Сегодня:

Разговор, начатый на страницах газеты,  в материалах «Курган не пострадает» (№2 от 21.01.16г.) и «Спят курганы тёмные?» (№3 от 28.01.16г.), имеет своё продолжение.

Общественные слушания вызвали небывалый интерес у жителей Новочеркасска. Социальные сети пестрят десятками различных сообщений, предположений и утверждений. Авторы всех без исключения — против строительства, которое уничтожит ландшафтный памятник и заповедный уголок. Заверениям начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города и главного архитектора В.Н. Кузьменко, что курган не пострадает,  люди не верят. И не без оснований. Наш народ знает, что бывает на месте во время строительства, и каким оно, это место, остаётся после завершения работ!

Кроме того, озвученная на мероприятии информация регионального Министерства культуры о том, что курган в перечне объектов археологического наследия не значится, вызвала дополнительные вопросы. Раз не имеет исторической и культурной ценности  — значит, нет и никаких ограничений и вето? Если был снесён, не имея на то разрешения, дом Фоминой, входящий в единый госреестр как памятник культурного наследия  муниципального значения, то в нынешнем случае будущим новоделам  сразу обеспечивается необходимая правовая поддержка? Старт дан?

Можно вспомнить и ещё один памятник культуры регионального значения  — дом известного адвоката, общественного деятеля и мецената Егора Ивановича Криндача, ставший гостиницей с набившим оскомину названием «Платов». Да простит мне это слово Матвей Иванович, вряд ли позволивший бы такое  вольное обращение со своей фамилией! Конечно, находящееся без внимания и  ухода здание время разрушало, но не уродовало!

Многих людей волнует сложившаяся ситуация, они не соглашаются с мнением ни главного архитектора города, ни главного регионального специалиста по культуре. И я, рождённая и выросшая в Новочеркасске, их очень хорошо понимаю, потому что тоже люблю это святое место — свою малую родину!   Вообще принадлежность к какому-то конкретному населённому пункту не имеет значения, народ хочет сберечь то, что ему близко и дорого. А в группе поддержки — жители других городов и весей донского края. Спасибо им за неравнодушие!  Эти люди не желают жить по принципу ивана, родства не помнящего — человека без убеждений и традиций.

Что получается:  курган раскопали, ценные сокровища изъяли, отправили в музей и всё — интерес исчерпан?

Нам есть чем гордиться и что беречь! Давайте обратимся к письменным источникам. Один из них — книга Петра Ивановича Молчанова и Ивана Герасимовича Репникова «Новочеркасск»,  изданная в 1985 году. Вот лишь некоторые выдержки из неё:

«Новочеркасск сравнительно молодой город, но он богат достопримечательностями, памятниками истории и культуры… Они представляют большую ценность для нас и ещё более ценными будут для потомков.

В 1864 году во время строительства городского водопровода при рытье котлована под водонапорный резервуар… в древнем кургане Хохлач случайно было обнаружено множество разнообразных ювелирных изделий из золота, серебра, драгоценных камней — образцы древнего художественного искусства… Бесценным шедевром среди этих изделий является женский головной убор из листового золота — диадема знатной  сарматянки… Она находится в «Золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.

Спустя  почти 100 лет после вскрытия кургана Хохлач, в 1962 году  на территории опытного хозяйства Всероссийского института виноградарства и виноделия научной экспедицией был исследован курган Садовый.

…Хотя захоронение было в своё время ограблено, в нём обнаружены уникальные вещи, проливающие свет на историю, культуру и быт сарматов: большая серебряная чаша для омовений — лутерий, а под ней вверх дном стопкой лежали восемь серебряных чаш искусной чеканки с накладными медальонами. Чаши прикрывали золотые украшения царского коня — прекрасной работы бляхи-фалары с сотнями вкраплённых цветных камней,  — и многие другие предметы древности.

Курган Садовый возвышается и поныне: земля после раскопок возвращена на прежнее место. А рядом с ним в 1970 году  построен оригинальный ресторан, которому дано необычное название «Сармат».

Путников, следующих по шоссе «Москва-Кавказ» и останавливающихся здесь на короткий отдых, приветствуют скифские бабы, привлекают внимание само здание, орнаментация фриза, в которой использованы сюжеты найденных в кургане украшений, оригинальная стела. Роспись залов, утварь и обстановка дают представление о быте донских казаков, их основных занятиях в прошлом».

Правда, впечатляет! Историк с мировым именем Лев Николаевич Гумилёв, говорил, что населявшие Великую степь народы письменности не знали, но оставили нам уникальные искусные произведения не только европейского, но и местного производства. В 2013 году я с гордостью смотрела в Этнографическом музее Санкт-Петербурга выставку «Сокровища донских степей» из археологического собрания Ростовского областного музея краеведения  и мне ласкала слух фраза экскурсовода «найдено при раскопках в Новочеркасске». Сокровища донских курганов по-прежнему восхищают современников своей красотой, мастерством и неповторимостью.

Давайте задумаемся, а чем вспомнят будущие поколения век ХХ? Чем будут восхищаться? Что останется после нас — разрушение или созидание?

По мнению старожилов, город изменился до неузнаваемости. Во что превратилась  его историческая часть? Евро-окна, евро-двери, уродливые надстройки и пристройки к некогда красивейшим особнякам казачьей знати, стремившейся облагородить своё родовое гнездо, украшали и город. Стилевые особенности, придающие ему неповторимый облик, давно изменены. Исторический образ исчезает. Тает, растворяется  в бесконечных изменениях и корректировках. Чего только стоят три высотки в исторической части!

