Сегодня: 18 августа 2019, Воскресенье

Вся жизнь – театр

Накануне нового 191-го театрального сезона в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачьем драматическом театре) состоялась пресс-конференция для представителей городских СМИ, в которой приняли участие директор театра Полина Конышева и два режиссера: заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков и новый главный режиссер новочеркасского театра, заслуженный деятель искусств Чувашской республики Ашот Восканян.8-А37

Первое слово было предоставлено давнему другу нашего театра, режиссеру Ставропольского академического ордена «Знак почета» театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. В.Бирюков, заканчивающий работу над премьерным спектаклем по пьесе Рэя Куни «Клинический случай», рассказал о грядущей премьере. Отдав дань драматургии этого весьма популярного на российских театральных подмостках автора, режиссер-постановщик заявил:

— Куни – такой мастер интриги! Его ставят чуть ли не в каждом театре. Пьеса, которую мы выбрали, написана в жанре острейшей комедии положений и выгодно отличается от комедий бродвейских и голливудских. Здесь есть что играть актерам, есть отличная возможность переключиться от привычного амплуа и попробовать себя в образе совершенно неожиданном. При этом удержаться от пошлости и от опасности недоработать роль, а устоять, как на лезвии бритвы, на грани отменного вкуса.

Надо заметить, что «Клинический случай» — это седьмой спектакль В.Бирюкова на сцене нашего театра. А до того были осуществлены такие успешные постановки, как «Сюда бы пару мужиков», «Слишком женатый таксист», «Проделки Ханумы», «Очень простая история». Обычно зритель голосует за такие спектакли ногами, то есть ходит с удовольствием, потому и доныне все они в репертуарной афише. И если все сойдется и в этот раз, как заметил режиссер, праздник, который заложен в сюжете, получит в полной мере и зритель, пришедший 25 и 26 сентября на премьерный показ комедии «Клинический случай».

Также Валентин Валентинович поделился нежданным для себя открытием: «Мне казалось, что я актеров в труппе знаю всех – их возможности, темперамент. Но в трех из них открылись вдруг такие неожиданные грани характерности, эмоциональности… Уровень новочеркасских артистов достоин хорошего театра».

Следуя мнению мастера, можно сделать вывод – если уровень наших актеров столь высок, то и театр наш, соответственно, очень хорош. А мы в том, к слову, как-то никогда и не сомневались.

Одного из вышеназванной троицы, столь удивившей В. Бирюкова, он не скрыл от прессы – это Эдуард Мурушкин. О двух других постановщик умолчал, сохраняя интригу, мол, догадайтесь сами.

Еще режиссер с воодушевлением рассказывал, с каким удовольствием он идет на репетиции. Что репетиция – это непознанная субстанция, и он, Валентин Бирюков, вослед за Анатолием Эфросом готов воскликнуть: «Репетиция – любовь моя!».

Перечисляя занятых в «Клиническом случае» актеров, постановщик назвал Игоря  Лебедева «блистательным», а о заслуженном артисте РФ Коняхине отозвался так: «Александр Яковлевич – вообще песня… Ему так нравится старого маразматика играть. И он делает это со вкусом». Кроме перечисленных выше в спектакле также заняты наши непревзойденные мастера комедийного жанра Роман  Пуличев и Олег Хаустов, заслуженные артисты РФ Валентина Иванкова и Александр Иванков. А еще Людмила Ильина, Наталья Лебедева, Ольга Ситникова и другие. В завершение Валентин Бирюков сказал: «Работа над постановкой закончена. Мне грустно расставаться». Но зритель, посмотревший седьмой (а это, заметим, счастливое число) спектакль Бирюкова и встретившийся с созвездием новочеркасских артистов, не болеющих, по уверению директора театра, звездной болезнью,  почувствует присутствие мастера вновь. Расставания не случится. Воплощенное режиссером театральное детище будет жить на новочеркасской сцене. Кстати, посмотрев сдачу спектакля, могу сказать, комедия – «на ять».

Отвечая на вопросы представителей прессы, директор П.Конышева сообщила о потерях и новообретениях труппы. Так, в конце прошедшего 190-го сезона покинули театр двое молодых, любимых публикой и плодотворно занятых в репертуаре актера: Валерия Дыба и Александр Войнов. Потеря была бы весьма болезненна, но к началу сезона труппа пополнилась также двумя творческими единицами; вернулись на родную сцену Александр и Эвелина Руденко, вовремя подставив плечо в непростой репертуарной ситуации.

Полина Юрьевна честно ответила на ожидаемый вопрос о судьбе и причинах несостоявшегося этой осенью Шестого международного театрального фестиваля  «Комплимент», регулярно проводившегося в Новочеркасске каждые два года, начиная с 2000-го, и который так ждали городские театралы. «Его нет. Это нам и горько, и неприятно. В 2015-м «Комплимент» не состоится. Причина – отсутствие финансирования. Областной бюджет не смог оказать наш помощь. Но в 2016-м мы готовим большой пакет документов, чтобы попасть в федеральную программу «Культура  России». Я очень надеюсь, что все у нас получится. «Комплимент» мы  проведем. Тем более, что о нем спрашивают многие из его прежних участников, и они готовы вновь приехать и выступить на нашей сцене». Зная энергию и работоспособность Полины Юрьевны, ее заостренность на поставленной цели, хочется верить, что так и будет.

Конышева рассказала об уже начавшейся подготовке к новогодним праздникам – что ожидать зрителю в предновогодье и в дни школьных каникул. Детский спектакль по сказке Шарля Перро «Золушка» поставит актриса театра Ольга Ситникова. Новогодним утренником займется молодая актриса Виктория Шатохина. А заслужившее любовь публики «Кабаре» как и прежде будет готовить Наталья Лебедева.

Сказав несколько слов о проекте «Малая сцена» и дав ему оценку – «перспективен», а потому будет продолжен и впредь, Полина Юрьевна с удовольствием представила нового главного режиссера театра Ашота Восканяна: — Мы два года после трагического ухода Леонида Ивановича Шатохина присматривались, искали. И вот выбор сделан, — сказала она. – Ашот Геворкович принят в штат. Мы сотрудничаем уже две недели. Он пообщался со всеми актерами, с иными – по три часа кряду, с работниками цехов. Мы очень надеемся, что он выстроит нам правильную стратегию развития театрального процесса в нашем творческом коллективе.

Все время, пока шла пресс-конференция, новый главный режиссер с удивительными «михалковскими» усами сидел молча, внимательно слушая коллег. Представители прессы мысленно прикидывали – чего же от него ждать? Выпускник Дальневосточного института искусств, закончивший его в 1985 году (мастерская Ефима Табачникова). Начинал творческую деятельность  в Дальневосточном краевом  военном  театре. 12 лет являлся художественным руководителем драматического театра в г. Димитровграде Ульяновской области. В 1998-м был приглашен в Русский драматический театр г. Чебоксары, а с 2004-го возглавил его в должности главного режиссера. Опытный, уверенный, спокойный.

Взяв слово, Восканян озвучил свой театральный «манифест»:

— Я не люблю революцию. Я – за эволюцию. Мой мастер Ефим Давидович Табачников говорил: «Главный режиссер должен войти тихо. Но – все должны чувствовать – он здесь». И работники пера почувствовали – да, главный в театре действительно появился.

Режиссер поделился ближайшими и отдаленными творческими планами, пообещал охватить все сценические жанры, чтобы каждый зритель имел свой, образно говоря, театр, раз в городе всего один театральный организм. Ашот Геворкович пообещал, что обязательно будет классика.

— Скажем? — он переглянулся с Конышевой, и она согласно кивнула. – Я начинаю работу над спектаклем по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».

Кроме того, еще будет Гоголь — «Женитьба». И в конце мая, к закрытию сезона режиссер посулил музыкальную комедию или мюзикл. Есть традиция на театре – открывать сезон премьерой и премьерой же его закрывать.

На вопрос – каким он увидел Новочеркасский театр, Восканян ответил так:

— “Я попал в театр, когда отмечали юбилей актрисы Ирины Шатохиной. И меня покорило это тепло, эта семейная доброжелательная атмосфера. Театр – это семья, театр – дом. Я безумно люблю театр. Этот творческий муравейник: вводы, репетиции…. Театр -это страсти, эмоции, конфликты”. Но в святая святых театрального закулисья, в гримерки главный заглядывать не рекомендовал.

Говоря о том, какую режиссуру он практикует, Восканян пояснил:

— Я люблю жесткую режиссуру. Вначале мы обсуждаем с актерами все, чтобы дойти до замысла. А на площадке должна быть диктатура режиссера. Я оставляю для актера свободу импровизации. И если его предложение вписывается в мою концепцию замысла, эти находки могут остаться в спектакле.

Также Ашот Геворкович говорил о необходимости актеров быть всегда в творческом тонусе, а внешне всегда и везде соответствовать своему актерскому высокому статусу – нести культуру своим внешним обликом, повседневным костюмом, а актрисам не забывать о женственности, в том числе и в одежде.

Он говорил о правде и вере, которые должны быть в зрительном зале и которые может донести со сцены только актер.

Поделился режиссер и своим впечатлением о Новочеркасске, о нашем соборе:

— Когда я увидел собор – я был сражен. Прежде чем пойти на встречу с Полиной Юрьевной, я зашел в него, поставил свечку. Прекрасный собор. И город красивый. Но почему вы не любите свой город?! – сразил вопросом журналистов, как представителей городского населения режиссер. – Он такой запущенный. Идешь, вокруг зелень, замечательная площадь, крест – и такая грязь вокруг…

Этот укор нового в городе человека уколол в самое сердце. Тема чистоты и порядка в казачьей столице давняя и больная. И если бы решить ее было в силах представителей СМИ, город давно бы сиял чистотой проспектов и бульваров. «Увы, далеко не все в нашей власти», — вздохнула в ответ пишущая братия.

Заканчивая пресс-конференцию, Конышева пригласила собравшихся на торжественное открытие 191-го театрального сезона и на премьеру комедии «Клинический случай», а в конце следующего месяца – 31 октября на бенефис заслуженной артистки РФ Ирины Шатохиной в спектакле «Проделки Ханумы». Кроме того, прессе было предложено осветить в своих изданиях и на каналах ТВ гастроли Луганского академического музыкально-драматического театра, которые состоятся 28 и 29 сентября на нашей сцене. Гости покажут новочеркасцам музыкальную сказку «Остров сокровищ» и рок-оперу «Распятая юность» — в основе сюжета последнего – взгляд современных молодых на историю героев «Молодой гвардии».

Пресс-конференция прошла, что называется, на одном дыхании. Отдельные корреспонденты даже пытались цитировать классиков отечественной режиссуры, давая понять, что и они сами не лыком шиты. Поговорили также и о прошедших и будущих гастролях театра – что нужны они, как глоток свежего воздуха для актеров – и себя показать и проверить роль на другой, незнакомой публике. Да и кассовые сборы еще никому не повредили.

Расставались же словно нехотя – такие пласты тем были затронуты, так интересно и продуктивно смогли пообщаться участники пресс-конференции.

 

P.S. 19 сентября 191-й театральный сезон в Новочеркасском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской открылся праздничным концертом, посвященным  190-летию театра. Концерт этот был впервые показан публике в конце прошлого сезона, но столь всем понравился, что его решено было повторить. И вновь аншлаг. И вновь успех. Вся 190-летняя (подумать страшно) славная история нашего театра в отрывках бывших и нынешних спектаклей, в давних фотографиях и видеосюжетах промелькнула перед глазами зрителей, всколыхнув память и наполнив сердца гордостью и радостью, что есть у нас в Новочеркасске такой замечательный театр.

Лариса Лиховидова, член

 Союза журналистов РФ.

Фото автора.

Комментарии (0)

Добавить комментарий