Сегодня:

Когда 11 февраля в Москве на своё очередное заседание собрался Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, в свет вышел очередной выпуск «Российской газеты» № 28 (5107), в котором были опубликованы сразу 4 президентских Указа, касающиеся жизнедеятельности Войсковых казачьих обществ (ВКО). Как известно, войсковыми называются казачьи организации, внесённые в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, которые по этой причине именуют реестровыми. Указы президента имели следующие названия: 1. «Об учреждении гербов и знамён войсковых казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»; 2. «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»; 3. «О чинах членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»; 4. «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
Произошло это значимое для реестровых казаков событие почти через 12 лет после подписания ещё первым Президентом всех россиян аналогичного документа — Указа с названием «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Но что интересно: и в апреле 1998 года, и в феврале года 2010 горячие головы из числа казаков реестровых восприняли названные Указы как сигналы к началу «охоты на ведьм». То есть как начало гонений на так называемых общественных казаков (в большинстве своём — казаков потомственных), казачьи общества которых зарегистрированы в установленном законом порядке, но в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации не внесены. Потому, что никаких обязательств по несению государственной и иной службы члены этих обществ на себя не брали.
Такое мнение возникло у реестровых казаков оттого, что встретили они в Указе от 9 февраля 2010 года № 169 такие слова: «… чины и знаки различия по чинам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными чинам и знакам различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской федерации, а также сходными с ними до степени смешения». В переводе с канцелярского языка на язык общедоступный эта фраза информирует нас о том, что нереестровые казаки не должны иметь казачьих чинов и носить соответствующие этим чинам погоны, аналогичных чинам и погонам казаков реестровых. Но после выселения из здания бывшего станичного правления станицы Новочеркасской, находящегося на улице Московской, 70, Международного Союза общественных организаций «Всевеликое войско Донское» (МСОО «ВВД») в столице казачьего Дона людей в шароварах с лампасами и с погонами серебристого галуна на плечах практически не наблюдается. Поэтому-то и появилось предложение отыскивать таковых в местах весьма отдалённых — в центральных регионах России, где создано не включённое в госреестр Центральное казачье войско (ЦКВ), казаки которого носят форменную одежду, схожую по расцветке с обмундированием донских казаков.
Становится ясно, что за последнее десятилетие подросло поколение, не помнящее того периода, когда 12 лет назад, после выхода аналогичного Указа в апреле 1998 года, раздавались аналогичные призывы. И это вместо того, чтобы в первую очередь навести элементарный порядок в своих собственных рядах. Ибо за 12 лет, прошедшие со времени издания предыдущего аналогичного Указа, не устранён разнобой даже в расцветке форменного обмундирования, а не то, что в его фасонах. Так, например, до сих пор в дни проведения казачьих мероприятий в Новочеркасске можно встретить людей, рядящихся в белые одежды — в кители и гимнастёрки, от которых наши предки отказались сразу же после окончания русско-японской войны. Наличие исторической памяти — это само по себе неплохо. Но не в противовес же президентским указам!
В аналогичном президентском Указе 1998 года, когда в российской армии ещё имелся институт прапорщиков и мичманов, в казачьи чины были искусственно внедрены два никогда исторически не существовавших чина младшего и старшего вахмистра. И вот в наши дни, когда в армии этого института более не существует, среди казачьих чинов по-прежнему остаются чины младшего и старшего вахмистров. В результате, чтобы пройти путь от рядового казака до казачьего полковника, требуется выслуга лет большая, чем в вооружённых силах.
А вот чтобы нести якобы государственную службу, казака обязуют иметь форменной одежды больше, чем положено, например, военнослужащему-контрактнику, заключившему контракт не более, чем на 2 года. В Указе, правда, оговаривается, что изготовление предметов формы одежды и знаков различия «осуществляется за счёт средств соответствующих казачьих обществ и их членов», но на практике это означает, что всё обмундирование казаку придётся «справлять» за свой собственный счёт. Конечно, что-то можно было бы использовать из бывшего обмундирования. Но на сей раз введены и такие предметы обмундирования и снаряжения, которых прежде не было. А вот часть прежде имевшихся предметов обмундирования была отменена. Не стало, например, защитных кителей и серых бекеш. Зато появились куртки демисезонные и кители синего цвета, а также голубые рубашки и синие галстуки к ним.
Где же взять современному казаку средств для обзаведения всем этим форменным обмундированием? В дореволюционную пору казаку ещё при его рождении выделялся земельный пай порядка 20-ти десятин, который он если не мог обработать по какой-то причине сам, то мог сдать в аренду, а на полученные от аренды деньги приобрести себе «справу» для несения государевой службы. Но нынче ни о каких земельных паях и речи нет. Зато идёт речь о расцветке петлиц на форменные пальто казаков и их демисезонные куртки. Ну как тут не вспомнить казачью присказку вековой давности, когда казакам всех донских казачьих полков Высочайше (то есть самим императором) были пожалованы белевые петлицы на воротники и обшлага их мундиров. «Мы ждали землицы, а нам дали петлицы!» — грустно шутили по этому поводу казаки.
Введённое Указом № 270 «Удостоверение казака» тоже денег стоит. А ведь у всех членов Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (ВКО «ВВД») аналогичное удостоверение давно уже имеется. Но выдававшееся ранее удостоверение чем-то отлично от новоутверждённого, и потому в течение ближайших 2-х лет его необходимо заменить новым. Замене на новые подлежат и войсковые знамёна, которых за 2 десятилетия вялотекущего казачьего возрождения было сшито немало. Теперь же Указом № 168 введены знамёна единого образца. Отличаются они друг от друга только наличием на одной из сторон полотнища герба того либо иного Войскового казачьего общества, разработанного государственной геральдической службой и утверждённого тем же Указом, что и знамя. На другой же стороне полотнища всех войсковых знамён находится изображение государственного герба Российской Федерации — двуглавого орла золотистого цвета с расположенной над ним надписью «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА».
Во времена оные новые полотнища воинских знамён жаловались войсковым частям и соединениям также Высочайше — после каждого восшествия на престол очередного императора. А в расположении части проводилась торжественная церемония прибивки этих полотнищ к древкам. Теперь же их никто не жалует. Так что изготовление войсковых знамён, как вы уже, наверное, догадались, предлагается осуществить за счёт средств войсковых казачьих обществ. Участь же прежних войсковых знамён никакими регламентирующими документами не оговаривается. Поэтому их судьбу будут решать их нынешние владельцы на месте дислокации их казачьих обществ. Под шелест до срока увядших «самиздатовских» казачьих знамён, служивших им ещё с дореестровых времён.