Сегодня:

Эта история произошла накануне Международного женского дня. Рассказал её мне сам «потерпевший», а с точки зрения предприятия торговли — виновник. Выбирая вино к праздничному столу в одном из магазинов самообслуживания, покупатель случайно задел соседнюю бутылку на стеллаже, она сдвинула другую, та упала с полки и с грохотом разбилась. На шум прибежала девушка-продавец.
— Да… — с осуждением протянула она. — Ну, вы, мужчина, попали. Вино это дорогое, видите, почти две тысячи стоит.
— Но я ведь не нарочно. У вас полки вон как заставлены. Я другую бутылку хотел взять.
— Ну, что ж теперь делать? — покачала девушка головой. — Придётся платить.
— Я случайно разбил ваше вино. Бутылка сама упала.
— Но ведь если бы вы её не толкнули, она не упала бы?
— Я не толкал. У вас товар на стеллаже тесно очень стоит. Одну бутылку берешь, другая падает.
В конфликт включилась другая сотрудница магазина, менеджер торгового зала. Позвали охранника. Покупатель чувствовал себя уже преступником, вандалом и хулиганом. Взял и нахально грохнул дорогое вино!
— Вам придётся оплатить бутылку, иначе мы вызовем милицию, и на вас будет составлен протокол за хулиганство в общественном месте и за причинение ущерба магазину. Да вы, наверно, ещё и выпили? — «наезжали» работники магазина на неосторожного покупателя. — Мы что, сами должны за вас платить? Вы знаете, какая у нас низкая зарплата? А если мы ещё за бой начнём платить, то и вообще получать будет нечего. Давайте, пройдите лучше по-хорошему на кассу и оплатите разбитую бутылку.
— Вызывайте милицию, если хотите. Вокруг полно свидетелей, да и запись у вас должна быть с камер наблюдения. Можно посмотреть, хулиганил я или нет. А я ещё в суд подам на вашу сеть, за моральный ущерб потребую компенсацию. Я не умышленно разбил ваше вино, — держал оборону «вандал».
Дело в том, что мой знакомый уже однажды попадал в похожую ситуацию. Однажды он в подобном магазине взял с полки банку маринованных огурцов, крышка осталась в руках, а сама банка упала на пол. Видимо, крышка была не плотно завинчена, а может быть, кто-то эту банку уже открывал. Всякое бывает. В тот раз, устыдившись своей неловкости, мой знакомый заплатил за разбитую банку, но позже проконсультировался у юриста. Юрист объяснил, что по закону человек обязан оплатить испорченный товар, если будет доказано, что товар был им испорчен умышленно. Риск порчи товара возлагается на магазин, и в торговую наценку эти издержки заложены. Поэтому никто не вправе требовать от покупателя оплатить или приобрести товар против его воли.
В Гражданском кодексе на этот счёт сказано: Ст. 211 «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (в данном случае — магазин), если иное не предусмотрено законом или договором». Если бы покупатель умышленно нанёс ущерб магазину, тогда дело другое. Но умысел необходимо ещё доказать. Ст. 1064 ГК РФ: «2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине». Ст. 459 ГК РФ гласит: «1. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя лишь с момента, когда, в соответствии с законом или договором, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Пока товар не оплачен, он является собственностью магазина, и если покупатель не произвел расчет с продавцом, то продавец не вправе требовать оплату товара.
Урок с разбитой банкой огурцов моим знакомым был усвоен твёрдо. Поэтому все угрозы работников универсама он проигнорировал: «Вы меня извините за неловкость, но своё дорогое вино ставьте так, чтобы оно само не падало с полок. Платить за бутылку я не буду. Свои права я знаю».
— Тогда больше в наш магазин не ходите, раз вы такой умный! — сказали ему продавцы.
Будет ли он и дальше ходить в этот магазин, я не знаю. Но то, что он не позволит ввести себя в заблуждение не совсем честным работникам торговли, в этом я уверен твёрдо. Чего и вам, уважаемые ученики «Школы покупателя», желаю от души. А ещё спешу сообщить, что наш традиционный, ежегодный конкурс «На защите своих прав» на знание положений «Закона о защите прав потребителей», который мы обычно в содружестве с Управлением торговли проводили в феврале — марте, состоится чуть позже, скорее всего, в начале апреля. Так что все, кто хотел бы проверить свои знания, да ещё и выиграть призы за лучшие ответы, следите за нашими публикациями.

Материал подготовлен при содействии юриста общественной приёмной по защите прав потребителей.