Сегодня: 23 октября 2019, Среда

Аверс

(лицевая сторона монеты)

Коммунальная арифметика, увы, несколько отличается от обычной. Если в понимании граждан повышение тарифов на 6% представляет собой шестипроцентную разницу между суммой коммунальных платежей января и декабря, то в умах наших «законодателей мод» это совсем не так. Где-то далеко от Новочеркасска было решено, что раз в первом полугодии тарифы не повышались вообще, то во втором полугодии можно поднять их на 12% и тогда, в среднем, получим 6%. Простому человеку сложно понять такую логику, и остается только восхвалять провидение, что «наверху» не решили «привязать» тарифы к месяцам. Их у нас, как заведено, двенадцать, и «в среднем 6%», исходя их высочайшей логики, можно было получить, повысив тарифы на 72%. Впрочем, наш сарказм, к сожалению, не достигнет тех высот, на которых принимают такие решения. Это гораздо выше, чем городские власти и даже власти областные. Скажу лишь, по секрету, что местные власти пошли на самое минимальное повышение из возможного. Поясню. К примеру, электроэнергия. Федеральной службой по тарифам определен для Ростовской области предельный рост тарифов на электроэнергию для населения – от 12,07% до 15,79%. В Новочеркасске она вырастет на 12,07%. То есть – минимально.3,1

Помимо этого существуют программы, ориентированные на сдерживание роста тарифов, но они не видны невооруженному глазу, и этот пробел мы попробуем восполнить в конце нашего повествования. А начнем мы с диалога между представителями СМИ и Администрацией по животрепещущим вопросам повышения тарифов. Диалог, как никогда, актуален, ведь с появлением новых платежек вполне возможно появление социального напряжения, особенно с октября, когда для жильцов многоквартирных домов расходы существенно возрастут, пополнившись квитанциями оплаты за отопление. Итак, насколько дороже станет обходиться новочеркасцам проживание в родном городе?

Средние цифры по всем показателям таковы:

Тепловая энергия выросла на 4,05% (не забываем, что это средняя за два полугодия. Т.е. некий Х/2=4,05. Де-факто, декабрьская квитанция 2013 года, вероятнее всего, будет отличаться от январской того же 2013 года на 4,05х2=8,1%. Тем не менее, средняя цифра даже меньше, чем могла бы быть);

Электроэнергия повысилась на 6% (в среднем);

Холодное водоснабжение — 3,15% (в среднем);

Горячее водоснабжение – 1,7% (в среднем);

Газоснабжение выросло на 7,5% (что дает нам разницу между январской и декабрьской квитанцией в 15%, но, тем не менее, в среднем это всего лишь на 1,5% больше, чем было заявлено ого-го кем).

Несмотря на странные, непонятные расчеты и выводы населения, которые могут быть и ошибочными, Администрация заверяет всех жителей Новочеркасска, что повышения выше 6% (в среднем) не будет и никаких потрясений не предвидится. Чем мотивируется такая уверенность? Приведем несколько примеров разницы сумм коммунальных платежей за среднестатистические квартиры разной площади, что показывает вполне реальную оплату вопреки досужим домыслам:

Индивидуальный жилой дом (типовой), 80 кв.м, со всеми удобствами, оборудованный только счетчиком электроэнергии. Оплата: раньше — 5317 руб., теперь 5960 руб.

Трехкомнатная квартира (типовая), 54 кв.м, со всеми видами благоустройства и установленным счетчиком электроэнергии, с проживающей семьей из 3-х человек. Оплата: раньше — 3781 руб., теперь – 4266 руб.

   Реверс (обратная сторона монеты)

Теперь отбросим «страшилки» и поговорим немного о другом.

Как видим, разница в оплате есть, но критическая ли она? Безусловно, для пенсионеров и семей с низким финансовым достатком пятьсот рублей лишними не бывают. Именно поэтому вопрос от «Частной лавочки» на пресс-конференции мэра звучал приблизительно так: есть ли у Администрации возможность влиять на уровень тарифов и если есть, то какие программы могут быть задействованы для сдерживания уровня тарифов? Как выяснилось, такие программы есть и используются. О чем речь?

