Сегодня:

27 января открылась выставка более двадцати художников, мастеров-прикладников, фотографов в Доме-музее М.Б. Грекова. Все работы объединены одной темой — «Православие».

Силуэт нашего города неотделим от главного храма — Войскового Вознесенского кафедрального собора. Усилиями многих людей создан этот памятник архитектуры. В прошлом году завершена внутренняя реставрация росписей художниками из Санкт-Петербурга. Естественно, что все новочеркасцы испытывают гордость за это чудо, сотворенное руками наших прадедов. Православными называет себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры — в православной религии. Например, русское слово «спасибо» – это сокращённое пожелание «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

Любой художник неотделим от духовных поисков. Князя Владимира потрясла именно красота храмов и великолепие службы в соборе Константинополя, и он выбрал для своего народа православие.

Выставка в Доме-музее М.Б. Грекова разнопланова. Здесь нет духовной канонической живописи, она целиком вся светская. Художники выразили свое личное отношение к вечным ценностям. В гостиной представлены живопись, графика и объемная скульптура малых форм. В малом зале — прикладное искусство и фотография. Начну именно с прикладного.

Клуб «Умелые руки» ДК НЭВЗа порадовал своими вышивками бисером и в смешанной технике. «Вознесенский войсковой собор» И. Юриной и И. Георгиевой своим масштабом производит впечатление на зрителя. Сколько терпения нужно, чтобы из микроскопических ячеек выстроить облик самого почитаемого храма в Новочеркасске! Работа вполне приличных размеров.

Интересна вышивка бисером А.А. Ерофеевой «Матрона Московская». Гармонична по цвету вышивка крестом «Половодье на Нерли» Т.В. Степаненко. Любопытна тканевая аппликация «Ангелочек» И. Георгиевой и «Сирень» того же автора в смешанной технике.

Из живописных работ наиболее сложная по композиционному замыслу картина Антонины Гловатской «Крещенское водосвятие» (2014 г.). Хотя все лица не списаны с натуры, художник соединяет изображения в единое целое.

Очень удачный по своей законченности пейзаж А. Глущенко «Вечер. Старочеркасск» (2015 г.) — и фигура, и окошко — все гармонично.

Можно ради интереса сравнить нынешний «Воскресенский собор» с фото храма В. Бессарабова в советское время. На снимке к собору пристроен временный загон для лошадей, используемый во время скачек.

В интересном ракурсе представлена церковь в работе И. Беликовой «Грушевский храм» (2008г.). Художник открывает вид с верхней точки зрения, а не с нижней, как принято. Гармонично колористическое решение этой картины. У автора много росписей по керамике на этой выставке.13,4 Русь православная_5

Больше всего работ на православную тематику у Н. Ермак. «Благая тишина заповедной пустыни» (2013 г.); «Иордань» (2010г.); «Реквием» (2002 г.); «Пасха Господня» (2005г.). Названия говорят сами за себя. Зритель сам решит, какая ему из этих работ больше нравится. Подборка разных лет, но видно, что художнику очень близка эта тема. Она соединяет и личные размышления, и исторический подтекст, и натурные впечатления.

У Н. Илюхина целая серия кабинетных скульптур, посвященная страстям Христовым. Он сам делает эскизы, потом форму из воска для отливки из бронзы или меди. Сам осуществляет доводку и тонировку скульптур.

Необычна техника исполнения графики Ольги Дацко. Иногда ее называют «граттаж». В ней исполнен триптих автора.13,2 Русь православная_3

Заслуживает внимания графика и акварели А. Головинского.

Анастасия Серпуховская выставила свои фотографии, сделанные в поездке в Сербию с хором Александро-Невской церкви в Новочеркасске. Вот что она сказала о своих впечатлениях о поездке:

— Удивительно, что в Сербии, в разных городах нас принимали очень тепло. В храмах они поют полную службу и не за деньги, а за веру. И студенты, и служащие, и работники различных сфер поют от души и не на любительском уровне, а вполне профессионально. Мы не знали такого количества казачьих песен и старинных романсов на русском языке, как они. Раньше я думала, что самый певческий народ — это грузины или индийцы (помните анекдот про индийца: «Прокурор в танце спел приговор подсудимому»). Теперь могу смело к ним добавить и сербов. И неожиданно обнаружила такое влияние русской певческой культуры на Балканах. Представьте русских, поющих на застолье сербские песни?! Может быть, такие выставки помогут нам не забывать свои национальные корни и русскую культуру.

Спасибо всем организаторам выставки и ее участникам. Дому-музею Грекова – благодарность за теплый прием. Надеемся, что и зритель останется доволен.

Сергей Шабанов, искусствовед.