Сегодня: 20 апреля 8674, Понедельник

«По инициативе Павла Николаевича Лукичева в городе восстановлен памятник М.И. Платову, реконструирован храм св. Александра Невского, открыт Кадетский корпус, построена часовня св. Татианы на территории ЮРГТУ (НПИ)».
(Газета «Вечерний Новочеркасск», № 15, 22-28.04.2009г.).

Прочитав такое, «частные лавочники» рот открыли! Поистине, сколько живешь – столько узнаешь нового. Видимо, много нового узнали о П.Н. Лукичеве его коллеги по кафедре «Дизайн и культурология», где он – заведующий. Так много, что не преминули поделиться с нами. А мы – с ними. Так и появился этот совместный труд – в соавторстве. На вознаграждение не претендуем. Главное – истина.

В газете «ВН» №15 была опубликована статья А. Николаева, посвященная жизнедеятельности П.Н. Лукичева, зав. каф. дизайна и культурологии ЮРГТУ(НПИ). Обычно такие статьи публикуются к юбилею, либо в связи с крупным открытием или достижением. Такого рода публикации не исключают некоей комплиментарности. Почему бы не порадовать человека в его звездный час?
Однако здесь чувствуется явный перебор: еще немного и панегирик по стилю будет напоминать эпитафию. Но это только по стилю! Уважаемый Павел Николаевич! Здоровья Вам и долгих лет жизни! Вот только факты, изложенные в статье, и имеющие целью создать Вам имидж патриота города и ученого планетарного масштаба, далеко не всегда совпадают с реальностью и нуждаются в уточнении.
Кстати, само название статьи – «Если красота спасет мир, то дизайн спасет экономику России» — не совсем корректно: речь в ней идет не о дизайне как таковом, а о заслугах конкретного человека, вся профессиональная деятельность которого лишь на несколько процентов связана с дизайном.
В тексте статьи говорится о деятельном участии П.Н. Лукичева в возведении часовни Св. Татианы на территории ЮРГТУ(НПИ). Архитектор проекта и руководитель работ кандидат архитектуры профессор А.А. Тумасов категорически это отрицает. Что касается участия П.Н. Лукичева в восстановлении храма Александра Невского, который был открыт одним из первых ценой борьбы и гонений настоятеля храма отца Бориса, то в те годы П.Н. Лукичев преподавал дисциплину «Научный коммунизм», что само по себе было не совместимо с какими бы то ни было связями с церковью. И фамилия Лукичев ни о чем не говорит настоятелю храма. Возможно, автор статьи в «ВН», исказивший фамилию уважаемого профессора Ю.Т. Коженцева (написано «Кожинцев», причем неоднократно), мог допустить ошибку и в названии храма, перепутав, скажем, Константиновский храм с Александровским (в Константиновском храме работала просвирней жена П.Н.Лукичева).
Следующее несоответствие действительности — это участие П.Н. Лукичева в воссоздании памятника Матвею Ивановичу Платову. В.И. Кулишов, который был зам. председателя специальной комиссии по реализации этого проекта, ни в рабочей группе, ни среди активистов П.Н. Лукичева не заметил. И был искренне удивлен и даже возмущен заявленным фактом.
Далее речь пойдет об участии П.Н.Лукичева в открытии кадетского корпуса. К сожалению, первый его начальник Г. Писарев, казачий атаман П. Барышников, старейший его преподаватель краевед Лобов, начальник канцелярии Войска Донского Л. Кузнецов — все они скончались, так что живых свидетелей мало. Но М.В. Буланова-Топоркова, являясь внучкой генерала Новочеркасского кадетского корпуса И.А. Свечникова, который, выполняя служебный долг, эвакуировал кадетов в годы революции за рубеж, вспоминает, что в память о деде принимала активное участие в гуманитарной составляющей учебного плана и разработке концепции корпуса. Она не прерывала связи с основателями кадетского корпуса на протяжении многих лет. К сожалению, фамилия Лукичев среди них не упоминалась.
Единственным неискаженным фактом в статье является определенная степень участия П.Н. Лукичева в разработке Устава города. И на том – спасибо.
Теперь о событиях внутриуниверситетского масштаба. О том, кто на самом деле стоял у истоков МРЦПК – межвузовского регионального центра повышения квалификации, кафедр «Юриспруденция» и «Социология», лучше спросить у руководителей этих подразделений. Уж они врать не станут.
А вот об открытии выпускающей специальности «Дизайн» хочется сказать особо. Идея о создании такого направления в НПИ, в рамках кафедры «Культурология», возникла прежде всего у профессора Ю.Т. Коженцева. Юрий Тимофеевич был в этой области пионером, и благодаря его авторитету руководство вуза сочло возможным осуществить задуманное. А вот всю дальнейшую деятельность: получение лицензии на открытие специальности, переговоры о выделении 10 бюджетных мест в Министерстве образования и науки в г. Москве, формирование педагогического коллектива по направлению «Дизайн» взял на себя А.М. Кондюрин, в 1999 году сменивший на посту заведующего кафедрой ушедшего в творческий отпуск П.Н. Лукичева. A.M. Кондюрин провел большую работу по созданию материально-технической базы кафедры, по созданию учебно-методического обеспечения учебного процесса по специальности «Дизайн». Именно A.M. Кондюрин при активном участии Ю.Т. Коженцева успешно провел первый набор студентов-дизайнеров. И вообще, в открытии любой специальности в вузе участвует не один человек — в этом процессе задействован огромный коллектив во главе с администрацией вуза и факультета. А качественная подготовка профессиональных дизайнеров, работающих ныне в разных областях творческой деятельности — это заслуга всего коллектива кафедры: доцентов кандидата технических наук Т.Ю. Воробьевой, кандидата искусствоведения, члена Союза дизайнеров России Е.Н. Цыганковой, кандидата технических наук члена Союза дизайнеров России А.М. Кондюрина, кандидата философских наук Т.А. Алешиной, членов Союза художников России В.Г. Канаева, О.А. Медведевой, А.А. Гловацкой, члена Союза дизайнеров России Е.Г. Наумовой и других сотрудников кафедры. А вот у П.Н.Лукичева все научные труды лежат в области философии, культурологи, социологии, истории, а отнюдь не в области дизайна.

P.S. Готовя к печати эту нашу статью, мы решили навести справки о сегодняшнем доблестном труде в ЮРГТУ (НПИ) П.Н. Лукичева и узнали любопытную новость. Павлом Николаевичем сильно интересуется ОБЭП. По нашей информации, на кафедре числились, не ведя занятий, два профессора. Кто получал за них зарплату, сейчас выясняют следственные органы.