В первую очередь, что касается населения, — это адресная помощь (социальные выплаты). Существует несколько основных видов помощи гражданам различных категорий. В частности, предоставление адресных социальных выплат происходит в случае, если суммарные выплаты по жилищно-коммунальным услугам будут превышать 15% от суммарного дохода всех членов семьи. Такие семьи имеют право на компенсации по данным коммунальным платежам. Для оформления компенсации необходимо обращаться в МФЦ (Многофункциональный центр) по месту жительства. Система отработана, и в данный момент уже около 20 тыс. жителей такие компенсации получают. Обо всех необходимых для оформления бумагах расскажут работники Центра. Важно, чтобы на момент оформления бумаг не было задолженности по платежам.

Второй очень важный момент, когда по объективным причинам (о чем мы поговорим ниже) тариф на какую-либо услугу выше предельно разрешенного. К примеру, предельно высокий тариф на водоснабжение в данный момент составляет 40 руб. за куб.м и на водоотведение 35 руб. за куб.м. Если в квитанции на оплату стоит сумма за куб.м больше, чем допустимая, то, не впадая в панику, следует так же обратиться в МФЦ за оформлением бумаг на компенсацию разницы.

Помимо этих мер, при Администрации работает «горячая линия», со звонка в которую стоит начинать любое разбирательство по коммунальным платежам. Если у кого-либо из горожан возникают вопросы или подозрения в завышенной сумме платежей, то, возможно, разговор со специалистом поможет обойтись без долгих разбирательств с поставщиком услуги. Телефоны «горячей линии»: 25-99-36; 25-99-38.

   Гурт (ребро монеты)

А вот теперь наступила пора поговорить о реалиях нашей жизни, о том, как еще сдерживаются тарифы местными органами самоуправления, из чего они (тарифы) складываются и что случится, если, время от времени, тарифы не будут повышаться. Пора понять, что мы уже двадцать лет не строим светлое будущее для всех и каждого, и освещенность нашего будущего зависит лишь от того, сколько мы будем готовы заплатить за этот самый свет. Начнем с нехитрых и абсолютно не секретных цифр, озвученных на коллегии Администрации по подготовке к зиме, которая прошла сразу за пресс-конференцией по тарифам.

На данный момент (возьмем лишь то, что нас интересует) «тепловыми» организациями подготовлено уже больше половины трубопроводов, т.е. 106,7 км из 200,4 км, заменено и отремонтировано ветхих сетей 3,48 км. Водоканалом подготовлено 115,4 км сетей из 420,77 км, заменено и отремонтировано ветхих сетей 1,4 км. На первый взгляд все выглядит довольно сносно, особенно у тепловиков.

А теперь открою, надеюсь, не страшную тайну, которая, собственно, и не секрет для тех, кто занимается строительством, эксплуатацией и заменой трубопроводов. Срок службы стальной трубы, из которой состоит подавляющее количество городских трубопроводов, составляет от 5 до 15 лет. С какой скоростью они (трубы) ветшают? Какие объемы трубопроводов в год нужно менять, чтобы избежать массовости аварий? Ответ прост: даже если исключить брак, блуждающие токи и иные источники активной коррозии, то нужно менять в год не менее 6,7% всех трубопроводов, чтобы количество ветхих сетей не увеличивалось. Ни 3,48 км из 200, 4 км у теплоснабжающих предприятий, ни 1,4 км из 420,77 км у водоснабжающей организации на расчетные 6,7% не тянут, даже если учесть, что довольно большая часть сетей уже из пластмассы.  Почему? Из-за отсутствия финансов. Уже сейчас реальный размер необходимого финансирования для ТС и газовиков подразумевает повышение тарифа на 20% как минимум! И тут «на сцену» выходят те программы субсидирования, о которых население не знает. Это субсидирование предприятий ЖКХ в размерах, позволяющих сдержать тариф на уровне цифр, указанных выше.

