Сегодня:

В структуре донского казачьего реестра – большие подвижки: бессменно атаманивший дюжину лет подряд  кавалер двух государственных (а также нескольких церковных и множества общественных) наград, казачий генерал В.П. Водолацкий передал имевшиеся у него знаки атаманской власти  (пернач и насеку) своему преемнику – заместителю губернатора Ростовской области В.Г. Гончарову. Произошло это, без преувеличения, эпохальное событие на XIX Большом войсковом Круге реестрового Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (ВКО «ВВД»), проходившем в субботу, 8 июня 2013 года, в Новочеркасске – в Донском театре драмы и комедии (казачьем драматическом) имени В.Ф. Комиссаржевской.

***

Событие это было ожидаемым. Но произошло оно всё равно несколько неожиданно. Ведь дата проведения уже давно планировавшегося отчётно-перевыборного Большой войскового Круга реестровых донцов несколько раз переносилась, всё больше и больше отдаляясь от первоначально намеченного срока его проведения. Дело в том, что до недавних пор срок пребывания атаманов всех Войсковых казачьих обществ на их выборных должностях ограничивался тремя годами. Но курирующее все Войсковые казачьи общества Министерство регионального развития недавно заложило в Уставы всех ВКО новые сроки пребывания войсковых  атаманов на своих должностях, определив их в 5 лет. Поэтому В.П. Водолацкому, уже настроившемуся на передачу атаманских полномочий своему преемнику, было предложено пребывать на должности атамана ВКО «ВВД» ещё 2 года.

новый атаман В.Г. Гончаров (слева) и старый - В.П. Водолацкий

новый атаман В.Г. Гончаров (слева) и старый — В.П. Водолацкий

По какой-то причине это предложение не совпало с желанием атамана Водолацкого, и он стал отстаивать своё право на уход с атаманского поста после истечения трёхлетнего срока пребывания на нём. Даже преемника себе наметил (таковым он видел директора департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений Ростовской области И.В. Казарезова). Но казаки 5-ти казачьих округов ВКО «ВВД» (а именно – Черкасского, Ростовского, Таганрогского, Восточного и Верхнедонского) восприняли намеченного В.П. Водолацким преемника без восторга и выдвинули на пост атамана ВКО «ВВД» альтернативную кандидатуру – атамана Черкасского округа Ивана Александровича Капустина из города Аксай.

Но тут в ход предвыборного процесса вмешалось руководство администрации Ростовской области. Областное руководство не устроили ни кандидат областного уровня И.В. Казарезов; ни, тем более, кандидат районного уровня И.А. Капустин.  На казачьем реестровом горизонте замаячила фигура с верхнего этажа областной власти. А именно: фигура заместителя губернатора Ростовской области по кадровым вопросам В.Г. Гончарова. И это было вполне объяснимо: В.П. Водолацкий занял пост атамана ВКО «ВВД», будучи заместителем главы администрации  Ростовской области В.Ф. Чуба; а В.Г. Гончаров должен был занять этот пост, будучи заместителем губернатора В.Ю. Голубева.

делегаты Круга.

делегаты Круга.

Виктор Георгиевич Гончаров – уроженец города Константиновска (в прошлом – станица Константиновская, административный центр 1-го Донского округа). Родился 4 февраля 1961 года в рабочей семье. Он — выпускник Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, который окончил в 1983 году по специальности «Механизация гидромелиоративных работ». До армии работал механиком, а с 1985 года занимал инженерно-технические и руководящие должности на предприятиях Константиновского, Мартыновского и Усть-Донецкого районов Ростовской области. В 2001–2007 годах параллельно преподавал в Московском университете МСХА имени Тимирязева. Назначение на должность заместителя губернатора Ростовской области В.Г. Гончаров получил в июне 2010 года. В донском правительстве он курирует кадры, местное самоуправление, проведение административной реформы, а также отвечает за взаимодействие с политическими партиями и  общественными организациями, за формирование межнациональных отношений и информационной политики.

Хотя из заявленных 450-ти делегатов с правом решающего голоса на Большой войсковой Круг прибыли 439 делегатов, мест для всех не хватило, так как в зале присутствовало немало гостей. Среди таковых был и мэр Новочеркасска, и должностные лица из областного центра, и представители духовенства… В.В. Киргинцев сидел рядом с В.Г. Гончаровым, который до поры до времени не покидал своё место в зале. Необеспеченные местами лица кое-как расселись на расставленные дополнительные скамьи, после чего объявили о начале работы Круга. Распахнулись боковые двери, и в зрительный зал вошёл В.П. Водолацкий с атаманскими клейнодами в руках: с перначом и насекой.

