Ах, вернисаж!
Пятого сентября 2015 года открылась персональная художественная выставка В.И. Шкуропадского в доме–музее М.Б. Грекова. На открытии присутствовали гости и художники. О творчестве Владимира Ивановича сказала художник Т. Родионова:
— Иногда работы дипломированных художников уступают по профессионализму любительским. «Любитель» — от слова любить. Профессионализм иногда превращает творчество в ремесленность, выхолащивает его. Сохранить постоянно юношеский восторг, конечно, сложно, и это не всегда от нас зависит. Трудяга Сальери никогда не поймет «праздного гуляку» Моцарта.
Владимир Иванович — увлеченный творчеством человек. Изобразительное искусство для него — отдых от праведных трудов и образное, субъективное осмысление бытия. В этом году художник отметил 60-летний юбилей и продолжает трудиться ведущим конструктором электрических аппаратов в ОАО «ВЭлНИИ». В название выставки он выбрал строчку из стихотворения Е. Евтушенко «Пролог», которое отчасти характеризует художника и его творчество.
Вот что он рассказывает о себе:
— Устойчивый интерес к искусству начался с момента посещения 2-й городской художественной выставки в Доме офицеров Новочеркасска. Будучи курсантом военного училища, я посмотрел эту выставку и начал первые осознанные практические занятия рисованием. Это были натурные зарисовки предметов курсантского быта, портреты однокурсников.
Пробы и попытки продолжались во время прохождения воинской службы в качестве командира взвода связи в военном училище МВД г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Показывал акварели преподавателям художественного училища и получил одобрение. Уволившись в 1977 г. с воинской службы, В. Шкуропадский возвратился в Новочеркасск и продолжил свои любительские занятия. Это были попытки подражания природе: пейзажи, натурные зарисовки — обычная любительская практика.
Первые опыты маслом в Новочеркасске показал художнику Л.В. Елисееву в 1978 году, в период работы в ПО «Магнит» художником-оформителем. Затем было знакомство с художниками В.И. Кулешовым, П.Н. Коротченко, С.А. Гайломазовым и многими другими. Самое заметное влияние в формировании навыков грамотного рисования оказал П.Н. Коротченко. С его одобрения начались регулярные самостоятельные занятия.
— Самой серьезной профессиональной критике художник, окончивший Тбилисскую академию художеств, подвергал мои рисунки и портреты, — говорит В.И. Шкуропадский. — К обсуждению живописных пейзажей Павел Николаевич относился деликатно, учитывая субъективную природу цветовосприятия и цветопередачи.
Мое первое участие в городской выставке состоялось при поддержке Коротченко. Он, посмотрев очередные работы, рекомендовал показать их на выставкоме в 1995 году. Затем было регулярное участие в городских выставках в качестве экспонента и через несколько лет вступление в члены клуба.
П.Н. Коротченко познакомил В.И. Шкуропадского с художником С.А. Гайломазовым, с которым состоялись первые, а затем и регулярные походы на этюды в окрестностях Новочеркасска.
В 1997 г., с момента возрождения клуба художников «Мольберт» при ДК «НЭВЗ» (руководитель Г.В. Горбатенко) по 2012 г. В.И. Шкуропадский являлся его членом. Участвовал в нескольких выставках во Дворце культуры «НЭВЗ», в Доме-музее Б.М. Грекова в 2012 г., в Атаманском дворце в 2008 г. Принимал активное участие в разработке дизайна оформления афиш, буклетов, пригласительных билетов к нескольким выставкам.
В 2001 году Владимир Иванович осуществил поездку на Академическую дачу под Вышний Волочек Тверской области. Две недели интенсивных этюдных работ в красивейшем и знаменитом месте дали неоценимый опыт в работе над натурным пейзажем.
Художник (любитель или образованный) интересен, прежде всего, своей непохожестью на других собратьев по кисти, субъективным взглядом на жизнь, своеобразным построением сюжетов, индивидуальным пластическим языком и оригинальными поэтическими образами.
