Сегодня:

Бюрократизм и коррупция – ближайшие родственники. Так скажет любой, кто сталкивался с какой-либо казенной «конторой»: при получении паспорта или регистрации собственности, обучении ребенка в школе или лечении в поликлинике, оплате услуг ЖКХ, получении справок, субсидий и др.
Почему зачастую мы чувствуем себя униженными и оскорбленными при общении с чиновниками? Почему многие из нас готовы платить (и платят) за услугу, оказываемую тем или иным столоначальником? Да потому, что далеко не все и всегда представляют, что господин чиновник обязан делать – по закону и бесплатно.
Как поставить бюрократа-вымогателя на месте? В этом нам помогут правовые знания и, прежде всего – знания административного регламента того или иного учреждения, организации.
Что же это такое — административный регламент?
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — документ, систематически описывающий все требования, определенные законодательством, к процедуре исполнения той или иной государственной функции или предоставления государственной услуги.
Чем административный регламент отличается от традиционных приказов?
Действующие приказы министерств утверждались в разное время и преследовали разные цели. Поэтому сегодня подзаконное регулирование представляет собой, образно выражаясь, «лоскутное одеяло» со всеми вытекающими отсюда последствиями. В приказах не указывается ответственность тех, кто их должен выполнять. Административный регламент — совершенно другой документ, в нем детально, по шагам, описываются все процедуры согласований, сроков выполнения каждого этапа деятельности. Это публичный документ, и заявитель вправе обжаловать действия чиновника, если они не соответствуют положениям регламента. Чем прозрачнее и четче процедуры экспертизы, регистрации и т.д., тем легче работать и чиновнику, и производителю.
Вот слова директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития А.В. Шарова, сказанные им в одном из интервью газете («Газета»,26.11.2007 г.):
«Административные регламенты — относительно новое в российской действительности явление. В них описаны процедуры, которые чиновник может и должен совершать в процессе своей работы. Там четко указано, сколько времени ему отпускается на выполнение процедуры и самое главное — определены сроки рассмотрения документов. То есть административные регламенты сводят к минимуму необходимость личного общения госслужащего с обратившимся к нему за помощью лицом. А раз все прописано и заранее известно, то не может быть и предмета для договоренности с чиновником.
Возьмем регистрацию прав на недвижимость. На нее по закону отводится 30 дней. Это означает, что можно зарегистрировать свои права хоть за час, а можно и за 29 дней. Административный регламент же этот вопрос четко расписывает. Там указано, кто и в каких случаях может принять решение о сокращении сроков регистрации. Аналогичная ситуация и по другим справкам и документам».
По мнению А.В. Шарова, принятие административных регламентов выгодно, конечно же, гражданам. Но нет ли при внедрении административных регламентов противодействия со стороны чиновников?
«По ряду административных регламентов оно действительно есть, отвечает на этот вопрос директор Департамента Минэкономразвития, — особенно на уровне среднего класса чиновников. Но наша задача проста: те чиновники, которые не смогут подстроиться под административные регламенты, должны проголосовать против него ногами. То есть уйти с государственной службы. Ведь регламент делается для людей с правильной мотивацией, которые понимают свои права и обязанности. Новое поколение чиновников в этом смысле должно быть клиентоориентированным, то есть заботиться о потребителе государственных услуг, будь этого хоть физическое, хоть юридическое лицо».
Таким образом, административный регламент является ведомственным актом по защите прав потребителей государственных услуг. Выгоден он не только гражданам, но и самим чиновникам: он защищает и их – от чрезмерных требований некоторых потребителей.
После внедрения первых административных регламентов от самих чиновников стали поступать рекомендации о том, как усовершенствовать тот или иной административный регламент, чтобы его не нарушать. К примеру, на обслуживание одного клиента предполагается затратить 30 минут. Но на практике выходит: не укладывается госслужащий в это время — очень трудоемкая работа! И чиновник предлагают: давайте вот эту процедуру упростим, вот эту – они излишние.
Очень важно при внедрении административных регламентов взаимодействие обоих сторон: чиновника – поставщика государственных услуг и получателя – гражданина.
Насколько эффективны административные регламенты в борьбе с коррупцией?
На этот вопрос А.В. Шаров отвечает так:
«Когда борешься со взяточничеством, самое важное — создать правильные мотивы для работы среднего и младшего персонала. Внедрение административных регламентов как раз на это направлено. С чиновника спрашивают не за что-то отвлеченное, а именно за скорость и качество обслуживания населения. Такой же постановки вопроса никогда не было. Работает себе ведомство и нет проблем, а то что там очереди и люди огромные деньги посредникам платят, то это никого не волновало. Мы же говорим — если у тебя в ведомстве очереди и услуга некачественная — значит ты неквалифицированный работник и мы с тобой будем расставаться. Но если ты достигаешь заданных показателей, то ты растешь по службе, получаешь более высокую зарплату. Также административные регламенты решают еще одну важную проблему. Это выявление у госучреждений функций, которые смело можно передать бизнесу. Допустим техосмотр. Правительство еще три года назад заявило, что техосмотр будет передан аккредитованным организациям».