Пройдя по алой ковровой дорожке к центральному проходу, делящему зрительный зал пополам, реестровый атаман по-казачьи приветствовал делегатов, а зал дружно ответствовал ему. Заняв место в президиуме, пока ещё действующий атаман пригласил за стол главу Законодательного  собрания Ростовской области В.Е.  Дерябкина, директора казачьего департамента обладминистрации И.В. Казарезова, а также представителей Астраханской и Волгоградской областей, Украины и Осетии, полпредства президента России и Минрегионразвития. Духовник ВКО «ВВД» отец Сергий передал казакам благословение донского митрополита Меркурия, а казаки поднялись и сотворили молитву. После чего были исполнены гимны России и национально-территориального образования «Всевеликое войско Донское». Затем состоялся  вынос войсковых регалий — знамени, флага и  хоругви — на театральную сцену.

После этого с возвышенной  речью выступил председатель Законодательного собрания В.Е.  Дерябкин. В ней он не только сообщил о том, что стабильность в донском регионе — заслуга казаков, но и заявил, что единство и согласие казаков являлись мощной силой, которая «скрепляла нашу Родину, приводила к достижению блестящих ратных побед и способствовала благополучию, достатку, сытной и счастливой жизни не только в станицах и юртах, но и во всей стране в целом». На эти слова казаки ответствовали традиционным «Любо!». После чего последовали череда приветствий от гостей Дона, их славословия и вручения очередных наград уходящему в отставку донскому реестровому атаману.

Держа слово от совета стариков, представитель Калмыцкого округа ВКО «ВВД» без обиняков заявил: «Сегодня мы будем выбирать нового атамана — Виктора Гончарова». По театральному залу прокатился смех, какого удостоивается редкая сцена из комедийного спектакля. А пока ещё действующий атаман Водолацкий выразился в том смысле, что «дедушка старый – ему всё равно». Свою же почти часовую речь В.П. Водолацкий стал произносить уже после полудня. В ней он отметил, что Большой круг ВКО «ВВД» был собран не только для выбора нового атамана, но и для подведения итогов и оценки проделанной им работы, для намётки планов на будущее. После чего было предложено голосовать за досрочное прекращение полномочий атамана Водолацкого. И хотя уход атамана был не принудительным, а добровольным, нашлись и те, кого такой оборот дела не устраивал. Хотя они и кричали «Нелюбо!», но как-то повлиять на ход дела уже не могли: 325 казачьих голосов из 439 возможных были отданы за отставку атамана Водолацкого. Простившись со знаменем и оставив клейноды, экс-атаман освободил место за столом  президиума, сошёл со сцены и занял место в зале среди делегатов Круга.

Тут раздались звуки фанфар, и в зал вошёл губернатор нашей области В.Ю. Голубев. Пока он занимал место в президиуме, микрофоном завладел представитель входящего в состав ВКО «ВВД» Астраханского казачьего округа. Он-то и предложил во всеуслышание на атаманский пост кандидатуру И.В. Казарезова. И поставил вопрос на голосование. Сторонники Казарезова с готовностью вскинули вверх руки с мандатами. Но некоторые из его противников и колеблющихся стали вопрошать, кто ещё из кандидатов на атаманский пост будет сегодня выдвинут. Однако  вместо ответа должностные лица ненавязчиво, но целенаправленно, оттёрли от микрофона казака-астраханца и предоставили слово губернатору Голубеву.

Как только губернатор завершил свою речь, со своего места поднялся представитель Совета стариков ВКО «ВВД» и выдвинул на вакантный пост атамана кандидатуру заместителя губернатора Ростовской области В.Г. Гончарова. О том, что на этот пост уже была выдвинута кандидатура И.В. Казарезова, постарались «забыть». Но в наши дни выборы безальтернативными быть не могут! Поэтому положение спасли казаки Волжского округа ВКО «ВВД» из Волгограда, выдвинув в качестве второго кандидата своего атамана С.А. Платонова. Казалось бы, кто-то из атаманов либо из казаков тех пяти донских округов, в которых за несколько месяцев до этого дружно поддерживали кандидатуру И.А. Капустина, тоже должен был сделать подобное. Но никто ничего подобного так и не сделал!  Не стал самовыдвигаться и сам Иван Капустин. А ведь буквально за неделю до Круга он во всеуслышание заявлял, что будет выдвигаться кандидатом на пост атамана ВКО «ВВД» в любом случае. А информация об этом даже появилась в СМИ!

Но теперь Капустин молчал. Молчали и некогда желавшие видеть его атаманом ВКО «ВВД» атаманы пяти округов. В чём было дело, никто толком не знал. Но многие догадывались, что с этим кандидатом в атаманы была проведена соответствующая работа.

