Сегодня: 19 февраля 2020, Среда

В свете развернувшейся недавно дискуссии о судьбе реконструированного кургана «Садовый» мне хочется высказать и своё мнение.

Да, этот курган не является охраняемым памятником истории и культуры древних времён, но совершенно точно стал частью истории нашего города и одной из самых самобытных её достопримечательностей.  Он находится на месте древнего сарматского погребения, подчёркиваю, на том же самом месте. Так что с исторической точки зрения, если так можно сказать, формальность соблюдена. Хотя облик кургана несколько изменён. Он стал меньше объёмом, ведь прежде насыпь занимала и часть нынешней дороги на Ростов до её строительства.

С 1970 года — времени реконструкции степной пирамиды — прошло 45 лет.  Срок совсем не малый! На памяти уже двух поколений (во всём мире принято считать поколением 20-летие), курган у «Сармата» был всегда, и без него это место трудно представить!

Собственно говоря, весь комплекс, состоящий из  ресторана «Сармат», находящихся рядом каменных баб и кургана,  давно стал неотъемлемой частью Новочеркасска. Тем более, что он находится в молодой его части (адрес ресторана был: Ростовский выезд, 0), бедной другими достопримечательностями и историческими памятниками.

Конечно, важнейшей составляющей этого комплекса был вид с кургана. Очень и очень жаль, что сейчас он практически отсутствует. На возвышенности для удобства была сделана площадка. С неё открывалась пойма реки Тузлов и большая часть Промышленного района города.  Поверьте, это было прекрасное зрелище! И весною, когда всё зацветало и пойма утопала в зелени! И зимою, когда белоснежная даль вечерами освещалась сотнями мерцающих огоньков.  Лично я, возвращаясь пешком с автовокзала, всегда поднимался на курган, именно как на смотровую площадку. Ведь не так много в нашем Новочеркасске мест, откуда на него можно посмотреть «сбоку».

Можно вспомнить и о втором кургане в Александровском саду, расположенном у колеса обозрения. Он был оборудован смотровой площадкой еще в 19 веке. В советский период не раз благоустраивалась спиралевидная дорожка наверх. Отсюда тоже отрывался прекрасный вид на аксайскую пойму и город, ещё не застроенный высотками.

Для образа любого города важен не только его исторический центр, который у нас сохранился неплохо, но и въезды в него — чем он встречает гостей? На двух въездах в старую часть города главными достопримечательностями были и остаются Триумфальные ворота, построенные ещё при Платове, в 1817 году. Но на новой ростовской дороге, по которой сейчас курсирует огромное количество машин, и по которой  прибывает большинство гостей,  самой видной достопримечательностью является именно воссозданный сарматский курган.

Чем больше в городе достопримечательностей самого разного возраста, тем интереснее в нём жить и самим жителям, и пребывать его гостям и туристам. Уже не одно десятилетие идут разговоры о превращении  бывшей казачьей столицы  в туристическую мекку. Формируются и соответствующие проекты, но где  оно — всё, о чём спорили и говорили, что предлагали?5,4-Курган-Садовый_2

Этому, среди прочего, возможно, мешает  весьма компактное расположение городских «диковин». Все они находятся в старой части города, и их можно обойти за полдня. А потому среди задач городских властей должно быть не только поддержание в достойном виде таких наших жемчужин, как Соборная площадь или Триумфальные ворота, но и сохранение, а также «раскрутка» менее известных, но также любопытных объектов. Среди них непременно должен быть и воссозданный сарматский курган. Не случайно ведь профессор Л.С. Клейн подчёркнул, что сарматскую эпоху на территории России представляют всего два новочеркасских кургана — снесённый Хохлач и пока ещё существующий Садовый.

Вдумайтесь в эти слова: целая эпоха в лице двух новочеркасских курганов! А если быть точным, то уже одного! Неужели мы будем равнодушно смотреть, как он уничтожается?

Местную достопримечательность нужно использовать по назначению, как ландшафтный памятник старины. Известно ведь, что у наших предков степные пирамиды были сторожевыми центрами, где несли службу казаки. Но наряду с этим зафиксированы и обряды проводов казака на службу с этих мест. Об этом нам ведают названия донских курганов —  Рубежный, Прощальный, Разлучной, Служивский, Служивская гора, Слезовой курган… Что мешает сохранить памятник и воссоздать прежний ритуал, возродив прекрасную традицию?

Немало богатства наших древних предшественников — скифов, сармат, половцев, хазар — хранит наша донская земля. Все они жили тут, возводили поселения, строили крепости, заключали военные союзы кочевых народов, создавали целые государства, такие, как Хазарский каганат и Золотая Орда. Из-за отсутствия письменных источников, мы очень мало знаем о них. Но они оставили нам другие, рукотворные памятники — степные пирамиды, найденные сокровища которых до сих пор продолжают восхищать мастерством, красотой и неповторимостью! Это часть нашей истории! Не нам ли её беречь?

Именно такие сооружения, как наш ландшафтный памятник, делают город особенным, выделяют его из числа прочих. Среди совершенно безликих, одинаковых по всей стране современных торговых центров или типовых жилых домов, обязательно должно находится место исконным и автохтонным (то есть коренным, местным) «диковинам», глядя на которые всякий мог бы вспомнить, что его родной город — не набор шаблонных строений и мелкосерийных памятников, а место с особой исторической аурой.

Дмитрий Никитин,

заведующий научно-экспозиционным отделом музея истории донского казачества.

Комментарии (0)

Добавить комментарий