Сегодня:

Жители городов бродят по улицам, населяют дома, расположенные на этих улицах, и зачастую даже не догадываются, в честь кого или чего получили имена переулки и проспекты, районы и спуски, площади и проезды. Вот, например, в Новочеркасске на улице Грекова есть дом, где раньше обитал художник-баталист М.Б. Греков с семьей, улица Крылова напоминает о мастерской художника Крылова. А вот в честь кого названа улица Дубовского? О нем мало говорили и почти не писали, причем совершенно напрасно забыли этого некогда жившего в Новочеркасске замечательного пейзажиста. Но не перевелись еще целеустремленные энтузиасты и борцы за справедливость среди наших современников. Именно таким я вижу Владимира Ивановича Кулишова, преподавателя Детской художественной школы, художника, искусствоведа. А еще он удивительно настойчив, ведь он не просто пытался и трудился, не получая должной отдачи, не бросил, казалось бы, уже гиблое дело, а довел его до конца. Владимир Иванович добился рождения книги, которую собирал и так ждал сам, которую хотели увидеть многие, в том числе семья художника Дубовского, ценители искусства, знатоки истории и обычные, но интересующиеся и любознательные люди.
— Может получиться отдельный роман, если рассказать то, как писался труд о Дубовском, – так начал увлекательную историю о хождении по мукам (своем и картин Дубовского) Кулишов. Не сразу я поняла, что он не преувеличивает.
— Я переехал из Краснодара в Новочеркасск. Тогда же в 70-е в Петербурге, где учился, увидел картину Дубовского «Притихло» и остался очарован работой художника, а тому, что сведений о нем очень мало, был очень удивлен. Информации о художнике было настолько мало, что дипломную работу по его личности я защищать не отважился, боялся, что не наберу материала.
Тогда эта несправедливость казалось удивительным совпадением, роком непризнания, загадкой судьбы. Позже, кажется с 1978-го, я начал искать разгадки. Это было нелегко. Поскольку полновесных книг о художнике не выходило, и даже брошюры о Дубовском можно было перечесть по пальцам одной руки.
Сам Третьяков – основатель Третьяковской галереи — купил картины Дубовского, чем, казалось бы, уже предрек его успех. Когда посмертно он завещал не разъединять собранную им коллекцию русских художников, он вроде как забронировал признание на долгие годы. Но завещание было нарушено – картины разлетелись по всему свету. После чего долгое время Дубовской был известен как автор чуть ли ни одной картины «Притихло», которая, считается, похожа на картину Левитана «Над вечным покоем», хотя написана раньше той.
— Так кто на кого похож?! – удивляется Кулишов. — Тем более что картин Дубовского очень много, найдено уже около тысячи в более чем 70-ти музеях. И как при таком разбросе можно составить полное представление об их авторе? Тем более что не было нигде собранных воедино правдивых данных, и хорошего качества иллюстраций добиться очень нелегко и недешево. А художника словами не опишешь. Соответственно в мою будущую книгу нужно было обязательно добыть как можно больше репродукций, причем достойного качества.
— Смотрите, какие странные вещи происходили, — продолжает Владимир Иванович. — Дубовского поддерживали именитые живописцы Репин, Васнецов, Серов, чьи отзывы о творчестве художника часто были положительными. Он был обласкан критиками вначале, затем низвергнут. В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Более того, «по установленному порядку» Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долгое время считается лишь «одним из самых сильных конкурентов Дубовского».
Обо всем этом Кулишов писал еще в 2002 году в статье ««Рок непризнания» Николая Дубовского». То, что рок навис над Дубовским, не раз приходилось слышать Владимиру Ивановичу в семье этого художника. А сам он считает и пишет, что никакого «проклятья» в забвении Дубовского не существует, зато очевидно замалчивание с целью возвышения одного художника за счёт принижения другого.
