Сегодня:

Сегодня интернет-зависимостью страдает каждый второй посетитель Интернета.  Эта зависимость приравнивается к алкогольной и наркотической зависимости (болезни) и при прогрессировании ведет к серьезным психическим нарушениям.   Игромания и зависимость от сети Интернет разрушает коммуникативные связи детей и подростков, искажает их половозрастное развитие, становится очень серьезным препятствием социальной адаптации.

Профилактика  интернет-зависимости на данном этапе специалистами рассматривается как профилактика аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение  — пагубная привычка, порочное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием, волевые усилия ослабевают, способность к противостоянию утрачивается, возникает аддикция.

Как же предупредить этот процесс в развитии детей, избежать игромании, которая разрушительно сказывается на восприятии окружающего мира и на  поведении детей и подростков?

Прежде всего, необходимо обладать знаниями, позволяющими распознавать человека, попавшего в группу риска интернет-зависимых людей.

Наблюдения и анализ практического опыта на протяжении нескольких лет позволил проследить  четыре стадии формирования интернет-зависимости:

1-стадия – заметное улучшение настроения или даже эйфория за компьютером;

—  трудность выхода из компьютерного процесса (пресловутое «сейчас»);

— ложь родителям о своей деятельности в их отсутствие дома;

— увеличение времени, проводимого он-лайн;

— навязчивое стремление вернуться к компьютеру, постоянно  проверять электронную почту;

— отсутствие хобби и желания заниматься творчеством, спортом.

2-стадия – снижение мотивации к обучению и успеваемости в школе на фоне увеличения времени, проводимого за компьютером;

— заметное ослабление памяти и внимания;

— речевая ограниченность;

— скудность собственных суждений о событиях в своей реальной жизни;

— нежелание очно общаться со сверстниками вне школы;

— утрата способности фантазировать как начало процесса разрушения воображения (ценнейшей психической функции, обеспечивающей жизненный успех);

— «размытость» личностных границ (ограниченное, инфантильное представление о себе самом и о себе в мире);

— потеря аппетита, сухость глаз, покраснение глазного белка;

— повышенная нервная и физическая возбудимость.

3-я стадия – общее снижение интеллекта, трудности в выстраивании причинно-следственных связей;

— повышенная раздражительность, вспышки агрессивности и насилия, проявленная жестокость;

— непонимание чувств других людей, пренебрежительное отношение к родным и близким людям (отчуждение);

— отсутствие «видения» своего будущего, нарушение ориентации во времени; — потеря ценностных ориентиров;

— неряшливость, утрата способности ухаживать за собой;

— выраженная враждебность или явное равнодушие к окружающим, особенно к противоположному полу;

— частые недомогания (чаще головные и желудочные боли);

— страх перед некоторыми продуктами питания, резкое ограничение потребляемых продуктов (иногда это 3-4 наименования, при этом  продукты избираются строго одни и те же и только в определенной упаковке, так проявляется потеря базового доверия к миру и способность к жизнетворчеству);

4-я стадия – потеря связи с реальностью и такие нарушения психики, при  которых уже необходимо обращение к узким специалистам (невропатолог, сексопатолог, психиатр и  т.д.).

Особо хочется остановиться на возрастных особенностях подростка. Подросткового возраста родители ждут с опаской и, к сожалению, с готовностью «противостоять, бороться, запрещать, наказывать».  Опыт показывает, что эта позиция неэффективна. Так что же это такое – родительская  помощь подростку?

Подростковый возраст характеризуется появлением таких поведенческих реакций, как:

— стремление к лидерству и  интриганство (подросток избирает себе референтную группу, компанию и апробирует в ней свои лидерские и человеческие качества);

—  коллекционирование и накопительство (диски с музыкой и кино, марки, значки и др.);

— интеллектуализирование («умничанье», чаще всего со сверстниками и родителями);

—  гиперсексуальность  (подросток решает для себя вопрос «Какая я женщина или какой я мужчина?»).

Если внимательно проанализировать эти проявление, то становится очевидным, что подросток выполняет тяжелейшую возрастную работу: ищет себя, свои грани личности, и это НОРМАЛЬНО. Другое дело, что его «пробы» часто неудобны нам,  взрослым, или идут вразрез с общепринятыми нормами. Тут внимательный, мудрый и терпеливый родитель и становится помощником («навигатором», а не «судьей и кнутом») своему ребенку. Помощь будет действенной через анализ возникающих ситуаций, обращение в «родовую ценностную сокровищницу» через рассказывание семейных историй, через выражение безусловной любви и совместных мечтаний о «светлом» будущем, через договоренности и доверие, через признание права на ошибку и права выбора, на самостоятельность и собственную ответственность. И так снова и снова…

В контексте нашей беседы мы обратились к важности возрастных переживаний потому, что если «компьютеромания» подменит проживание возрастных событий, то развития личности на этом этапе не случится. Как известно, природа не терпит пустоты: что не заполнится по законам человеческого бытия, то заполнит НЕЧТО.  Компьютер съест личность.

Как этого не допустить?

  1. Рассказывать ребенку об опасностях «компьютеромании».
  2. Строго контролировать время «общения» ребенка с компьютером, рекомендуемое время – это 40 до 80 минут в день (родитель решает сам, ориентируясь на возраст и состояние здоровья ребенка).
  3. Родителям отдавать себе отчет: может мне самому удобно, что ребенок часами просиживает за компьютером, поэтому я подсознательно не контролирую это время? (Одна из форм пренебрежения родительскими обязанностями).
  4. Ни в коем случае не использовать компьютер ни как средство поощрения, ни как средство наказания. Приучать ребенка к отношению к компьютеру как к инструменту (как к пишущей ручке, блокноту, холодильнику или стиральной машине и т.д.), как, если хотите, к слуге. Просто 40 минут в день по усмотрению ребенка и согласования со взрослым использование этого времени на игры, он-лайн или поиск полезной информации, то есть снимаем эмоциональные привязки к компьютеру – ни особой радости с ним, ни угнетенности без него.
  5. Поощрять занятия спортом и творчеством.
  6. Вводить семейные ежедневные ритуалы – вечернее чаепитие полезных травяных чаев (фитотерапия), прием витаминов.
  7. Ежедневные спокойные, доброжелательные беседы о прожитом дне не с целью критики, а с целью поддержки, договоренностей и планирования следующего дня.
  8. Всей семьей делать гимнастику для глаз (это весело!).
  9. Ежегодно делать общий и специальный массаж (профилактика физиологических нарушений и «размывания» личностных границ).
  10. Обращаться к психологу в случае, если вас беспокоят проявившиеся симптомы и не получается справиться с этим самостоятельно.

Специалист вместе с вами будет способствовать созданию таких условий, при которых ваш ребенок станет более  стрессоустойчивым,  самостоятельным и ответственным. И тогда у ребенка не возникнет желания  уходить от реальности, а трудности будут восприниматься как  препятствия, которые нужно преодолевать и совсем не обязательно в одиночку.

 

Галина Кондрат,

психолог, социальный педагог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония».