Сегодня:

В Атаманском дворце открыта выставка «Портреты фамильной коллекции Граббе-Всеволожских». О новом  проекте рассказывают директор музея Светлана Алексеевна Сединко и заведующая отделом «Атаманский дворец» Светлана Павловна Чибисова.

Корр.: — Светлана Алексеевна, мероприятия этого года коллектив посвящает не только Году культуры, но очередной дате в жизни музея — 115-летию…

Сединко: — Хотя эта дата и не круглая, мы традиционно стараемся отмечать каждые пять лет интересными мероприятиями. Выставка из коллекции Граббе-Всеволожских очень своеобразная, прежде таких выставок еще не создавали. Мы постарались приоткрыть завесу над фамильным живописным собранием нашего музея. И то исследование, которое проводила Светлана Павловна, изучая жизненные хитросплетения семьи последнего царского генерала и атамана на основе наследия, которое оказалось в фондах нашего музея, выявило немало точек соприкосновения с известными родами России. То, что хранилось на Дону в аристократических семьях, связано с российской историей. Коллекция привязана к месту историческому, святому, значимому, каким является Атаманский дворец. Впервые за девять  лет после его открытия предпринята попытка показать такое собрание.

Светлана Павловна неоднократно выезжала в центральные архивы страны, плюс кропотливая работа коллектива… Все эти изыскания позволили портретам заговорить. Публика  увидит 62 работы, на которых представлены семейства известных родов в русской истории: Трубецкие, Всеволожские, Волконские, Кикины… И это очень важно, что здесь, в стенах Атаманского дворца, имеем такое живописное наследие и можем показать этот изученный пласт нашему зрителю.

 

Корр.: — Светлана Павловна, как возникла идея такой выставки?

Чибисова: — Атаманский дворец — официальная резиденция атаманов Войска донского и одной из главных задач во время создания экспозиции стала поддержка его мемориальности. Мемориальность — важное качество, и придается оно именно предметами, которые здесь действительно находились. И коллекция живописи, которая изображает портреты предков семьи последнего атамана,  имела место здесь быть. Ее присутствие играет очень важную роль.

 

Корр.: — Как долго пришлось заниматься подготовкой этой экспозиции?

Чибисова: — Работа проделана колоссальная и заняла она три года. Администрация музея всегда придает таким начинаниям большое значение. Когда мы стали восстанавливать Атаманский дворец, начиная с 2001 года, мне, как заведующей,  постоянно приходилось бывать в командировках  в Петербурге и Москве. И сейчас, во время работы с коллекцией, у меня была такая же возможность работать в архивах. Атрибутировать пришлось много, так как большая часть картин числилась как «портрет неизвестного». Окончательно работа еще не завершена, и даже некоторые атрибурированные вещи требуют дополнительных  доказательств.

 

Корр.: — Возможно ли ускорить эти изыскания?

Чибисова: — Нам помогло бы издание каталога. Но для того чтобы  напечатать 500 экземпляров, необходимо 150 тысяч рублей. У бюджетной организации, конечно же, таких средств нет. А публикация сделает не только честь музею, городу и области, но и даст толчок для дальнейших изысканий. Многие ученые, исследователи в России и за границей заинтересуются художественным содержимым музеев. Мы можем дать полезную информацию, которую давно кто-то разыскивает, и сами можем найти недостающие кусочки разных головоломок.

 

Корр.: — Как сказал на открытии выставки председатель городского клуба художников Константин Сиденин, наш музей — неисчерпаемый кладезь драгоценностей, каждый раз открывает что-то новое…

Чибисова: — Портреты, которые  хранились в фондах музея, впервые выставляются как единое целое. Думаю, что выставка очень актуальна. Я занималась ею не только потому, что мне хотелось узнать родословную Граббе, князей Волконских или Всеволожских… Известный писатель ХIХ века Сергей Тимофеевич Аксаков говорил: «Я полагаю, что история России, быть может, есть история ее родословий». Если задуматься,  это действительно так. И когда человек приходит на подобную выставку, у него должен сработать интерес. Ведь сейчас все больше людей обращаются к своей родословной, своим корням, нашей истории, отечественной культуре. И это сопереживание, возможно, и является главным ресурсом для развития самих людей, нашего города, региона и страны в целом. То есть, человек начинает чувствовать свою сопричастность к отечественной культуре.  Именно к этому культурному семейному историческому пространству. В конечном итоге он понимает, что у него есть семья,  предки, корни, будут потомки, все они по-своему внесли или внесут вклад в историю нашей страны.

 

Корр.: — Давайте подробнее остановимся на исторических личностях, чьи портреты вновь украсили Атаманский дворец.

Чибисова: — Атаман Михаил Николаевич Граббе и его супруга  Софья Ивановна, в девичестве Всеволожская, жили во дворце с мая 1916 года по  февраль 1917 года. Род Всеволожских очень древний, ведет свое начало от Рюрика.  Его дальний предок Мстислав Смоленский — сын Владимира Мономаха. Поэтому их герб — это герб города Смоленска. Его посетители увидят на фамильном сервизе, такие имелись во всех ветвях рода. Всеволожские породнились с многими известными фамилиями России. Да и сам отец Софьи Ивановны — знаменитый коллекционер, в течение 18 лет был директором императорских театров, а затем при Николае II возглавлял императорский Эрмитаж. Качества знатока живописи Ивана Александровича были признаны и востребованы. В 1909 году после его смерти Софья Ивановна, как единственная дочь,  унаследовала всю живописную коллекцию, которая собиралась несколькими поколениями.

Это семейство  известно своим меценатством, покровительством культуре. Прадед Софьи Ивановны Петр Андреевич Кикин не только прославленный герой Отечественной войны 1812 года, но и один из создателей Общества поощрения художников. Он поддерживал таланты, на его средства они выезжали на учебу за границу. Это Кикину принадлежала идея строительства Храма спасителя. Правда, при его жизни она не была реализована, но Петр Андрееви, говорил, что война была такая великая, а потери такие огромные, что все это должно вылиться в величественный памятник, который останется в века.

Деда Софьи Ивановны Всеволода Андреевича называли петербургским Крезом. Он был очень богат и не жалел денег деньги на театр и художников, выделял большие суммы, также поддерживая их. Трое его детей росли во времена Пушкина, хорошо его знали, а один из них — Никита, дружил с поэтом. Ветви Торсуковых, Волконских, Бекетовых, Репниных вплелись в общую родословную, а это все — известные военные  и государственные деятели России.

 

Корр.: — О чем нам расскажет родословная по линии Михаила Николаевича Граббе?

Чибисова: — В ней тоже немало заслуживающего внимания. Дед Михаила Николаевича, Павел Христофорович родом из города Кексгольма (ныне российский Приозерск), из финских дворян. Он закончил в Санкт-Петербурге пажеский корпус, стал военным и уже с 16 лет участвовал во всех войнах. Проявил себя доблестным, храбрым воином, имел немало наград, в том числе георгиевские знаки. В 1862 году Павел Христофорович был назначен донским атаманом. И что интересно — он  первым поселился в Атаманском дворце после его постройки. А вот 12-й атаман, его родной внук Михаил Николаевич, стал последним из царских генералов, кто  жил в этом дворце.

Дедом по линии матери Александры Федоровны Орловой-Денисовой является настоящий донской казак. Федор Васильевич Орлов-Денисов — сын знаменитого Василия Васильевича Орлова-Денисова, героя войны 1812 года, который был походным атаманом и начальником штаба Войска донского. Был донским атаманом  прапрадед Василий Петрович Орлов. Федор Васильевич Орлов-Денисов был женат на Елизавете Алексеевне Никитиной. Таким образом, прадедом нашего атамана Граббе является еще один граф Алексей Петрович Никитин, знаменитый деятель России, также герой  Отечественной войны 1812 года. Два портрета предков Михаила Николаевича  висят в Галерее Зимнего дворца.

 

Корр.: — Ваш рассказ о выставке  звучит очень заманчиво.

Чибисова: — Да, это так. Потому что экспозиция не только рассказывает об исторических личностях, но и демонстрирует шедевры мирового искусства. Хронологически коллекция охватывает период от второй половины XVIII до начала XX вв.  Все предметы имеют, кроме бесспорной художественной, еще и особую, непреходящую ценность именно для Атаманского дворца, поскольку являются мемориальными. Они были переданы в Донской музей после национализации имущества семьи М.Н. Граббе.

Посетители познакомятся выполненными в разной технике камерными и парадными портретами представителей русских аристократических фамилий XVIII-начала XX веков. Наряду с работами таких хорошо известных русских и иностранных мастеров, как: В.Л. Боровиковский, П.Ф. Соколов, К. Шрейнцер, Р.К. Жуковский, К. Фогель фон Фогельштейн, Л. Гуттенбрунн,  И. Тишбейн, Л. Буальи, А. Молинари, Н. де Куртейлья, Т. Лоуренс, К.М. Иванов, А.П. Соколов, И.К. Макаров, в ее состав вошли произведения и неизвестных русских художников.

Предлагаемая выставка семейных портретов – это весьма увлекательное и познавательное путешествие во времени. Внимательный зритель сможет открыть для себя глубокие пласты, связанные как с историей искусства, так и с семейной историей нескольких русских аристократических родов, чьи ветви переплелись, и чьими потомками оказалась последняя донская атаманская чета.

 Беседовала Виктория Хлебникова.