— Я же старался писать объективно: ничего не преувеличивать и не преуменьшать, ничьих достоинств не умалять и фактов не замалчивать. А ведь так легко даже не соврав, но умолчав, скрыть правду, вознести кого-то или принизить, – это Владимир Иванович говорит уже о содержании недавно вышедшей книги.
Если обычное замалчивание фактов сумело так надолго создать вокруг талантливого человека плотный кокон, ради благополучного продолжения всей этой истории о книге нужно говорить как можно больше и точнее.
Первый том серии иллюстрированных содержательных подарочных книг (автором которого является Кулишов) рассказывает о Митрофане Борисовиче Грекове, о поворотах в его жизни, о его творческих достижения. Разузнать о Грекове было менее проблематично, но и здесь возникали своего рода препятствия. Все же книга была выпущена вовремя — сразу после юбилея художника.
Владимир Иванович прошел особо тернистый путь подбора материала для составления второго тома. Рукописный отдел Третьяковской галереи, центральный государственный исторический архив – вот где по строчкам собиралась правда о Дубовском. Пришлось переворошить кипы дореволюционной прессы. Кулишов перечитал множество журналов более чем вековой давности и газеты: русские, московские и санкт-петербургские «Ведомости», в которых писали о художнике при его жизни. Весомая часть материала была передана семьей художника.
Но собрать информацию о художнике оказалось недостаточно. Кто бы мог подумать, что путь продвижения книги в печать будет более чем тернист? Подготовка творенья Кулишова о художнике длилась в общей сложности тридцать (!) лет.
В 1986 году был составлен договор и принят к изданию труд на 200 с лишним машинописных страниц. В 1989-м автора еще ободряли и предлагали не унывать. Параллельно с этой работой писались статьи, велась переписка с семьей, выходили (как, например, «В низовьях Дона») и планировались, но не выходили («Таганрог и его окрестности») в печать книги по истории и архитектуре донского края.
Потом наступила перестройка. Уже должен был быть в продаже, но пока существовал в единственном экземпляре оригинал-макет книги о Дубовском, который смотрели и читали друзья, знакомые, коллеги. Надежда о выпуске книги хоть небольшим, но тиражом еще теплилась.
Раньше нужно было проходить массу инстанций, чтобы опубликовать свой труд, сейчас мы живем во времена, когда можно выставить напоказ все что угодно при условии, если на это есть деньги. Но деньги почему-то находятся именно «на что угодно», а книга В.И. Кулишова о прекрасном художнике все ждала и ждала своего времени, чтобы появиться, наконец, в конце 2008 года.
«Уроженец Новочеркасска, выдающийся Николай Никанорович Дубовской внес значительный вклад не только в развитие русской пейзажной живописи, но и в изобразительную культуру донского края», – так начинается предисловие долгожданной выстраданной книги. Она прекрасно издана: отличное качество репродукций, интереснейший текст. Помимо картин Дубовского в книге представлены работы его товарищей-передвижников.
Раньше сложить собственное представление о творчестве Н. Н. Дубовского удавалось, посетив музей истории донского казачества. Именно туда по завещанию художника в 1946 году из Русского музея было передано немало его произведений, а также собранная живописцем коллекция работ его товарищей-передвижников. Но теперь насладиться творчеством мастера русского пейзажа, полюбоваться его живописью, получить эстетическое удовольствие можно и по книге, отпечатанной в Ростове тиражом 600 экземпляров. В этом томе о нашем земляке-художнике на первой странице стоит имя тоже новочеркасца и тоже художника – Кулишова, представленного широкой аудитории как автор и составитель текстов. Я знаю, что в планах автора есть продолжение серии книг о замечательных художниках, живших и творивших в нашем городе (благо есть о ком написать). А о творчестве Н.Н. Дубовского будет напоминать не только книга В.И. Кулишова, но и Детская художественная школа, в которой много лет работает Владимир Иванович: есть замечательная идея присвоить школе имя художника Дубовского. И хочется верить, что она будет реализована.