Сегодня:

«Строили-строили, наконец, построили. Ура!» — ликовал герой старого советского мультика. ЮРГТУ (НПИ) надлежало ликовать по поводу возведения и оснащения модульного программно-технического комплекса учебно-библиотечного комплекса вуза. Но вместо этого комиссия писала «служебку», скрупулезно подсчитывая безобразия, а Федеральная антимонопольная служба составляла акт о нарушениях Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Но расскажем историю сначала.
Год назад, весной 2008-го, ЮРГТУ объявил конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ, целью которых являлась разработка и создание модульного программно-технического комплекса, обеспечивающего функционирование мультимедийных аудиторий и лабораторий, реализующих современные инновационные образовательные технологии, дистанционный доступ к образовательно-информационным ресурсам посредством сети Интернет. Проще говоря: высококвалифицированные специалисты должны были создать много разной умной техники, чтобы учить на ней «продвинутых» студентов. При этом организаторы конкурса напортачили с самого начала: поставщика этой самой электронно-вычислительной техники надлежало определять не путем конкурса, а только на аукционе. На это нарушение законодательства указало Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. И оно, нарушение, было не одно.
На конкурс была подана одна единственная заявка: о своем участии заявило ООО «Центр тренажеростроения и подготовки персонала». У Центра был единственный учредитель (он же генеральный директор) В.Е. Шукшунов. Этот же самый г-н Шукшунов являлся в то самое время Президентом ЮРГТУ, то есть работником заказчика. А Закон «О защите конкуренции» прямо запрещал участие работников заказчика в торгах и конкурсах!
Понятно, что сам у себя Валентин Ефимович выиграл. А бывший ректор Л.С. Лунин со товарищи ему подыграли. И заключили они контракт: левая рука вуза с правой. Формально же контракт на сумму 7,9 млн рублей подписали: от ЮРГТУ (где Шукшунов – президент) проректор по образованию А.И. Ткачев, от Центра тренажеростроения (где Шукшунов – хозяин и гендиректор) – зам. гендиректора С.И. Потоцкий. Стороны пожали друг другу руки, в которые посыпались бюджетные миллионы.
И пошло дело.
8 мая 2008 года был заключен контракт, а уже 3 июня подписано дополнительное соглашение, 8 июня – еще одно. Все дальше и дальше переносились сроки сдачи работ. Как морковь в огороде, росла цена: 7,9 млн – 8,63 млн – 9,5 млн…
Члены комиссии ЮРГТУ (НПИ), проверявшие недавно, в марте-апреле, исполнение госконтракта, схватились за головы: анализ обоснования цены демонстрировал им, что материалы, оборудование и работы подгонялись под требуемые суммы и не являлись корректными и реальными, то есть были фиктивными в большей своей части. Стоимость некоторого оборудования завышалась в два раза по отношению к действующим рыночным ценам. Неведомые «элементы металлоконструкций кабельных каналов в количестве 1 штуки на сумму 0,643 млн рублей» в реальности стоили не более двухсот тысяч.
Отсутствовали сметы на работы по монтажу и пусконаладке оборудования, выполненные, как положено: в соответствии с нормативными документами. Расчет был приведен на основании «сложившейся в ООО «Центр тренажеростроения и подготовки персонала среднемесячной зарплате в 15,5 тыс. рублей» и необходимого количества человеко-месяцев для исполнения работ по контракту.
Комиссию удивил факт закупки исполнителем 120 терминальных устройств «самодельного производства»: их функционал мог быть реализован серийными устройствами стоимостью … в 10 раз меньше! При этом на «самоделку» отсутствовали сертификаты безопасности, не были выполнены требования технического задания на обязательность вандалозащищенного исполнения этих устройств.
В служебной записке, написанной на имя и.о. ректора о вскрытых фактах нарушений, содержится даже такой вывод: утвержденное техническое задание на заключение госконтракта имеет признаки либо недостаточной квалификации и компетентности составителей либо сознательного технического мошенничества с целью присвоения государственных денежных средств. При этом техзадание корректировалось по ходу исполнения контракта (без оформления должным образом), что прямым образом могло влиять на стоимость закупаемого оборудования, монтажных и пусконаладочных работ, что также свидетельствует о серьезных финансовых нарушениях, сделанных заказчиком и исполнителем.
Вообще во всей этой истории, мне кажется, явствует откровенный мухлеж. Поэтапно подписывались акты выполненных работ, при этом из анализа документов ясно, что не все оборудование и материалы закуплены и поставлены, а работы – выполнены. В одном из протоколов можно вычитать, что 5 стоек только изготавливаются, а оборудование дозакупается, а в акте написано: все выполнено и подлежит оплате…
«Необходимо проведение более глубокого технического и финансового расследования с привлечением компетентных органов государственной власти», — делает вывод заместитель председателя приемочной комиссии, директор Ростовского филиала ЮРГТУ (НПИ) В.В. Садовов.
Вообще о приемке того, что наваяли «создатели космических тренажеров» — сотрудники возглавляемого В.Е. Шукшуновым Центра, хочется сказать особо.
В марте-апреле этого года комиссия под председательством проректора по образовательной деятельности ЮРГТУ Л.И. Щербаковой в составе начальников ряда вузовских подразделений, доцентов кафедр («технарей» — остепененных и опытных) провела приемочные испытания модульного программно-технического комплекса учебно-библиотечного комплекса вуза. Акт этой комиссии – не скажем, какими путями — попал в руки журналистов «ЧЛ», и мы руками просто развели!
Нужно признать: кое-что там все же работает и соответствует требованиям технического задания. И слава богу – значит студентов все-таки можно будет учить в УБК. Но не везде.
К примеру, проверка проводилась в аудитории № 305. Здесь присутствовало 35 человек, каждый из которых имел 2 карточки и регистрировался на двух ПРИУ. Регистрацию прошли только 15 человек. «Тест пользователя» не загрузился ни на одном ПРИУ.
Вот записи результатов проверок:
«Регистрация пользователя произошла после 10 попыток. «Тест пользователя» не загрузился. Повторная регистрация была невозможна».
«ПРИУ не работает».
«… При запуске «Теста пользователя» закрылось окно браузера».
«Регистрация пользователя произошла после 11 попыток».
«ПРИУ не работает».
«Регистрация невозможна».
«Регистрация пользователя произошла после 8 попытки».
«При регистрации ПРИУ отключился».
«… не работает…»
«… не работает…»
«… не возможна…»
И таких записей несколько страниц.
А в аудитории № 101 другая беда:
«При запуске теста пользователя (после 7 попыток – «ЧЛ») удалось ответить на 1 вопрос, после чего произошел сбой программы».
В другом случае сбой программы произошел после запуска «Теста пользователя» (с 10-й попытки) и ответов на 3 вопроса. В третьем «не удалось ответить ни на один вопрос».
Лучше ситуация в аудиториях №№ 203 и 205, но «попыток» и «сбоев» тоже достаточно.
Словом, комиссия установила несоответствие полному объему требований технического задания при испытаниях модульного программно-технического комплекса. Теперь будет назван срок их устранения. Придется, видимо, Центру тренажеростроения спуститься с небес на землю, заняться доделками и переделками. А космонавты, о дружбе с которыми так много говорит В.Е. Шукшунов, подождут. Им же, космонавтам, спокойней: а вдруг там, на орбите, натворит Валентин Ефимович со своими коллегами подобных успехов? Придется покорителям космоса самим гайки докручивать – не всякого исполнителя космическим кораблем в командировку отправишь…