Сегодня:

В кинотеатрах началась «Операция «Валькирия» Брайана Сингера – кинобиография предателя, спасавшего свое отечество.

«Операция «Валькирия» – кино в известной мере парадоксальное. Сложно ожидать что-то хорошее от голливудского фильма на историческую тему, тем более если режиссер оного за всю жизнь отснял ровно три ленты, две из которых были «Людьми-Икс», а одна и вовсе «Возвращением супермена». Не большее доверие внушал и кастинг: Том Круз в качестве знаменитого заговорщика и толпа фактурных ирландских актеров, загримированных под нацистов, – это тоже, знаете ли, не Аль Пачино в роли венецианского купца. Однако же обошлось. «Валькирия» оказалась лентой красивой, зрелищной и на удивление неглупой.
Справедливости ради стоит заметить, что выбранная съемочной группой история изначально была очень выгодной: биография полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга прямо-таки создана для того, чтобы ее экранизировали. Аристократ, фанатик, высокопоставленный офицер вермахта, он погиб как изменник и только по окончании Второй мировой был признан героем, по чистой случайности не сумевшим убить фюрера и остановить войну. Впрочем, голливудские historical movies знамениты как раз умением на корню губить исходный материал, и в этом смысле хороший сюжет ничуть не выгодней сюжета поплоше. И тут Сингер придумал, что называется, ход: его «Валькирия» – это не исторический эпик со всеми вытекающими, но скромный, ни на что не претендующий политический триллер. Здесь нет ни тягучей лавстори, ни пафосных монологов, ни утомительного мелодраматизма – всего лишь история одного заговора, обрисованная достаточно подробно, чтобы соответствовать действительности, и достаточно поверхностно, чтобы оставаться увлекательной.
В некотором смысле лента Сингера – это своеобразный анти-«Адмиралъ», прекрасный пример того, как можно и нужно обращаться с историческим материалом. Режиссер с видимым наслаждением смакует ретро-эстетику – все эти полумраки кабинетов, лакированные авто, пластинки Вагнера, кожаные сапоги и кокетливые дамские шляпки. Тем не менее, декорации остаются декорациями, а люди – людьми. Даже проходные персонажи – вроде машинистки Штауффенберга или четырежды появляющегося в кадре начальника берлинского гарнизона – являют собой цельные, подробно обрисованные характеры; о героях, находящихся в центре зрительского внимания, и говорить нечего. Том Круз идет по коридору и, в общем, прекрасно справляется с ролью живого человека, борющегося с собственными страхом, отчаянием и сомнениями; достойную пару ему составляет болезненно харизматичный фельдмаршал Бек в исполнении Теренса Стампа. Великолепен Гитлер (Дэвид Бамбер): вопреки бытующей художественной традиции Сингер изображает фюрера не маньяком и монстром, но уставшим, надломленным, явно больным человеком, проникновенно рассуждающим о Вагнере и буднично слушающим доклады подчиненных. Вообще обыденность, с которой Сингер изображает своих героев и обстоятельства, в которые они попадают, подкупает куда больше традиционной сентиментальности, граничащей чуть ли не с житиями святых. Все, что может вызвать у зрителя лишнюю слезу, безжалостно отсекается. Даже такая многообещающая тема, как отношения Штауффенберга с семьей, обозначена легчайшим пунктиром – вот жена, вот четверо детишек, вот они уезжают, чтобы больше в кадре не появиться. Действие с начала и до конца сохраняет лаконичность офицерского френча и динамизм марширующего строя. Его можно было бы назвать суховатым, если бы не тот факт, что на задворках сюжета, не в центре, но по углам находится место и для драмы, и для идеалов, и для подвига. Не злоупотребляя режиссерскими находками, Сингер, тем не менее, очень четко расставляет акценты – чего стоят хотя бы намеренно документализированные финальные титры или сцена, где полковник выкидывает лишенную кисти культю с воплем «Хайль Гитлер!».
Немаловажно и то, что, имея заведомо известный финал, картина всю дорогу остается увлекательным триллером. Даже зная, что в финале главных заговорщиков расстреляют, а всех остальных – повесят, невольно думаешь: черт, а ведь все могло и получиться. И эта мысль, наверное, самый большой комплимент, который можно сделать «Операции «Валькирия» – ленте о человеке, который мог изменить историю и не сделал этого только по нелепой случайности.
row['name']