Не растворится ли и наш Садовый, придающий местный колорит городу,  под колесами самосвалов, снующих туда-сюда на очередной стройке века? Не потеряется ли  загромождённый новыми, сделанными под копирку коробками высоток?

Андрей Леонидович Бойко, известнейший на Дону археолог, исследовавший десятки курганов и считающий сарматское захоронение Новочеркасска, одним из самых интересных, любезно поделился с редакцией недавно полученным письмом от профессора Л.С. Клейна. Да, да, того самого Клейна, который в 1962 году раскопал Садовый.

Для информации: Лев Самуилович Клейн родился в 1927 году в Витебске. Советский и российский учёный, археолог, культур- антрополог, филолог, историк науки. Профессор, доктор исторических наук. Один из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге. Доктор Honoris causa Высшей Антропологической Школы.

Итак, читаем: «…Моя книга о двух курганах — Хохлаче и Садовом — называется «Первый век: сокровища сарматских курганов». Она сдана в издательство «Евразия», готовится к выходу в 2016. А далее должна последовать отдельная полная публикация Садового кургана в том же издательстве под коллективным авторством: моим, Б.А. Раева, М.Б. Щукина и др. Я поставил вопрос о выделении особой культуры — «садовской» (по картам распространения фаларов типа Садового и литых котлов типа Садового (ареалы совпадают).

Вообще восстановление курганов после раскопок считается в мировой науке признаком высокой культурности местной администрации и всегда особо отмечается — как восстановление исторического ландшафта. Жаль, если новочеркасские власти разрушат один из отличных туристских объектов. Таких очень немного — Майкопский курган, Ульский курган (остальные скифские — на Украине), а для сарматской эпохи вообще только два — Хохлач (снесённый) и Садовый. Оба в Новочеркасске. Это же местная достопримечательность! Как её сносить?».

Что можно добавить к этим словам?

Женета Гридасова.

ВЗГЛЯД  НА  ПРОБЛЕМУ:7

Татьяна: «Может быть, курган и уцелеет, но в него упирается проектируемая девятиэтажка. А на так называемом пустыре вырубят сотни деревьев и снесут детскую футбольно-волейбольную площадку, построенную, кстати,  на деньги жителей с одобрения города… Вокруг этого участка тьма заброшенных пустырей до самого Ростова — а этот участок вовсе не пустырь!».

Сергей: «Этот архитектор уже снёс памятник архитектуры на улице Просвещения, 108… И этот угробит».

Иван: «Судя по истории с асфальтированием Соборной площади, только публичная петиция нам поможет».

Наталья: «Благоустройством даже и не пахнет. Этот проект — полное уродство, направленное на максимальное извлечение материальной выгоды так называемым инвестором. В последние годы появилось ощущение, что главному архитектору вообще город безразличен, иначе спроектировал там бы сквер или детский сад, школу или поликлинику, которых в этом районе НЕТ. Сам же район перенасыщен многоквартирными домами,  где живут преимущественно молодые семьи с 2-3 детьми, а инфраструктура  для этого  отсутствует».

Павел: «Пытался взять на контроль раздел «общественные слушания» на сайте администрации, но так и не нашёл его! Нигде не было видно даты публикации слушаний! Мэрия заинтересована формально соблюсти приличия. Но всё делается так, чтобы общественность была в неведении? Моё мнение, этот курган колоритно и наглядно напоминает о нашей истории! Его образ дорог и горожанам и гостям Новочеркасска».

Лёня: «Я не живу в Новочеркасске, но очень люблю этот город. И больно смотреть, что он всё больше становится похож на помойку. А где, кстати, вторая каменная баба, стоявшая возле этого кургана?»

Виктор Сергеевич,  г. Шахты: «Когда мои ребята были маленькими, мы с женой возили их на море. Дорога пролегала через Новочеркасск! Как мы любили тот момент, когда открывался город на горе! И первым его символом был, конечно,  собор! А вот вторым — ресторан «Сармат» и находящийся рядом с ним курган. Мы обязательно останавливались, поднимались на площадку. Этот ритуал мои взрослые сыновья помнят до сих пор. Помнят и то, как по дороге домой, они непременно  просили посигналить каменным бабам. И собор, и курган  так и остались для нас главными символами казачьей столицы. Остаётся только сожалеть, что современники так относятся к наследию прошлого».

Степан: «Глумиться над собственной Историей не следует. И, это — правильно!».

Георгий: «Что значит, памятник не значится на плане города? Так сделайте, чтоб значился!!! Что мешает? Мы в студенческие годы фотографировались на лестнице на кургане. Там ещё каменная древняя баба стояла. И курган был огорожен цепями, как в музее.  Получается,  он чем-то ведь «считался» в советское время?! А ломать — не строить!».

Николай: «Странное дело! Для домов место в районе «Сармата» нашли, а садики обязательно в роще нужно было строить, чтобы её рубить.  А подъезд к ним сейчас просто замечательный. Особенно после того, как Баклановский перегородили  весь! Но строительством обещанного перехода и не пахнет…».

Сергей: «Курган, в котором нашли в своё время сицилианские чаши 1 века нашей эры, уже не считается историческим памятником?».

Настя: «Сколько же вокруг всего интересного! А сколько тайн хранит в себе донская степь и её памятники! Не знаете, что делать с курганом — отдайте его и его каменных баб музею. Именно в музеях вдохновляешься и эмоционально восстанавливаешься… Мир святой памяти предков… Увы, чаще для не благодарных потомков».

Иван: «Выходит, всем наплевать на историю? Выходит, что главное — деньги? Выходит, что люди, ответственные за сохранность города, живут только сегодняшним днём?».