Сегодня: 20 апреля 1483, Пятница

4 мая исполнилось бы 80 лет замечательному художнику Николаю Васильевичу Овечкину. К великому сожалению, почти шестнадцать лет назад оборвалась его насыщенная творческим трудом жизнь. Его творческий путь начался в Новочеркасске, а продолжился в Москве. За тридцать лет работы в Студии военных художников имени Грекова он выполнил огромное количество высокохудожественных живописных и графических произведений, в том числе ряд диорам и Плевенскую панораму. Творческие достижения Овечкина отмечены серебряной и золотой медалями им. Грекова, золотой медалью Академии художеств СССР, он был лауреатом премий Украины и Чехословакии, почётным гражданином города Плевена, а так же награждён медалью «За трудовое отличие» и орденом «Знак Почёта». Его с благодарностью вспоминают все, кто когда либо общался с ним.
Наш город, кроме широко известной монументальной картины Овечкина «Вольница», находящейся в постоянной экспозиции Музея истории донского казачества, располагает довольно большой коллекцией его работ, находящихся в фондах Дома-музея М.Б. Грекова. Небольшую часть из них новочеркасцы и гости Новочеркасска могут увидеть на выставке в Выставочном зале музея им. И.И. Крылова, которая откроется накануне Дня Победы.
Остаётся сожалеть о том, что в городе до сих пор нет картинной галереи, в которой разместились бы бесценные художественные сокровища, томящиеся в хранилищах МИДКа и его филиалов.

С Николаем Овечкиным я познакомился в 1961 году. Тогда он приехал из Москвы в Новочеркасск и работал в Музее истории донского казачества над монументальным полотном «Вольница». Это был трудный в материальном отношении период в жизни художника. Вспоминается такой эпизод. Осенним днём идём с ним по улице Просвещения. Свободный художник, недавний выпускник Суриковского института, в коротком светлом плаще, мощная чёрная шевелюра развевается на ветру. Я – тоже в плаще и шляпе. Как же – новоиспеченный старший преподаватель НПИ! На подходе к Московской Николай говорит:
— Слушай, Володя, дай трояк на ужин. – Совсем на мели.
Его угнетало безденежье. Он пытался подрабатывать. Вспомнив о своём опыте работы в школе и Доме пионеров, подрядился почасовиком к нам на кафедру архитектуры. Какое-то, очень короткое, время учил рисованию будущих инженеров-строителей. Однако контингент слушателей его никак не устраивал. С ними надо было начинать с азов (как держать карандаш, чем отличается рисованная линия от чертёжной и т.п.) да и отношение студентов-технарей к «изо» было для него просто оскорбительным.
Работая над «Вольницей», Николай Васильевич активно собирал вокруг себя художников города и осенью 1961 г. организовал 5-ю городскую художественную выставку (первые четыре организовывал художник-педагог Г.В.Беда, покинувший наш город в 1959 году). На выставке, она была развёрнута в библиотеке им. Пушкина, экспонировались и мои акварели, отобранные Овечкиным, видимо, по знакомству. Выставка показала, что художникам города необходимы регулярные занятия и квалифицированная помощь. С этой целью он возродил городскую художественную студию, поддержав тем самым традицию, заложенную И.И.Крыловым и продолженную Бедой. Студийцы регулярно выходили и выезжали с ним на этюды, благодаря чему заметно повышалось качество их работ. Сожалею, что из-за большой занятости в институте и дома (благоустройство недавно полученной квартиры в старом деревянном домишке), я не смог участвовать в этих вылазках на природу. Но само общение с таким человеком вдохновляло на занятия живописью.
Активную деятельность Овечкина всячески поддерживала бывшая тогда заведующая отделом культура горисполкома Н.А.Павленко. Её стараниями он получил однокомнатную квартиру в пятиэтажке на ул. Народной, а потом и помещение для мастерской на проспекте Жданова (теперь Баклановский, 63). За короткий срок в этой мастерской им было написано множество портретов, пейзажей, тематических картин.
В мастерской обсуждались его работы и работы студийцев, в неё тянулись все, кого интересовало изобразительное искусство.
Работал он вдохновенно, неистово. Умел и отдохнуть в кругу друзей-художников. Однажды и я попал в этот круг. В совершенно пустой, недавно полученной им квартире, собралось человек десять-двенадцать, в том числе двое ростовчан. Жена художника Н.Я. Лисименко (они жили в том же доме) по просьбе Овечкина сварила целую цыбарку раков. Откуда-то появились хлеб, много пива и немного вяленой рыбы. Расположились на газетах, расстеленных на полу, и пиршество началось. Все разговоры вращались, в основном, вокруг живописи и искусства вообще. Много шутили, смеялись.
Об огромном таланте и феноменальной трудоспособности молодого художника свидетельствовала большая персональная выставка (1963 г.), которой он завершил своё пребывание в Новочеркасске. В 1964 году Николай Васильевич был принят в Союз художников СССР и в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. На этом закончился короткий, но очень плодотворный, новочеркасский период творчества будущего народного художника СССР.