Таким образом, мы приходим к неутешительному выводу, что тарифы, конечно, бьют по карману, но и недостаточные платежи (в том числе и из-за задолженности части населения) вполне могут привести к той ситуации, которую уже переживают некоторые другие регионы страны. Как видим, палка о двух концах.

Из чего складываются тарифы? Могут ли сами горожане повлиять на уровень своих выплат? Давайте теперь рассмотрим и данный вопрос.

Сама сумма, необходимая для обслуживания той или иной сферы ЖКХ, складывается из нескольких составляющих. Это: расходы на ремонт и эксплуатацию оборудования и транспортных магистралей, объемы потребления услуги по приборам учета, норматив потребления при отсутствии приборов учета, уровень оплаты услуг населением. Последний пункт говорит о том, что, чем больше задолжников, тем быстрее вступит в силу новый тариф и тем выше он будет. Надеюсь, в особых доказательствах этот вывод не нуждается.

Что ж, мы живем в мире, в котором за все надо платить, однако не забывайте, что платить следует разумно. Нормативы потребления услуг почти всегда выше, чем по прибору учета — значит необходимо ставить приборы учета. Задолженности по оплате услуг ЖКХ ведут к внеплановому увеличению тарифа – значит необходимо перестать быть задолжниками. Повышенные расходы на ремонт сетей также ведут к увеличению тарифа – не проходите мимо трубы, из которой хлещет струя воды, позвоните в соответствующие службы, не дожидаясь, пока аварийным станет целый участок трубопровода. И уж, естественно, если услуги ЖКХ «съедают» достаточно большую часть суммарного дохода семьи – не откладываете звонок по «горячей линии» и поход в МФЦ в «долгий ящик».

   Опушка (кант обрамления монеты)

А теперь позволю себе некоторую смелость предложить еще пару решений, которые, если и не уменьшат тарифы, то, по крайней мере, упорядочат предоставление услуг. Речь пойдет о зыбком положении, в котором находятся управляющие компании, а соответственно и жители. На данный момент поставщик услуги, который и получает оплату с населения, «де-факто» ее не предоставляет. Поясню: сети поставщика услуги идут до определенной границы, потом, в более чем четырех тысячах случаев, «услуга» идет по бесхозяйным сетям, а затем по сетям, обслуживаемым УК. Таким образом, получается, что «управляйка» должна внести в свой тариф для жильцов оплату за эксплуатацию сети, за которую уже получает денежку поставщик. Кроме этого и поставщик, и жители  теряют свои деньги при непредоставлении услуги по причине аварийных ситуаций на сетях, «де-юре», бесхозяйных. Таких случаев по городу достаточно много, особенно в сфере холодного водоснабжения. В этой же сфере специалисты КУМИ нашли больше всего бесхозяйных сетей. Работа по их паспортизации и постановке на баланс ведется, как мы уже писали в прошлом номере, но это процесс длительный и трудоемкий. Может быть, стоит вернуться к довольно стройной системе ответственности, когда предприятие-поставщик отвечает за весь объем предоставления услуги (в случае водоканала — от насосной станции до водоразборного крана или, хотя бы, внутриквартирного счетчика), а УК обслуживают транспортировочные сети по договору с ним, а не с жильцами, которые уже платят за услугу «напрямую»? Это позволит не только полностью избавится от бесхозяйных сетей, но и выстроить достаточно простую схему зоны ответственности предприятий коммунального хозяйства, в которой жилец станет именно потребителем услуги, а не вечным ходоком по всем инстанциям в поисках оплаченного, но недополученного комфорта.

Если все коммуникации города являются его собственностью, а поставщикам коммунальных услуг даны лишь в пользование на договорной основе, то не изменит ли положение вещей в лучшую сторону пересмотр условий данных договоров?

   Виктор Жженов.

   P.S. В основу статьи легли факты, приведенные на пресс-конференции мэра города В.В. Киргинцева, посвященной повышению тарифов на жилищно-комунальные услуги.

Комментарии (0)

Добавить комментарий