— В меру способностей я пытался обрести «своё лицо», — продолжает В.И. Шкуропадский. — Как мне это удалось, судить зрителю. Я люблю природу. В любое время года и в любое время суток нахожу в пейзаже отрадное раздумьям и отзвуки душевным переживаниям. Меня волнует волшебный мир предметов, хранящих следы и тепло рук человека – керамика, скульптура. Очень привлекает лицо человека, отражающее потаённый внутренний мир. Естественно, сильнейшим стимулом творчества является красота женского тела в бесконечном многообразии ее проявлений.
Плодотворное общение с художником Николаем Мамонтовым и членами его группы «Креатив» помогло реализовать давно зревший интерес художника попробовать себя в абстрактном искусстве. Сотрудничество воплотилось в организации и проведении двух выставок с членами группы «Креатив»: «Вокруг да около абстрактной реальности» в библиотеке им. А.М. Горького и «Импровизация, интерпретация, коммуникация» в библиотеке им. А.П. Чехова в 2013 г. К этим выставкам были разработаны дизайн оформления и текст буклетов. Кроме того, В.И. Шкуропадский участвовал в коллективных выставках группы: “Колебания” – в библиотеке им. А.М. Горького, 2012 г. (работа «Цвет и контур») и “Идеальная мастерская” – в доме-музее И.И. Крылова, 2012 г. (портрет Евгения Корнилова). Участвовал в двух выставках «Эко-Переделкино» в школе искусств микрорайона Молодёжный в 2013 и 2014 году, цель которых – привлечь внимание к проблемам экологической обстановки и попытаться ее творчески переосмыслить в арт-объектах детей и взрослых.
По инициативе Владимира Ивановича была организована и проведена выставка авангардного искусства молодых художников Новочеркасска в Доме-музее Б.М. Грекова «В поисках новой выразительности» в мае 2014 г. К ней им были разработаны дизайн оформления и текст афиши и буклета. За организацию этой выставки он был награжден грамотой клуба художников Новочеркасска.
Персональные выставки Шкуропадского проходили в библиотеке им. М. Горького в 2010 году, где экспонировалось 8 натюрмортов, а в библиотеке им. А.П. Чехова в 2011 году прошла выставка «Где раки зимуют?» (экспонировалось 10 натюрмортов и автопортрет углем).
— Моя персональная выставка в доме-музее М.Б. Грекова — итог 20-летнего периода более-менее регулярных любительских занятий изобразительной практикой, — говорит художник.
В раннем «Автопортрете» (1996 г.) он представил себя в тельнике и пиратском платке: произведение небольших размеров и наиболее романтичное из всех. «Искушение цветом» относится к авангардным произведениям последних лет — своеобразный иронический рассказ о незапятнанной палитре. «Портрет В.П. Мельникова» (1996 г.) исполнен в традиционной манере лессировками. Владимир Иванович предпочитает писать локальными плоскостями и редко применяет фактурную лепку. Любит экспериментировать с материалами. В живописи он исповедует подход ученого, ставящего опыты. В работе «Груша и орех» (2010 г.) в качестве фактурной основы использует керамическую крошку. В картине «Красная бутылка. Груши» (2002 г.) применяет кукурузную крупу. Экспериментаторский подход тоже имеет право на жизнь. Выдержит ли испытанием временем — вопрос другой.
«Тропинка у реки» (2011г.) написана в теплых тонах. Плакучая ива склонила свои ветки у маленькой речушки – тихий, ностальгический уголок малой родины. Интересен «Агролес в марте» (2014 г.), передающий особое состояние пробуждающейся природы.
Творчество Владимира Ивановича чуждо салонности. Он не идет на поводу у зрителя, пытаясь ему угодить и приукрасить реальность. Художник образно исследует то, что его волнует. В изображение вкладывает самый разный подтекст, иногда серьезный, иногда шутливо-саркастический. «Красная бутылка» (2005г.) и «Яблоки» (2005 г.) по стилистике близки произведениям Петрова-Водкина.
Творчество Владимира Шкуропадского питается больше интеллектом, чем эмоциями. Художнику равно интересны различные техники и материалы. Он откликается на вопросы бытия философскими притчами, при этом сохраняет свой индивидуальный стиль. Его не спутаешь с другими художниками.
Сергей Шабанов, искусствовед.