когда я написал о Левине статью, меня начали осаждать потенциальные невесты или их беспокойные мамаши- только успевал раздавать его телефоны.
Умер он холостым, неожиданно, не дожив и до 60, оставив одну безутешную маму.
Я спросил моего визави об его отношении к джазовой скрипичной музыке, приведя в пример молодого израильтянина Сани Кройтора, с которым имел возможность побеседовать и ныне покойного француза Стефана Граппели, чей игрой увлекался еще в юности. «Это совсем другой жанр, я отнес бы к нему и цыганские композиции, но я даже не пытаюсь играть что нибудь подобное, но ничего против не имею, более того, мне нравится все это слушать. Кстати, мой брат учился вместе с Сани, а вот Граппели — это действительно величайший джазовый скрипач и кто знает, может быть как раз Сани и достигнет его уровня. Люблю слушать этническую музыку. Раньше увлекался традиционным джазом» ответил скрипач:» Я уважаю любую достойную внимания музыку разных стилей и жанров, и это расширяет мой кругозор. Все композиторы и исполнители имеют свое » я» и лично мне очень нравится музыка Никколо Паганини, Я обожаю Баха, его космическая музыка покрывает все окружающее нас. Люблю играть Шуберта, короче, -у меня нет одного какого то любимого композитора». Скрипка занимает у музыканта почти все свободное время. Там, в Дании, например, день начинается с репитиций с 10 утра до 2 дня, потом-занятия дома минимум-3-4 часа, а в период подготовки в выступлению — 4-6 часов домашней работы, ведь во время концерта не принято смотреть в ноты какая бы сложная композиция не исполнялась. «Поэтому музыканты начинают заниматься музыкой с ранних лет, а со временем появляется так называемая «мышечная память» пояснил скрипач «И даже если ты долго не играешь какую то композицию, то вернувшись к ней, ты замечаешь, что руки и пальцы помнят ее и играть становится значительно легче». .
Мне импонирует то обстоятельство, что Alexander абсолютно далек от политики. Он просто отстранился от всякого рода политических событий, новостей, считая все это не своим делом, и я с ним полностью согласен. Политика и искусство должны существовать отдельно, нигде не пересекаясь. На память пришли недавние торжества, связанные с именем всемирного известного скпипача Юрия Башмета.
Посмотрел на днях юбилейный концерт , посвященный юбилею Юрия Башмета и, честно говоря, расстроился. Ни к чему и ни к кому не привязанные, разрозненные музыкальные номера слишком самоуверенной Ларисы Долиной, ослабленного болезнью Йосифа Кобзона, женской половины хора Турецкого, точь в точь копирующую мужскую его часть, каких то клоунов, вперемежку с пошлыми частушками, натянутый конферанс Хабенского и весь остальной винегрет никак не придавали торжества круглой дате 60 — летия всемирно известного музыканта. Не видно было в зале и людей искусства, к которым я лично испытываю глубокое уважение и почтение. К тому же Сергею Никитину, который осудил Башмета за излишнюю политизированность- в том числе. А вот еще один юбилей, правда, прошлогодний . Концерт в нью-йоркском зале Фишер Холл был связан с 20 годовщиной с того дня (19 мая 1992 года) , когда «Солисты Москвы», в основном выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории, во главе с народным артистом СССР, альтистом Башметом дебютировали на ее большой сцене. За плечами дружной команды оркестра 2 тысячи концертов в 50 странах мира, а среди наград самые престижные, в том числе и «Grammy-2008». Сам дирижер, педагог и президент нескольких музыкальных фестивалей награжден 12 российскими правительственными наградами и несколькими почетными званиями. 6 февраля он был официально зарегистрирован, как доверенное лицо кандидата в президенты России Владимира Путина.
После концерта мы поговорили с маэстро.
Спасибо вам и вашему оркестру за доставленное сегодня наслаждение от великолепного исполнения шедевров мировой музыкальной культуры. Напомню вам слова , которые вы произнесли в Минске на радио «Classica.FM» 10 октября 2010 года: «Я хочу поставить музыку и культуру выше политики». Однако, 6 февраля 2012 года вы официально стали доверенным лицом Владимира Путина. И в связи с этим я хотел бы спросить об этом
Что вас интересует? (С лица маэстро слетела улыбка. Он заметно напрягся и не скрывал раздражения )
Меня интересуют мотивы, которыми вы руководствовались, принимая такое решение.
Потому что, мы хотим, чтобы у нас в стране был сильный лидер. А он – самый сильный.
Вы считаете его самым сильным?
А кто там сильнее, вы знаете?
На выборах и у нас и у вас, как правило, говорят об отсутствие сильного лидера.
А у нас он есть – Путин. Абсолютно.
Спасибо, мне было важно услышать ваше личное мнение по этому вопросу.
Но, послушайте, музыка в моей интерпретации Шуберта и Брамса не отличается в связи с изменениями имен лидеров. В советское время или сегодня — не имеет значения. Однако, поскольку я живой человек и там живу, я говорю: Все хотели иметь сильного лидера. Вот он и есть. Путин.
Тогда еще не было людоедского закона , запрещающего американцам усыновлять(удочерять) российских детей, подписанного «самым сильным лидером»…
Хотел бы напомнить моим читателям концерт 1995 года , посвященный 80 летию Фрэнка Синатры. Один за другим на сцену выходили известные певцы и, после короткого приветствия, пели какой нибудь из хитов Фрэнки. А он , сидел в удобном кресле, рядом с женой Барбарой, спокойно улыбался и заинтересованно слушал. Мистер Синатра уже почти не выступал, частенько болел и видно было- сам поход на юбилейный концерт дался ему с трудом. В финале концерта он приподнялся и, не спеша, подошел к микрофону. Зал встал и замер. Зазвучали знакомые вступительные аккорды песни Фрэнка, и любимый миллионами людей во всем мире голос напел первую строчку текста …а потом наступила пауза. Фрэнк забыл слова, тысячу раз спетой им песни…Я видел лица американцев, слезы на их глазах, я видел плачущих навзрыд женщин и недоуменные взгляды молодых людей. Паузу прервала овация и выкрики: «Все в порядке Фрэнки, мы по-прежнему тебя любим!». Этому концерту уже 18 лет, а я помню и восхищаюсь им до сих пор. Смогу ли я теперь также восторгаться игрой альтиста Башмета и его оркестра ? Нет , не смогу. Не смогу – и не буду.
Хорошо, что в отличие от Европейских и ряда других стран в США, музыкальные коллективы: театры, оркестры, отдельные исполнители не финансируются государством, а только частными лицами. Отсюда и свободное, независимое творчество. Основная сегодняшняя цель Alexander стать главным , ведущим концертмейстером датского оркестра(второй человек после дирижера), и я от всей души желаю ему ее достичь. Уверен, что это будет далеко не последняя ступень в его артистической карьере, и мы о нем и его творческих победах еще услышим.
Анатолий Ясеник
Фото автора