А он, в свою очередь, провёл подобную работу с окружными атаманами.  И все их атаманские амбиции тут же исчезли: ушли, как вода в песок. Поняли, видно, что плетью обуха не перешибёшь, и «легли на дно» – под обладминистрацию.  Так чего ж тогда было воду мутить и смущать доверившихся им казаков? Нет на то ответа…

А казаки в зале делились друг с другом информацией о том, что заранее знали, кто на этот раз станет атаманом. Одни из них утверждали, что голосовали бы за Капустина; другие говорили, что проголосовали бы и за Казарезова… При условии, что их кандидатуры были бы выдвинуты официально. Но – не сложилось! Поэтому со сцены через микрофон к находившимся в зале казакам-депутатам обратились лишь 2 кандидата в атаманы ВКО «ВВД». Так как подавляющее большинство казачьих депутатов об окружном атамане Платонове абсолютно ничего не знали, он начал выступление со своей биографии.

А вот кандидат в атаманы Гончаров изложил казакам тезисы своей вицеатаманской программы. Но казакам, находившимся в душном зале без перерыва уже пятый час, было уже не до этого: все ждали момента начала голосования как манны небесной, чтобы получить облегчение не только моральное, но и физическое.

И вот настал момент голосования. Набрав 314 голосов из 439 возможных, победителем стал ставленник обладминистрации. Его соперник получил 82 голоса. И здесь интересно отметить такой факт: против победившего кандидата было отдано 34 голоса. Зная это, можно легко определить, что воздержался от голосования за В.Г. Гончарова  439 – (314 + 34) = 91 делегат. То есть в совокупности с отдавшими голос за С.А. Платонова не поддержали В.Г. Гончарова  91 + 82 = 173 делегата, или 2/5 от всех присутствовавших.

Взяв под руки В.Г. Гончарова, официально объявленного атаманом Войскового казачьего общества,  несколько казаков повели его хоть и на символическую, но всё же экзекуцию. По сочинённому питерцем Борисом Алмазовым на заре казачьего возрождения сценарию, впервые «обкатанном» на атамане первого в СССР Союза казаков Александре Мартынове, якобы в соответствии со старинной традицией новоизбранному атаману полагается наносить 3 удара нагайкой по спине. Для чего последний должен обнажить спину и послушно подставить её экзекутору. Всё это и было проделано на потребу собравшейся в зале публике в большинстве своем из числа членов муниципальных казачьих дружин, из среды которых неслись крики «Рубаху сымай!», «Спину подставляй!» и им подобные.

«Сымать» рубаху, под которой якобы в обязательном порядке должен находиться православный крест, новоизбранный  атаман не стал. Но наличие креста продемонстрировал и поясницу для ударов оголил. Видеть подобное автору этих строк приходилось и раньше. И при этом каждый раз думалось: «Есть ли у этих людей чувство собственного достоинства? А если есть, то почему они соглашаются  проходить через это? Лишь для того, чтобы получить ощущение призрачной власти над себе подобными людьми?».  Да завтра же любой из присутствующих здесь любителей аналогичных зрелищ, не получив от тебя ничего не значащего общественного чинка, орденка, реальной  должности и желаемого денежного вознаграждения, развернётся и уйдёт к другому «батьке» с реальным «золотым запасом».

Разве можно себе представить, чтобы генералы Каледин либо Краснов после избрания их  фактически председателями якобы войсковых обществ, а не реальными атаманами реального казачьего войска — со всей полнотой исполнительной власти — на потеху публике гнули перед нею свою спину, оголяли оную и подставляли её под плеть? Можно ли себе представить, чтобы казачьи офицеры не только в зале заседаний, но и за столами в буфете сидели  в фуражках? Конечно же – нет! А вот в среде самозваных казаков мы это встречаем сплошь и рядом (правда, уже не в столь массовом порядке, как прежде).

Но вернёмся в театр, где новоизбранный атаман Войскового казачьего общества получил сданные его предшественником знаки атаманской власти – пернач и насеку. Виновник торжества пригласил всех при этом присутствовавших проехать в пойму Тузлова, где на праздник Покрова проводятся скачки, а в этот раз были накрыты столы (как сообщалось в хрониках ещё платовских времён, «с выпивкой и заедкой»). Здесь же, у белых пластиковых шатров на фоне дымящих труб электродного завода, слух хозяев и гостей услаждали песенники казачьего хора, доставленного сюда аж из Дворца культуры ростовских комбайностроителей. Невольно подумалось: «А если бы что-то не сложилось и избран был бы другой кандидат в атаманы, то были бы сюда приглашены голосовавшие за него делегаты? И за чей счёт был бы в таком случае банкет?».

Но победил в выборах тот, кто (по задумке областной власти) и должен был победить. И было теперь почти так же, как поётся в старой песне, некогда исполнявшейся Филиппом Киркоровым:

Тузлов-река,  Аксай-река…

Гуляй, казак! Гуляй пока!

 Пётр Белов.